А иногда и в не до конца откусаном
Про формальное присутствие инфы это Вы явно погорячились, кстати
... и добавил:
Зачем? 
Ну, вы ведь зачем-то ее так подробно изучили, раз выдаете себя за эксперта по содержанию, эффективности и полезности. Или не читали, или не поняли, и теперь желчью исходите от приобретенных комлексов? Может вам вернуть 100 рублей, чтобы вы успокоились уже и забыли о ее существовании? ))
... и добавил:назначение ладов - придание окраски аккордам в аккомпанементе, или для того, чтобы иметь целостный звукоряд для обыгрывания некой прогрессии?
Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос нужно понять прежде всего, что такое лад. Сейчас ваш вопрос подобен этому: "Для чего нужна гравитация? Одни говорят, чтобы яблоки было легче собирать, а другие - чтобы на качелях качаться".
Так что, объяснить ребенку про яблоки или качели просто, но это не будет правдой о гравитации...
Так, вам какой ответ - взрослый или для детей?
Если детский, то да, в основном для того, чтобы иметь разные "необычные" звукоряды, которые можно использовать при импровизаии. Они же, эти, лады могут служить источником различных аккордов, надстроек, интересных прогрессий (сорри, совсем по-детски не умею...).
Если взрослый, то знайте, что "лад - это совокупность связей, которая объединяет тона музыкальной интонации в систему". Или несколько проще - лад - это система функций тонов относительно центрального звука. Аналогия с гравитацией и взаимодействием планет достаточно близка. Но больше всего, мне нравится определение Григорьева, которое приведено в качестве эпиграфа с некоторой долей юмора в аппликтурном мышлении. К сожалению воспитанные и запуганные строгим совком некоторые люди порой не могут понять ни определения, ни юмора, и падают в обморок от него, хотя никто не требовал заучивать определения наизусть, даже понимать (многие вообще не читают эпиграфы) и повторять, как мантру (а надо бы)).
Все эти определения и разговоры про суть ЛАДА не имели бы смысла, если бы ладовые краски и прочее реально не ощущались бы нами. А ощущения эти проявляются в том, что мы чувствуем тонику, чувствуем тяготения различных тонов лада,
Мы можем сказать - это звучит, типа, грустно, а эта нота звучит мечтательно, а эта нота вообще левая, она не вписывается в звучание этой музыки. Можем ощутить, что какие-то ноты создают напряжение, а если после них идут некие другие, мы чувствуем спад, успокоение, "разрешение". Откуда мы знаем, что какая-то нота совсем не подходит? Ах, она не из этой тональности... ну и что? Что есть тональность на уровне элементарной теории? Это всего лишь
звуковысотное положение лада - то есть просто от какой ноты (на какой высоте) построить ту или иную ладовую структуру, тот или иной лад. То есть на основе пары аккордов или небольшой мелодии мы может уже определить, почувствовать интуитивно лад, даже не зная его названия, ни, тем более не зная полного комплекта нот и интервалов, входящих в звукоряд данного лада.
Но мажорные и минорные тональности - это и есть два основных лада. И они не
гаммы, а принцип. Системы. Взаимоотношений. Тонов. Это те незримые нити, которые возникают между ступенями, наделяя их (ступени) индивидуальным звучанием.
На основе этих ладов возникла целая
ладогармоническая система, грубо говоря, функциональная система европейской музыки определенного исторического периода. И в основном этой системе посвящены школьные учебники по гармонии. Но кроме этого, существуют и другие ладовые системы - модальные системы - их проявление разнообразно. И они-то представляют огромный интерес для современного музыканта.
Отсюда вытекают различные частные возможности использования ладов -
- для построения необычных гармонических прогрессий, или расширения обычной мажороминорной системы дополнительными аккордами на ступенях других диатонических ладов (лидийская четвертая дает мажор на 2 ступени - "альтерировнная субдоминанта" , миксолидийская низкая 7-я - "двойная субдоминанта", 2я низкая фригийская -" неаполитанская субдоминанта" и тд);
- использование красочных ладовых ступеней, придавая обычным мелодиям неожиданную экзотическую окраску.
- для использования ладовых мелодий, создающих определенное настроение, отличающееся по звучанию от традиционных мажора и минора (например, используя гармонический минор мы получаем "восточное звучание", то же самое с другими ладами, только другие краски);
- для превращения тональной функциональной гармонии в красочную ладовую, посредством разрушения функциональных связей (этому посвящена т.н. лидийская концепция - используются вертикальные лады, разрушающие горизонтальную связь мажора-минора);
- написание ладовых композиций, раскрывающих образный красочный потенциал ладов и использование ладов в импровизации на такой тип композиций. Например, то, что любит делать Сатриани - рисовать красками ладов.
Vic1985, ну поделись уже, чего там не хватает конкретно?
Там, возможно, много чего не хватает, и с точки зрения ЭТМ, и с точки зрения автора (на текущий момент времени). Нельзя объять необъятное. Например, отсутствует тема ритмики, размеров. Но ведь там нет такого где-нибудь в предисловии: "эта книга заменяет другие учебники, читайте только ее". Она даже не носит названия "Элементарная Теория Музыки".
Было бы неправильно создавать книгу, которая дублирует многочисленные предыдущие. Зато там есть многое такое, чего нет в других источниках (что не делает другие источники ущербными) и она имеет гитарную специфику. Писалось о том, что казалось интересным, важным и в определенной мере свежим по идеям. Писалось в расчете на умных людей с верой, что таких немало, но без расчета на то, что это должен быть бестселлер и что он всех удовлетворит. Такого не бывает. Хорошо, когда существуют выбор и разнообразие.
Кстати, в разных "официальных" книгах много чего отсутствует относительно друг друга, не говоря о современных потребностях и того, что есть в "ап.мышлении". Так же в этих "официальных" книгах встречаются непонятные вещи, расхождения друг с другом, мутные места, сомнительные определения. Но что-то нашим правдолюбам не хватает квалификации и образования их критиковать - надо же хорошо знать материал. Хватает только на лицемерное негодование: "ах, некто назвал в своей школе
это гаммой, а я заметил некорректность (значит я более велик!)".
Тут надо обязательно пукнуть из-под тяжка и спрятаться. Жалкая картина российского жлобства и зависти: кто-то рядом что-то сделал, пока серенький никто покрывался плесенью, ну как не высказать хотя бы писклявое "фи", следуя своей мелкой натуре и прикрывая свое гнильцо и отсутствие аргументов обилием смайликов.
Потом удивляемся, почему на западе все развивается, а у нас болото.
Ну, ладно, а караван-то все-таки идет...