Автор Тема: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд  (Прочитано 26024 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #210 : Декабря 14, 2015, 14:17:16 »
Когда вы там играет Ля я слышу ее конкретно как тонику.

Если бы это бы тональность Ми, то пентатоника Ля совсем не "вкатывала"
Попробуйте поиграть Ля минорную пентатонику на заведомо однозначную Ми минорную тональность.

Цитировать
а если поиграть блюзовый лад, то есть -5 добавить, то Am не вкатывает почти нигде, в то время как Em продолжает оставаться на своем месте.
А где у вас там b5?
По-моему, наоборот, блюзовая b5 звучит в Am именно так как она и должна звучать (хотя это не в стиле здесь), а вот если играть ее в Em, то ее окраска становится нехарактерной, "фригийской".

Цитировать
Мне кажется там есть быстрая смена тональности что-ли, чередование Em и Am, потому что либо ля, либо ми попадает на сильную долю. Сначала Am-C это тональность Am, потом связка D-Em, ну и вроде как в Em пришли.
Так можно рассматривать - но это именно доказывает, что это не тонально-функциональная гармония, а ладовая. А если ладовая, то основной лад называется по финалису, который в этой песне Ля.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #211 : Декабря 14, 2015, 14:25:32 »

Например, в Мурке опевается 5я ступень, но это не значит, что она тоника.


Этот упрек адресуйте себе, когда Вы услышав опевание нот субдоминанты решили, что она тоника )))) И вообще, мне уже кажется,что Вы песню не слышали или думаете совсем о другой композиции Цоя.

Оффлайн S.Ailarov

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 684
  • Репутация: +135/-2
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #212 : Декабря 14, 2015, 14:31:10 »
S.Ailarov,
Вы не пентатонику , а гамму сыграйте. Ваше "кажется "  перерастет в устойчивое убеждение.



Тогда надо играть дорийский ля минор. Ясно,что фа бекар будет вылетать. Гамма общая в данном случае и ничего не доказывает.
« Последнее редактирование: Декабря 14, 2015, 14:33:02 от S.Ailarov »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7847/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #213 : Декабря 14, 2015, 14:34:13 »
Любая строка этой песни (и в куплете, и в припеве) заканчивается на Em, и я думаю, что это не детский сад, а всё-таки ощутимый аргумент, т.к. это основная часть. Поэтому аргумент про финалис мне кажется недостаточно веским. Хоть и "всё остальное, где не поют" :) к песне безусловно относится. Кстати, концовка не на голом трезвучии, а на "красочном" аккорде, который полюбому не воспринимается как полный покой (абсолютная устойчивость).

Что касается того, тонально-функциональная это гармония или ладовая, то тут тоже не вижу однозначного ответа. Поскольку натуральный минор — это обычное дело.
« Последнее редактирование: Декабря 14, 2015, 14:39:13 от MrLf »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #214 : Декабря 14, 2015, 14:38:11 »
S.Ailarov, А что мешает играть Ми минор на аккорд Am , при этом опевая ноты аккорда Am? Хотя, Дорийский - это , конечно романтичней )))

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7847/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #215 : Декабря 14, 2015, 14:41:51 »
Хотя, Дорийский - это , конечно романтичней )))
И моднее, прогрессивнее :)

Оффлайн S.Ailarov

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 684
  • Репутация: +135/-2
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #216 : Декабря 14, 2015, 14:42:22 »
Powerhand,
причем здесь романтичней? Фа диез в гармонии.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #217 : Декабря 14, 2015, 14:48:50 »
Powerhand,
причем здесь романтичней? Фа диез в гармонии.

Вам Фа-диез мешает играть Ми минор, в котором этот диез по опредлению???

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #218 : Декабря 14, 2015, 14:51:27 »
Этот упрек адресуйте себе, когда Вы услышав опевание нот субдоминанты решили, что она тоника ))))
Какой упрек?
Так в Мурке "опевание" "субдоминанты"?
Поскольку Вы не музыкант и человек в смысле музыки, видимо, необразованный, я, к сожалению, не смогу Вам объяснить, что в "пачке сигарет" нет никакой субдоминанты.
Цитировать
И вообще, мне уже кажется,что Вы песню не слышали или думаете совсем о другой композиции Цоя.
Почему Вам так кажется?


Цитировать
Что касается того, тонально-функциональная это гармония или ладовая, то тут тоже не вижу однозначного ответа. Поскольку натуральный минор — это обычное дело.
Минор - это функциональная система дополняющая натуральный мажор и образующий гармоническую систему Мажоро-минора со ее SDT. Минор как гармоническая система подразумевает гармоническую доминанту, чтобы реализовались функции данной системы. Натуральный минор это всего лишь один из минорных ладов, который работает в Миноре, как гармонической тональности.

Если используется чистый "натуральный минор", то по сути это рудимент эолийского минора. Поэтому нат. минор в системе функционального мажоро-минора сохраняет многие черты модальности.

Но в данном случае речь не об этом. Именно неопределенность и доказывает, что это не тональногармоническая система, а модальная.
В свое время народ спрашивал - "как это в модальности тоники нет?" Вот вам и пример. Она есть, но она не столь определенная, как в системе с SDT.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7847/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #219 : Декабря 14, 2015, 14:56:16 »
Можно ли назвать пьесу, которая целиком в натуральном миноре, "тонально-функциональной", или нельзя — это уже, как мне кажется, очень философский вопрос, это спор о нюансах терминологии и т.д. Да, возможно это интересный вопрос для очень теоретической книги.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #220 : Декабря 14, 2015, 15:21:42 »
eye, А если я  музыкант? А если тут у 90% нет даже намека на музыкальную грамоту? Тогда что? Вы замкнетесь в гордом молчании?
Сначала Вы подчеркиваете свое особое слышание, зачем опелируете к чьей то грамотности. Но при этом не хотите замечать очевидного  - мелодия стремится не к ля, а к ми. Снимите, запишите ее нотама, расставьте цезуры.
Ткните носом , что я не прав.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7847/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #221 : Декабря 14, 2015, 15:29:28 »
Снимите, запишите ее нотама, расставьте цезуры.
Не царское это дело. Тут "анализ" всегда по слуху делают. А над нотами тут едко иронизируют, ноты — они же для глухих придуманы :)

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #222 : Декабря 14, 2015, 15:36:48 »
MrLf, Интересно, сам автор песни чем вдохновлялся, когда писал эту песню? Мне кажется, что она несколько вымучена (при всем уважении к Цою) и начиналась она не с припева или проигрыша, а с монотонной попытки поимпровизировать на аккорд Em.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7847/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #223 : Декабря 14, 2015, 15:42:19 »
...начиналась она не с припева или проигрыша, а с монотонной попытки поимпровизировать на аккорд Em.
Может, и так. В любом случае, если думать о ней как о натуральном e-moll, ничего страшного не произойдёт.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #224 : Декабря 14, 2015, 19:16:13 »
Если спеть мелодию без аккордового аккомпанемента, то очевидно  получается ионийский лад. Тональный центр «Е» по разрешению неустоев чувствуется сразу. Особенно в припеве, где оборот движения из доминанты в тонику не оставляет малейших сомнений. Дорийский лад в мелодии ощутить у меня никак не получается  (даже при усилии и желании).

К двойственной трактовке приводит гармонизация. Натуральный минор не всегда очевидно себя проявляет в гармонии (о чем часто говорил EYE в своих постах).

Странно, что эта  песня вызвала дискуссию. По-моему тут все предельно ясно, так как мелодия (из которых половина нот как у монгольского шамана на тонике) не оставляет слуху никакого выбора))))