Oddy, спасибо на добром слове и за замечания!
Это хорошо, когда ученик/пользователь вырастает на столько, что может сказать - "что не так" )
Построение аккордов.
..если подходить со стороны "ступеней" и "интервалов", но ведь лучше заходить со стороны "терций" и честно построить нонаккорд потом уже выкидывать 3, 7 :-) гитаристам не привыкать к пропуску ступеней. И тогда уже понятно почему sus почему add и почему 2 и 9.
Я не считаю, что лучше "заходить" со стороны терций. Вы же не называете квинтовый тон "второй терцией", а септиму "третьей терцией" и тд. Не говоря уж об обыгрывании аккордовых звуков, при котором могут образовываться любые интервалы.
Но, да, верно, надо заходить со стороны интервалов от "корня". Отождествлять интервалы аккордов со ступенями родственной гаммы, конечно, не совсем корректно, но эта традиция идет от джазменов, которые "накладывают" ступени родственного аккорду лада на интервалы обыгрываемого аккорда. Для улаживания этого теоретического "конфликта" можно использовать термин "интервальные ступени"(с) (я услышал это выражение позже от Владимира Косовского).
Что касается построения по терциям. Да, очень просто объясняеть ученикам тему про аккорды: "M=большая плюс малая, m=малая плюс большая, Aug=две больших, Dim=две малых" - вот и сказочке конец, а кто слушал... И в книжке в пункте 39 показаны все эти терции.
Но я против такого изложения материала (как единственной основы), прежде всего потому, что мы слышим в аккордах интервальные ступени - портреты ступеней и краски интервалов, а не цепочку больших и малых терций. Терций, которых, кстати, может и не быть (например, в широком расположении, при пропусках, в обращениях, при аранжировке аккорда, ломанных арпеджио).
И тогда уже понятно почему sus почему add и почему 2 и 9
Мне, наоборот стало непонятно, как с точки зрения терций вы объясняете наличие секунд, кварт, каких-нибудь ундецим, сусов и аддов).
"Глава 5. Трезвучия с добавленными тонами (побочные тона)" меня и сбили столку, особенно "62... к основным звукам трезвучия добавляются неустойчивые ступени".
Не понял, что сбило.
Да, сейчас бы я, учитывая, что написал выше, сформулировал бы иначе (насчет ступеней и интервалов). Но это все не смертельно, и прекрасно работает не смотря на теоретическую некорректность. А многие профессионалы всю жизнь думают, что интервалы и ступени это одно и то же )) (И что До первой октавы находится на 5й струне, 3 лад - и ничего, живы, ну, это ладно)
Вот чтобы я добавил в книгу в первую очередь - это изображение клавиатуры и пожелание все рассматривать, хотя бы виртуально, сначала на ней.
В "Базисе" вопрос плавного голосоведение не рассматривался.
Там в поздних изданиях я добавил аккордовые гаммы, которые позволяют осуществить практическое голосоведение.
Но уделять этому столько времени, сколько уделяется в учебниках по классической гармонии, я не вижу смысла.
Объясню почему:
1. "Базис" (т.е ЭТМ) - это не учебник по гармонии
2. Никто в современной музыке не думает о голосоведении в теоретическом ракурсе (правила и все такое), но сыграть последовательность аккордов "без голосоведения" в реальности невозможно. Голосоведение - это материальное воплощение (руками) гармонического оборота. )) А вариантов голосоведения очень много и оно достаточно свободное.
3. Гитара такой инструмент - если вы играете аккорды в разных акк формах в одной позиции, то у вас автоматически образуется правильное (с точки зрения классической гармонии), голосоведение. А если двигаете аккорды - то автоматически нарушаете разные правила. И ничего. В общем это отдельная тема, которая решается не чтением книжки, а практикой.
4. Однако наиболее типичные примеры я привел в аккордово-гармонической карте и в примерах движения по ней.
Обращение аккордов. Да в курсе они есть, но вот про их так сказать не равенство нету.
Я щас не помню, что там написано, но - да, не мешало бы побольше рассказать про смысл обращений. Про плавное движение в гарм.оборотах нижнего голоса, про типы движения верхнего, про общие тоны.
Это упущение. Однако в оправдание скажу - в приложении с последовательностями показаны все эти | G| D/F#| Em | Em/D и тд.
Еще не хватает главы про развитие слуха, хотя бы в общих чертах - что нужно взять в основу и как это получить на практике.
Ритмическая организация. Очень не хватает такой главы.
Да, верно. Сначала я рассчитывал избежать этой темы, так как ею должен был плотно заниматься другой участник "концессии"...
Но я потом немного компенсировал недостаток - добавил 16 основных ритм формул ("ритм-генератор") и ритмические рисунки "боев". Да, не мешало бы объяснить основные понятия - метр, размер, пульсация, ритмический рисунок, гемиола, грув, метроном, клик, вперед-назад и тд.
Это тоже упущение.
Но нельзя объять необъятное. Я бы никогда не закончил ее писать ))
Эх, щас бы много еще чего добавил или изменил... был бы спонсор )
PS Насчет ритма и аккордов посоветую поиграть "Бразильскую гитару" и "Фанк гитару" (не знаю, вышла вторая или нет) в издании GC. Да, много всего сейчас просто в Ютюбе.