Просто факты и никаких домыслов:
1) Скрипачи вокалисты строят аккорды в чистом строе (на нотах обертона), так как при построении аккорда ориентируются не на абсолютные частоты какого-то строя, а на благовзвучность - отсутсвие биений и волчков - что есть ФАЛЬШЬ. Понятно, что при таком подходе у них в каждой тональности свои уникальные интервалы. Грубо говоря тонический До-мажор и аккорд С (доминантовое трезвучие) в тональности G - разные аккорды. Понятно, что на инструментах с фиксированной настройкой все это невозможно, так как для каждой тональности (лада) нужно делать отдельную клавиатуру. Причем даже две))) Для мелодии и для гармонии.
2) При игре мелодий музыканты (вокалисты) играют не на строгих нотах строя, а на нотах обострения тяготения лада. Поэтому одна и та же мелодия у разных исполнителей звучит по-своему. У кого-то выразительно, у кого-то "как обычно".
Это относится не только к инструментам с нефиксированный настройкой, но и к гитаре. Анализируя огромное кол-во соло известных гитаристов нельзя не заметить, что их игра отличается от "школьной" микроэлементами - стройными бэндами и особой правильной вибрацией. (и еще особым ритмом, но это другая тема)... Обратите внимание , как отличается соло, сыгранное на гитаре простыми нотами и нотами с бэндами? Почему? Потому что на гитаре, играя с вибрато все ноты высят. Плюс есть понятие "пережатие", когда вдавливание струн на грифе между ладов при их слишком сильном надавливании делает игру просто фальшивой. А когда гитарист делает бэнд, он интуитивно подстраивает его к аккорду аккомпанемента (если у него есть слух). Эти элементы, кстати, сразу выдают незрелого гитариста. Они могут играть сумасшедшие пассажи, на огромной скорости, но на бэндах они прокалываются! Так как это нельзя "выучить" механически, как в спорт зале... Тут нужен слух и четкая координация с ним рук. И на это уходят долгие годы.