Автор Тема: Импровизация и оригинальность, музыкальность  (Прочитано 35590 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Тема импровизации когда-то уже поднималась на форуме, но я думаю (и надеюсь, что многие меня поддержат), что такие темы нужно периодически обсуждать заново в попытках взбудоражить наши умы для создания ими чего-то интересного и музыкального.
Да и проблема актуальна для нас. Имхо, особенно в среде наших рок-гитаристов мало кто может внятно импровизировать да и ещё чтобы это слушать было приятно-интересно.
Вот как я обычно импровизирую?  :biggrin:
Метода два – либо куда глаза-пальцы глядят, т.е. играю, что хочу и не думаю о том, что сыграть (фактически – в слепую, отдаваясь во власть Его Величеству Случаю), либо применение каких-то стандартных клише по типу обыгрывания арпеджио, секвенциями гамм в различных позициях. Ну типа, вот фраза по пентатонике, потом что-то на легато по натуральной полной минорной или мажорной гамме, потом какой-нить запил ПШ вверх по грифу куда пальцы заведут и  сделать вверху пару злостных бендов. Но всё это уже сотни тысяч миллионов раз было. И всему этому так не хватает эмоциональности, оригинальности, музыкальности. Рядового слушателя негитариста такие импровизации не впечатлят, не зацепят нитей его души.
Имхо, при импровизировании нужно стараться создавать на ходу музыку, а не просто комбинировать упражнения на технику и перемешивать заученные аппликатурные сетки.
Интересны какие-нибудь нестандартные для блюза, блюз-рока, хард-рока (т.е мажоро-минорной пентатоники и избитых блюз-роковых клише с бендами от 4 к 5 ступени или от 7 к тонике), в которой мы обычно варимся при спонтанных неподготовленных импровизациях) ходы, идеи. Ну, например, акцентирование при импровизации надстроек аккордов (9,11, 13), пусть даже они и не присутствуют в аккомпанементе. Ну, допустим, звучит До-мажорное трезвучие, а мы на него где-то вверху (например, на 15 ладу 2-й струны) играем длинную ноту Ре, добавляя вибрато, или подтягивая Ре от До. Игра мажорных арпеджио на параллельный минорный аккорд приём (арпеджио С на аккорд Am)и наоборот – тоже известный приём. Потом можно делать вкрапления хроматизмов, как бы сглаживая пассаж, делая его плавно-текуще-переливчатым.
Ну или можно попробовать посложнее. Допустим, можно попробовать в импровизации темы опираться не на гармонию темы, а на проходящие аккорды, которые можно разместить между основными. Или обыгрывать одни конкретные аккорды в гармонии композиции арпеджио или аккордовыми нотами других аккордов в результате замены (Тему про замену одних аккордов на другие открывал Армен в разделе Техника. Желающие могут поискать её там). Хотя эти фишки тоже могут прозвучать несколько искусственно. Но эти идеи хоть не заезжены-затяганы многотысячной армией рок-металл гитаристов.
Конечно, импровизации можно учиться всю жизнь и не врубиться, а можно не изучая ее, просто взять и родить. Но ведь у многих из нас есть какие-то задатки музыкальности, чувства, фантазия. Т.е. вроде с нами и не всё так безнадёжно, нужно пробовать в себе развить способность к импровизации. Ну и понятно, что нужно слушать импровизации Скофилда, Метени, Бенсона, Маклафлина, Гамбале, Холдсворда и иже с ними, играть их импровизации, пытаться подражать их стилям по типу «вот сейчас я сыграю как Бенсон, а вот тут уже я попробую что-то Гамбалеобразное. Ну  и петь, естественно, нужно побольше, чтобы музыка была не в пальцах, а в голове.
Ну вот, собсна, пока всё. Высказывайте свои мысли по поводу того, как сделать импровизацию насыщеннее, оригинальнее, разнообразнее, и главное – музыкальнее, чтобы импровизация была больше похожей на мелодичную музыку, а не на бесконечное ковыряние наугад в двух боксах минорной пентатоники или просто попытки тупо влепить какой-нить хитроумный лад или постоянная пилёжка гаммы 16-ми. Ну и также не забывайте про ваши мысли относительно способов развития навыков спонтанной импровизации и сохранения при этом музыкальности.
А вообще мне нравится, как духовики импровизируют. Особенно саксофонисты жгут. Вот бы я хотел так импровизировать, как они…  :eek:

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Можно вообще потрепаться о том, кто как импровизирует сейчас, как бы хотел играть без подготовки, и что он собирается для достижения такого результата сделать. :) Тоже очень интересно. ;)

Оффлайн Engel

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 379
  • Репутация: +15/-8
Мне кажется, для начала стоит прекратить "пилить" по грифу. Начать играть просто четвертями, половинными, может даже целыми нотами. При этом пробовать что-то новое для себя, пробовать красиво подойти к тем же надстройкам (9,11,13), попробовать различные альтерации (b2 или вот меня в последнее время цепляет чередование пониженной и натуральной 6 ступени в миноре).
Главное тут не позволять себе ни одной "лишней" ноты, лишней не с точки зрения теории, а с точки зрения красоты и связности музыкальной мысли.
Ну и конечно не следует думать, что пентатоника - это избито, поэтому я не буду играть пентатонику. Ведь иногда она ой как хороша!

Оффлайн Тракторист

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3308
  • Репутация: +346/-16
ипровизация реально затормаживает развитие всего остального, если тока ей и заниматься.
По сабжу
все не осилил, чтобы клево импровизировать,банально, но нужно  меньше   ипровизировать,нужно больше играть нормальные вещи, тогда ипровизация реально будет более интересно звучать и сама собой вырисовываться из того опыта который получишь при разборе и игре законченных вещей.Особенно нужно налегать на классику, там стока фишек, сколько Сатчам и пр. гитарным богам и не снилось.
« Последнее редактирование: Мая 17, 2006, 13:28:14 от Тракторист »

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Я остаюсь при своем мнении, которое я изложил в теме "Блуждать....")) в раделе техника:

музыка должна появляться несколько раньше чем пальцы прикоснуться к струнам.

В идеале ты создаешь всю музыку со всеми голосами в голове. Самый же минимум,
который многие используют - предслышание. Это когда ты знаешь в какую ноту надо въехать
чтобы прозвучало как ты задумал. Чем больше нот вперед слышишь, тем круче)))

Оффлайн X_Master

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 445
  • Репутация: +13/-26
  • Ученик
Для меня импровизация - это когда ты можешь переложить на гитару музыку, к-я только что родилась в голове. Просто берёшь гитару и начинаешь сразу играть не задумываясь и без задержек то , что  голову пришло. К сожалению мой уровень слуха не позволяет мне сейчас так импровизировать. Но я к этому стремлюсь.

Оффлайн Surch

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 755
  • Репутация: +834/-84
А может так лучше... :rolleyes:
Сначала спокойно посидеть,набросать и выучить для себя некоторые "вкусные" моменты,а в момент импровизации пользоваться заготовленными кусками,как бы отталкиваясь от них,соединяя их чем-нить безумным.В принципе,когда хватает времени,я так и делаю.Хотя как правило,его на это не хватает. :biggrin:

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
А может так лучше... :rolleyes:
Сначала спокойно посидеть,набросать и выучить для себя некоторые "вкусные" моменты,а в момент импровизации пользоваться заготовленными кусками,как бы отталкиваясь от них.
Всё это хорошо, но... :)
А если случай "Здрасьте. Меня зовут Петя, это - Коля.  Последовательность аккордов: | C Am | Ab G | C Am | Fm G |; размер 6/8. Ну что, пошли на сцену?"  Тогда как быть? :)

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
А если случай: слюшай друк, исполни нам пожалста нашю любимую национальную вещь, которую
мы с детства слышали високо в горах кавказа.... а не исполнишь - зарежем:) Ты говоришь- а я не слышал.
А они: так мы напоем..... ...... Видишь. Несложно. Поиграй нам ее полчасика.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
А они: так мы напоем....
Ну, смотря как напоют... :) Если будут сильно лажать, то за ними и не подберёшь на слух. Но кавказцы в целом хорошо поют. :) Так что может и повезти. :) И можно их попросить спеть ещё пару-тройку раз, а то, мол, подобрать не успел... :)
Но, это ведь не вольная импровизация без подготовки, а подбор уже готовой мелодии на слух и посторение на её основе вариаций, т.е., имхо, нечто другое.

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Я считаю, что импровизация должна строиться на теме. Тема может быть задана мелодией. В этом случае
на импровизатора ложится задача гармонизации, но в тоже время это доп. свобода. Тема может быть задана и мелодией и аккордами - как стандарты в джазе. В этом случае задача гармонизации уже содержит в условии
некий гармонический скелет. 

Считаю, что свободная импровизации ,так как ты имеешь ее в виду, разбивается на два этапа или явления:
 сочинение темы сходу(лучше в голове) и развитие темы (обыгрывание темы) . Чем больше разнообразных вариаций темы можешь сыграть ,тем больше твой потенциал как импровизатора, имхо  (это отличается от подхода, когда музыка создается из фраз, ликов и т.д.)

Вот эта тема вариаций реально очень интересная и полезная - ее надо в отдельный топик.
« Последнее редактирование: Мая 18, 2006, 13:11:28 от Hermit »

Оффлайн Surch

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 755
  • Репутация: +834/-84
Да не,с готовыми мелодиями,даже с национальными,попроще....
Помницца,ещё в 1993-м приезжали парни с гор на свадьбу,я им аппарат ставил.Так вот там такая идеология и присутствовала.5-6 нот гоняли туда-сюда по полчаса.Кстати,что тогда удивило,они гитару перестроили как-то дико...Первая была до,вторая что-то типа си-бемоль.Весело в-общем было :):):)

Оффлайн Andy5

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 249
  • Репутация: +1/-3
  • губернатор острова Борнео
Сразу скажу, что импровизацией я серьёзно не занимался, так что всё ниженаписанное - досужие вымыслы :)
Как мне кажется, работать надо над двумя аспектами:
1) Связь между головой и пальцами. Т.е. всё, что звучит в голове, должен моментально уметь сыграть. Иногда это называют "предслышание".
2) Развитие своего музыкального мышления. Т.е. в голове должно звучать не что попало, а интересная музыка :)
Кажется, что проработав 1 и 2, проблем с импровизацией не будет.

Если с 1 всё более-менее понятно, то как развивать 2 - загадка. Наверно тут следует почитать ваевский труд "Martian Love Secrets".

Оффлайн Surch

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 755
  • Репутация: +834/-84
Если с 1 всё более-менее понятно, то как развивать 2 - загадка. Наверно тут следует почитать ваевский труд "Martian Love Secrets".
А по-моему следует просто позанимацца этим как следует,и развить в себе №2.А вай...Да ну его.Каждый со своей колокольни :):):)

Оффлайн Groovistico

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2084
  • Репутация: +395/-186
Имхо, импровизация - это вопрос фантазии. Если у человека достаточно богатая фантазия, то и импровизация будет классная и интересная, а если нет у человека фантазии, то как её развить?.. Как минимум, это вопрос не из области музыки, как таковой.
А вот как это всё сыграть нотами - вот это уже отдельный вопрос. Тут, наверное, нужно очень хорошо слышать (а не видеть) гриф. Ну не знаю, короче, точно, знал бы - использовал! :) :) :) :)