Автор Тема: Варьирование/аранжировка тем, импровизация на тему и т.д. в джазе  (Прочитано 14095 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2473
  • Репутация: +3979/-7
  • ♠ ♣ ♥ ♦
MrLf,
ИМХО. В данной теме ты путаешь понятие импровизация и вариация.
Согласно  теоретикам джаза, например Молоткову, варьирование темы - лишь один из способов импровизации. Так что импровизация не должна быть обязательно в тему. Но, по-моему, хорошо, когда она имеет логику, выстроенную композицицю, кульминации и т.п. Т.е. когда импровизация имеет в себе какую-то мысль, содержание, не обязательно построенное на теме.

С какого-то периода в джазе, по-моему, музыканты стали воспринимать темы только с точки зрения гармонических "квадратов" и сеток для обыгрывания.
С другой стороны, одно и тоже соло (импровизация) могут восприниматься людьми по разному. Кому-то не понятно то соло на басу, а кого-то совершенно не пронимают вариации Гольдберга, например.

Вот пример джазовой импровизации, которая мне нравится. Тут Бенсон развил то, что наиграл на альбоме, как мне кажется, всё логично и красиво, но не обязательно на теме.

George Benson - Deeper than you think ( Absolutely Live)

Есть импровизации, которые тоже вызывают,скажем так, непонятность.  

SATCHA,
Цитировать
"There are NO wrong notes".
Oh really?? :) Every one can play everything with a lot of wrong notes, and then say that it was his great idea, but it wil be "kasha". I hope you will excuse my English.  :alc:

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7773/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Если так, то что такое импровизация тогда? Это хаотичное тасование известных ликов, так получается? Ну понятно, что лики воспроизводятся не всегда дословно — можно недоиграть, изменить ритм, добавить мелизм и т.п. Но всё равно основа остаётся. Мне вот этот принцип непонятен. А зачем и как учить 100 ликов для тасования? Это же профанация музыки какая-то получается.

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
  • Репутация: +90/-8
500 — это очень много. Но вопрос не в этом. Как учатся импровизации? Насколько я понимаю, просто осваивают лики.
Это всего лишь одна из составляющих. Я зачастую делаю следующее: беру в руки гитару, сочиняю в голове мелодию и в режиме реального времени пытаюсь воспроизвести ее на гитаре, то есть сразу. Иногда получается. Это как бы треннинг. Иногда держа в уме гармонию сочиняю мелодию, таким образом, что бы на определенный гармонический оборот привести ее к заранее заготовленной фразе (здесь получается сочинение как бы с хвоста). Вообще можно много упражнений понавыдумывать. Ветьеватая игра секвенций - это тоже один из способов развития мелодического мышления и импровизационных навыков. Короче много тут всего ...

Цитировать
... импровизация — это набор ликов или произвольное интонирование? Мне намекнули, что противопоставление неверно. Т.е. "произвольное интонирование" может возникнуть вроде как только после изучения ликов. Так?
Относительно простые мелодические конструкции могут придумываться без изучения ликов, в сложных структурах мышление должно осуществляться в том числе и заранее проработанными блоками.


... и добавил:

Если так, то что такое импровизация тогда? Это хаотичное тасование известных ликов, так получается?
Ты очень провакационно формулируешь мысли)))  :acute:
Отвечу так, если разобрать практически любое популярное классическое произведение, то окажется, что его мелодия тоже состоит из ликов. Но ты же не скажешь что это ХАОТИЧНОЕ награмождение, да? Автор проявил творчество и вкус, поставил лики в определенной последовательности и созависимости. Примерно тоже делает и импровизатор только в режиме "здесь и сейчас".

... и добавил:

Вообще что бы понять, что импровизация - это не хаотичное тосование заготовок можно для начала послушать БиБиКинга. У него наверное все соло - импровизации, при это они являются гармоничными и мощными мелодиями.
« Последнее редактирование: Ноября 03, 2011, 23:33:15 от Евстафий »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7773/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Ты очень провакационно формулируешь мысли)))  :acute:
Отвечу так, если разобрать практически любое популярное классическое произведение, то окажется, что его мелодия тоже состоит из ликов. Но ты же не скажешь что это ХАОТИЧНОЕ награмождение, да? Автор проявил творчество и вкус, поставил лики в определенной последовательности и созависимости. Примерно тоже делает и импровизатор только режиме "здесь и сейчас".
Просто я пытался начать изучение ликов, и у меня очень быстро сложилось ощущение, что я чем-то не тем занимаюсь... Во-первых, дело в том, что лики — они всегда в каком-то определённом стиле. Скажем, если взять книгу "Guitar_Book_1001_Blues_Licks" (Toby Wine) и попытаться её выучить, то это всё начинает вызывать рвотный рефлекс очень быстро, т.к. всё жутко однообразно. Мне вроде бы нравится блюзовое звучание... Но не в таких количествах. Такое ощущение, что играешь тысячу вариаций на одно и то же.

И потом — сам факт: учить отрывки, которые потом многократно играть в разном порядке, убеждая себя, что получается разная музыка? Я не могу отделаться от ощущения, что это профанация музыки. Я и сам сочинял музыку (на ютубе на моём канале есть мелодии, полностью сочинённые мной, т.е. не аранжировки, и именно мои мелодии). Мне не приходило в голову брать, например, куски своих мелодий и вставлять их в новые свои же мелодии, т.к. это был бы чудовищный маразм. Зачем это надо? Это один раз сочинено и сидит на своём месте, что дадут повторы того же самого в других местах? А это ведь основной принцип импровизации, нет?

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Если так, то что такое импровизация тогда? Это хаотичное тасование известных ликов, так получается?
Нет это не хаотичное тасование ликов. Лики это один из инструментов чтобы донести то что тебе хочется сказать.
Искуство импровизации не втом чтоб вставить лик который просто подходит по гармонии, а из всего багажа ликов выбрать тот который максимально отражает то что ты хочешь донести до слушателя.
По поводу размытого изложения темы в начале. Это специальный прием. У большенства слушателей возникнет ощущение "что-то занкомое знакомое, но не могу спомнить что". это сильнее привлекает внимание чем мелодия которую ты узнал по первым пяти нотам и знаешь что будет сыграно в ближайшие 32 такта (обычно столько в произведениях типа ААВА). Основное изложение темы начинается с 1:50. Там тема узнается однозначно.


... и добавил:

По поводу басового соло. После изложения темы Дюк играет импровизацию по гармонии без привязки к мелодии. Басист подхватывает и продолжает его мысль а в конце также плавно Дюк опять перехватывает инициативу. Играть тему басисту можно. Это проще сыграл тему потом ее развил. потом через брейк в 2 или 4 такта пианист начнет играть свое.
Но именно показатель их уровня вподхватывании и развитии чужой имровизации. Это умение слышать другого, сопереживать, а не пытаться тупо показать что я более крутой чем преведущий солист (как это принято у бибоперов) гораздо сложнее чем индивидуальная импровизация.
« Последнее редактирование: Ноября 03, 2011, 23:55:40 от Taps »

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3189
  • Репутация: +1203/-46
Скажем, если взять книгу "Guitar_Book_1001_Blues_Licks" (Toby Wine) и попытаться её выучить, то это всё начинает вызывать рвотный рефлекс очень быстро, т.к. всё жутко однообразно. Мне вроде бы нравится блюзовое звучание... Но не в таких количествах. Такое ощущение, что играешь тысячу вариаций на одно и то же.

Не нужно учить всё, как написано в той книжке, досконально точно. Эти фразы имеют основу из одной или нескольких ключевых нот, которые ты можешь обыгрывать множеством вариантов. В книге указан, допустим, один вариант, ну а ты можешь придумать множество своих собственных вариаций на основе этих фраз.

Оффлайн SATCHA

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 338
  • Репутация: +73/-23
  • "Bad artists copy. Good artists steal". PP
« Последнее редактирование: Ноября 06, 2011, 21:18:58 от SATCHA »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7773/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
"There are NO wrong notes." Your problem is that you think about this statement LITERALLY!
А я лично и не принимаю это утверждение буквально :).
Если уж играя до-мажорную гамму на аккорд Cmaj7, можно сделать "кашу", чего уж говорить о более сложных ситуациях :). То есть, фальшивые ноты таки есть! :) Но часто фальшивыми просто кажутся ноты "в незнакомом стиле". Например, практически любой хроматический ход можно счесть фальшивым, при желании. Лично для меня в джазе слышится очень много чего "фальшивого"... Может, просто от недостатка слухового опыта подобной музыки.

... и добавил:

Например, в этом басовом соло, по ссылке в первом посте, слышатся аж какие-то четвертитоновые нетемперированные завывания. Честно говоря, я от этого кайфа не испытываю...
« Последнее редактирование: Ноября 04, 2011, 00:48:54 от MrLf »

Оффлайн SATCHA

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 338
  • Репутация: +73/-23
  • "Bad artists copy. Good artists steal". PP
« Последнее редактирование: Ноября 06, 2011, 21:19:34 от SATCHA »

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Re: Варьирование/аранжировка тем, импровиза&#
« Ответ #24 : Ноября 04, 2011, 00:52:50 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 11, 2012, 10:49:03 от sterile_space »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7773/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Не нужно учить всё, как написано в той книжке, досконально точно. Эти фразы имеют основу из одной или нескольких ключевых нот, которые ты можешь обыгрывать множеством вариантов. В книге указан, допустим, один вариант, ну а ты можешь придумать множество своих собственных вариаций на основе этих фраз.
А мы можем взять какую-либо фразу и проделать это прямо здесь, на форуме (сочинить варианты)? Пользуясь нотами, разумеется.

P.S. Сейчас мне скажут, что джаз бессмысленно записывать нотами, и весь этот разговор лишён смысла ;D.

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3189
  • Репутация: +1203/-46
Например, в этом басовом соло, по ссылке в первом посте, слышатся аж какие-то четвертитоновые нетемперированные завывания.

Может быть, безладовый инструмент всё-таки.
Хотя на контрабасе обычно это не режет слух.


... и добавил:

А мы можем взять какую-либо фразу и проделать это прямо здесь, на форуме (сочинить варианты)? Пользуясь нотами, разумеется.

Конечно можем.
Это было бы интересно.
« Последнее редактирование: Ноября 04, 2011, 01:20:12 от darkmagus »

Оффлайн SATCHA

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 338
  • Репутация: +73/-23
  • "Bad artists copy. Good artists steal". PP
« Последнее редактирование: Ноября 06, 2011, 21:19:56 от SATCHA »

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
  • Репутация: +90/-8
А мы можем взять какую-либо фразу и проделать это прямо здесь, на форуме (сочинить варианты)? Пользуясь нотами, разумеется.

P.S. Сейчас мне скажут, что джаз бессмысленно записывать нотами, и весь этот разговор лишён смысла ;D.
Я не силен в нотной записи, но думаю можно попробовать. Давай для простоты возьмем фразу на IIm-V-Imaj

П.С. От некоторых сборников с блюзовыми ликами меня тоже тошнит, хотя блюз обожаю  ;).
« Последнее редактирование: Ноября 04, 2011, 08:17:30 от Евстафий »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7773/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Давай для простоты возьмем фразу на IIm-V-Imaj
ОК, для начала определимся, что есть фраза.
Фраза (музыка)
Вот пример оттуда:

На рисунке мы видим фразировочные лиги, которые определяют границы фраз.
Отсюда ясно, что наиболее простая и "типичная" фраза — это двухтактовое образование на одну-две гармонии (границы фраз, естественно, могут не совпадать с границами тактов).
Все согласны? Подобного рода фразы потянут как лики, которые мы тут и обсуждаем фактически? Или лик должен быть более крупным образованием?