Автор Тема: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд  (Прочитано 25922 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #225 : Декабря 14, 2015, 19:31:30 »
Если спеть мелодию без аккордового аккомпанемента, то очевидно  получается ионийский лад. Тональный центр «Е» по разрешению неустоев чувствуется сразу. Особенно в припеве, где оборот движения из доминанты в тонику не оставляет малейших сомнений. Дорийский лад в мелодии ощутить у меня никак не получается  (даже при усилии и желании).
А Вы точно именно эту песню слушали? Речь была о "Пачке сигарет".

Оффлайн СуперГерман

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 892
  • Репутация: +429/-39
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #226 : Декабря 14, 2015, 21:11:38 »
  :krage: Оставьте иронию. Маэстро написал дельный комментарий, - именно про эту песню! От себя добавлю (соглашусь), что нетипичная для российской попсы гармоническая последовательность вкупе с назойливо повторяющимся бормочущим мотивом рождает в воображении у неокрепшего слухом российского слушателя ощущение чего-то экзотического и потустороннего  :bur2: , что особенно впечатлительные и неподкованные в теории на практике слушатели горазды выдать за эксклюзивное знание о том отстранённом воздействии на психику, что оказывает колорит старинного лада греческой этимологии  :ven:. Оно и немудрено!! Ведь в генеалогии данной песни (про "пачку сигарет") заложена медитативная практика чукотских шаманов - с дымом костра и бубнами. Вот оттуда и "видения"...  :worship: :sharm: 
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2015, 00:56:48 от СуперГерман »

Оффлайн yankeedudlizz

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1175
  • Репутация: +73/-65
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #227 : Декабря 14, 2015, 21:55:42 »
А Вы точно именно эту песню слушали? Речь была о "Пачке сигарет".
подозреваю, Дмитрий имел ввиду эолийский, а не ионийский.
но гармония имеет решающее значение и в том числе в интерпретации мелодии. так можно и one note samba, и какой-нибудь stripsearch рассматривать без аккордового аккомпанемента (и прийти к неверным выводам)

>> Дорийский лад в мелодии ощутить у меня никак не получается  (даже при усилии и желании).
даже в мелодии вступления? вы третью ноту мелодии слышите как какую ступень?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #228 : Декабря 15, 2015, 03:24:21 »
Сори.... в монодийной трактовке мелодии (Пачки сигарет) лад эолийский, конечно)))
Что касается гармонизации, то, ее можно сделать сотней способов и запутать при желании слушателя. Но в монодийном представлении обмануть кого-то трудно, если тональный центр выражен явно (как в этой песне). А в данном случае и гармония, по сути,  минорной частушки)) )) )), где все предельно ясно. Можно смело заменить аккорд  D на доминанту Bm и в песне мало что изменится. И получится типичная гармония s d t.
Но вот спеть песню на тональном центре "А" никак не получается. Хотя другие ладовые песни (в дорийском или другом ладу) легко акомпанируются  одним тональным центром. Здесь же это свойство любого модального лада не работает.

>> Дорийский лад в мелодии ощутить у меня никак не получается  (даже при усилии и желании).
даже в мелодии вступления? вы третью ноту мелодии слышите как какую ступень?

На какую тонику настраивается слух, так и  ведется в голове отсчет (сознательно или подсознательно(. Поэтому многие песни, которые ачинаются не с тоники требуют осмысления достаточно крупной части.

П.С. Для того, чтобы заставить себя услышать в этой песне дорийский лад, мне пришлось сочинить десяток дорийских мелодий (близких к этой, где фигурирует пятая ступень) и гармонизировать их разными способами. Но увы. В "Пачке сигарет", когда из 10 нот в мелодии 5 стоит на "МИ", в которую приходят все разрешения и куда тянут все тяготения, сделать это не получается даже усилием воли))))



Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #229 : Декабря 15, 2015, 05:57:18 »
Осталось понять, какую песню слушал многоуважаемый Глаз (ака Eye:D  :D  :D

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #230 : Декабря 15, 2015, 06:55:23 »
Гармония строится на движении аккордов  |Am C|D Em|

Можно поменять гармонию, например, на |Am Am|Bm Em|  и получить классическую гармонию s d t.   Или расширить цепочку |С Am|Bm Em|

Создать дорийский колорит  этой песне можно заменив субдоминанту на мажорную. И получить, таким образом, |A C|Bm Em| (вместо А лучще брать обращение A/C#). Звучит неплохо. При этом о тонике Am дорийской в мелодии мысли вообще не возникает.

Записал пример, если кому интересно. Послушать можно здесь https://drive.google.com/open?id=0Bzdb2mGCQ1nkQWtLUld5YWE2QVU

... и добавил:


П.С. Все эти варианты последовательностей показывают, что в этой песне (Пачка Сигарет)  тоника Еm. Поэтому изменение гармонизации в тональности Еm (даже с модализмами) не приводит к гармоническим нестыковкам.  Если такие гармонические эксперименты проводить взяв за тонику Аm, то мелодия не будет так легко ложиться на аккомпанемент. Получается просто другая песня)))
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2015, 07:21:14 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #231 : Декабря 15, 2015, 07:09:39 »
Дмитрий Малолетов,  Позвольте напомнить с чего началось наше мирное обсуждение этой песни. Все началось с моей реплики:
"Ведь до абсурда доходит: услышал какой-то умник песню "Пачка сигарет", выдернул мелодию проигрыша из контекста  и утверждает, что это дорийский минор! Хотя песня как была в натуральном ми миноре, так и осталась."

Проблема заключается  в том, что некоторые деятели пытаются натянуть теорию на любой феномен выдернутый из контекста и вместо целостного анализа предлагают дробный подход.

Вы предлагаете Am заменить на A и придать Ми-минору дорийский колорит -замечательная идея. Но мои оппоненты ждут другого -  они ищут доказательств того, что  эта песня вся написана в Ля -дорийском.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #232 : Декабря 15, 2015, 07:24:47 »
в монодийной трактовке мелодии (Пачки сигарет)
Что еще за "монодийная трактовка мелодии"? Это какое-то шулерство. ))
Как уже говорилось выше, мелодия может быть и на одной ноте, в том числе на пятой ступени. Мелодия Samba One Note основана  на повторе пятой ступени.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Нельзя просто так взять и игнорировать гармонию.

Дима, почему ты пишешь, что там пять нот? Во вступлении проходят все семь нот лада. Или вступление за музыку не считается и никак не влияет на твое восприятие тональности и лада?

Цитировать
На какую тонику настраивается слух, так и  ведется в голове отсчет (сознательно или подсознательно(. Поэтому многие песни, которые ачинаются не с тоники требуют осмысления достаточно крупной части.
Ощущение тоники у меня лично склавдывается уже в первых 8 тактах вступления и последующее топтание на Ми не влияет на восприятие тональности. Я уже приводил примеры песен, в которых мелодия строится на опевании 5й ступени.

 Топтание вокруг ноты Ми (в моем восприятии на пятой ступени) только накапливает энергию, подобно органному пункту, которая высвобождается в припеве при разрешении, наконец, в тонику Ля. В этом, по-моему, вся (одна из) изюминка композиции...

Цитировать
П.С. Для того, чтобы заставить себя услышать в этой песне дорийский лад, мне пришлось сочинить десяток дорийских мелодий (близких к этой, где фигурирует пятая ступень) и гармонизировать их разными способами. Но увы. В "Пачке сигарет", когда из 10 нот в мелодии 5 стоит на "МИ", в которую приходят все разрешения и куда тянут все тяготения, сделать это не получается даже усилием воли))))
Видимо сказывается апперцепция.
Странно, вступление типично дорийское, а ты не можешь услышать тоникой Ля  ???
Мне лично легко услышать тоникой ноту Ля. Вернее даже не так - когда я стал вчера слушать песню (вступление) я просто спел тонику и это оказалась нота Ля.
Хотя есть такой эффект, когда студенты, подбирая тонику на слух, принимают квинту за тонику. Но это ж студенты-любители...

И, по-моему, Ля блюзовая пентатоника прекрасно ложится, чего по идее не должно быть, так как пентатоника от 4й ступени, да еще с b5 обычно не звучит. (Замечу в скобках, что пентатоника, построенная от пятой ступени тональности, обычно звучит более менее нормально, хотя добавляет "джазовый аромат").

http://rghost.ru/68m6JkmZS

Цитировать
Можно смело заменить аккорд  D на доминанту Bm и в песне мало что изменится. И получится типичная гармония s d t.
Дима, Bm не является доминантой. Доминанта - это B7.

(нажмите чтобы показать/спрятать)
Цитировать
Но вот спеть песню на тональном центре "А" никак не получается.
Как это не получается? У Цоя получается )

Ну давайте заменим Em на Е7 - тогда вы сможете услышать тоникой Am?
При этом "монойдийная мелодия" и ее тяготения  не изменятся ))

Вот пример http://rghost.ru/82RsjdNzM
Во вступлении я оставил Em, в самой песне - E7. (Кстати, тоники аккордов образуют Am- пентатонику ACDE(G) - типичная рок гармония.)
Честно говоря, при замене якобы тоники на Доминант7-аккорд в моем восприятии мелодии абсолютно ничего не изменилось. А у вас?



... и добавил:

Записал пример, если кому интересно. Послушать можно здесь
Понятно, что мелодию на "двух нотах" можно гармонизовать как угодно. И в данном случая действительно звучит Ми минор. Поэтому и в конце ты взял Em в отличии от Цоя у которого в конце Am.
Но само главное, ты не сделал вступление - не получится там использовать A маж. А потому и доказательство твое опять шулерское ))

Цитировать
П.С. Все эти варианты последовательностей показывают, что в этой песне (Пачка Сигарет)  тоника Еm. Поэтому изменение гармонизации в тональности Еm (даже с модализмами) не приводит к гармоническим нестыковкам. 
Ничего они не показывают. Во-первых, нестыковка со вступлением и концовкой.
Во-вторых, я вот тоже изменил один аккорд и никаких нестыковок - вся композиция звучит в А миноре.

Цитировать
Если такие гармонические эксперименты проводить взяв за тонику Аm, то мелодия не будет так легко ложиться на аккомпанемент. Получается просто другая песня)))
Мои примеры доказывают, что это не так.

Но, господа, обратите внимание на категоричность ваших утвержедений - они не допускают иной точки зрения. Это от неуверенности в своей правоте?
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2015, 07:48:27 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #233 : Декабря 15, 2015, 08:16:54 »
Powerhand,  Это понятно.... ))) Все мои гармонические эксперименты показаны только для того, что только тоника "E" позволяет так "издеваться" над гармонией и при этом у слуха не возникает никакого гармонического дискомфорта.  Попытка сделать такое на тонике "А" не приведут к подобным результатам. Получается совсем другая песня!

eye
Доказательство № 1
Чтобы без "шулерства" заменим слово "монодия" на "одноголосие". ))) И для проверки упакуем мелодию в монодийную (одногосную) структуру, как это делалось нашими предками)))   И в этой структуре попытаемся  поиграть мелодию на тонике "А" и послушать что  получится. Конец фразы запева приходит в секунду)))) (то есть в ноту "В").
А потом поиграть на тонике "Е" и почувствовать разницу)))) На тонике А получается просто другая песня.) ))) ))) )))

Доказательство №2
Давайте попытаемся поменять гармонию Аm дорийского, поменяв аккорды из этого лада с опорой на тонический устой (где Ля тонический центр). И сыграем сверху оригинальную мелодию. И получим массу нестыковок. Изменяя гармонию в Еm (выше примеры) никаких нестыковок нет.
(Сергей. Надо поменять не один аккорд, а любые аккорды из лада так или иначе должны работать на мелодии. И никаких твоих примеров я от тебя не слышал)

Доказательство № 3 Если бы эта вещь была написана англичанином (где глубокие корни ладовой музыки), или ее написал серьезный композитор, то можно было бы подумать, что это некий замаскированный ладовый элемент. Но зная музыкальную лексику Цоя, его гармоническое мышление, учитывая народно-дворовый жанр, где априори все делается просто и понятно для миллионов далеких от музыки людей, ответы надо искать (даже если есть сомнения) в самых простых решениях. Как может быть дорийский лад? Какие секунды в мелодии? Когда на одной попевке читатется полурэп!

По поводу вступления, то: во-ервых, песня это мелодия вокалиста. Именно она есть песня, которая и анализируется. Что там играет гитарист во вступлении (и других соло) не важно, так как он тупо строит свои "пассажи" на аккордах (последовательности). Если бы они договорились взять первый аккорд Adur, то и гитарист бы обыгрывал его. Но даже в оригинальном виде партия обычный минор. Никакого дорийского лада там и близко нет, так как разрешение идет в четко фокусированный тональный центр, который особо проявляется в самой мелодии вокалиста.
Что касается коды, то во-певрвых, есть масса примеров, когда песня оканчивается на субдоминанте. Это создается для незаконченности мысли. Говорить о последнем аккорде надо в конце мелодической фразы. А что в припеве, что в запеве,  разрешение идет в "МИ"


Если у кого-то создается ощущение, что песня "Пачка сигарет" написана в Ля миноре дорийском, то тут возможны два варианта.
1) Человек увлечен гармонией, зашел слишком далеко в познании предмета и в любых (даже самых примитивных) вещах пытается найти интересную изюминку.  Как Лобачевский, которому дали для анализа равнобедренный треугольник и он его описывает в своем искривленном пространстве через интегралы)))) Слава богу теория музыки это не математика, и трактовать элементы можно как угодно. ))))

2) Человек только начинает изучать теорию/гармонию и пытается притянуть за уши новые изученные элементы, дабы получить удовлетворение от процесса.... ))) )) )))) )

Я уверен, что у тебя, Сергей, как раз первый случай. Ты слишком глубоко копнул эту песню, которая строится на минорной дворовой попевке, не более. Много частушек начинается с субдоминанты.

П.С. Сергей! Слово "шулерство" подразумевает умышленное искажение фактов, с целью получить какие-то преимущества/дивиденды.... Ты в отношении к моим постам их высказал уже дважды. Скажи, тебе самому (как модератору, который показывает пример достойного поведения) приятно вводить такие обороты к оппонентам? )))))))) Или привычка уже стала второй натурой? Я просто давненько тут не был и отвык от такой лексики)))
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2015, 08:43:12 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #234 : Декабря 15, 2015, 09:36:58 »
Доказательство № 1
Чтобы без "шулерства" заменим слово "монодия" на "одноголосие".
Неубедительно, ничего не доказывает этот способ. Почему - я уже писал.

Цитировать
Доказательство №2
Давайте попытаемся поменять гармонию Аm дорийского, поменяв аккорды из этого лада с опорой на тонический устой (где Ля тонический центр). И сыграем сверху оригинальную мелодию. И получим массу нестыковок.

Ни одной нестыковки. Пример я привел.


Цитировать
(Сергей. Надо поменять не один аккорд, а любые аккорды из лада так или иначе должны работать на мелодии. И никаких твоих примеров я от тебя не слышал)
Так послушай.

Цитировать
Доказательство № 3 Если бы эта вещь была написана англичанином (где глубокие корни ладовой музыки), или ее написал серьезный композитор, то можно было бы подумать, что это некий замаскированный ладовый элемент. Но зная музыкальную лексику Цоя, его гармоническое мышление, учитывая народно-дворовый жанр, где априори все делается просто и понятно для миллионов далеких от музыки людей, ответы надо искать (даже если есть сомнения) в самых простых решениях. Как может быть дорийский лад? Какие секунды в мелодии?
Доказательство не работает. Во-первых, гармоническое мышление Цоя именно ладовое, а не "блатное-дворовое". К тому же вся народная музыка - ладовая, поэтому вовсе не надо быть серьезным композитором, чтобы чередовать аккорды не подчиняя их функциональным взаимосвязям.
Вот как раз наши обученные профессиональные композиторы ходят по кругу SDT. А рок, вышедший из народного творчества  часто не функциональный.
В отличии от тебя, Дима, я не знаток песен Цоя, но пару песен знаю и они ладовые.

И еще. Если Цой такой простой "народный" парень и тональность Em, то с какого испугу он в конце взял Ля?


Цитировать
Что касается коды, то во-певрвых, есть масса примеров, когда песня оканчивается на субдоминанте.
Ну раз их масса, дайте два примера. Чтобы в на минорной четвертой было закончено.

Цитировать
Говорить о последнем аккорде надо в конце мелодической фразы. А что в припеве, что в запеве,  разрешение идет в "МИ"
Нет, в таких 4х аккордовых оборотах-вертушках речь должна идти о последнем аккорде на сильном времени. А впоследнем такте там, как правило неустой. Там нет половинных и заключительных каденций.

Цитировать
Если у кого-то создается ощущение, что песня "Пачка сигарет" написана в Ля миноре дорийском, то тут возможны два варианта. ,
Третий вариант допустить никак невозможно?

Цитировать
Я уверен, что у тебя, Сергей, как раз первый случай.
Я ничего не искал, мне это давно не нужно. Просто я так слышу (приходится повторять - я об этом писал), а это идет не от теоретических рассуждений. И, видимо,  не только я так слышу.
Цитировать
П.С. Сергей! Слово "шулерство" подразумевает умышленное искажение фактов, с целью получить какие-то преимущества/дивиденды....
Ну, извини, я в шутку. Но примеры ты постоянно приводишь некорректные. Заподозрить тебя в неграмотности мне неудобно, поэтому и пишу, что это... "хитрости".
Хотя насчет дивидентов не надо - их ты умеешь извлекать из наших дискуссий. )


« Последнее редактирование: Декабря 15, 2015, 10:01:38 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #235 : Декабря 15, 2015, 09:43:37 »
Или привычка уже стала второй натурой?
Это натуральный минор во всём виноват! Он вспоминает, что он эолийский. И про тонику забывает постоянно. А если ещё и минорную доминанту забыли взять — всё, пиши пропало :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #236 : Декабря 15, 2015, 10:06:41 »
Это натуральный минор во всём виноват! Он вспоминает, что он эолийский. И про тонику забывает постоянно. А если ещё и минорную доминанту забыли взять — всё, пиши пропало :)

Да, примерно так ( не всегда, есть ещё другие факторы ). Только не минорную, а мажорную.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #237 : Декабря 15, 2015, 10:10:31 »
Вообще, дискуссия весьма показательна. Оказывается, высокоразвитый и натренированный слух человека, ещё и серьёзно увлечённого музыкальной теорией (это собирательный образ, я никого конкретно не имею в виду), не позволяет однозначно определить тонику дворовой песни. Жизнь прекрасна и удивительна :) Где же ты, ладовое чувство? :)
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2015, 10:12:40 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #238 : Декабря 15, 2015, 10:14:43 »
Вообще, дискуссия весьма показательна. Оказывается, высокоразвитый и натренированный слух человека, ещё и серьёзно увлечённого музыкальной теорией (это собирательный образ, я никого конкретно не имею в виду), не позволяет однозначно определить тонику дворовой песни. Жизнь прекрасна и удивительна :) Где же ты, ладовое чувство? :)
Либо, наоборот, может. Ничего не доказано.
Я там предлагал определить тональность другой вещи, никто не захотел продемонстрировать своё ладовое чувство. Чего тогда говорить...
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2015, 10:19:29 от eye »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #239 : Декабря 15, 2015, 10:21:00 »
И еще. Если Цой такой простой "народный" парень и тональность Em, то с какого испугу он в конце взял Ля?

Песня вымучена, буквально "высосана из пальца". К сожалению такие музыканты как Цой многое делают для разнообразия -"чтоб было" . Цоя мало? - У Битлз полно песен, части которых, буквально притянуты за уши друг к другу. В этом плане познавательно послушать их репетиционные записи. Одной гениальностью тут не объяснишь, как рождаются композиции вроде "I Me Mine". Надо признать, что очень много музыки создано механически, путем переставления пальцев.