MrLf,ИМХО. В данной теме ты путаешь понятие импровизация и вариация.
Согласно теоретикам джаза, например Молоткову, варьирование темы - лишь один из способов импровизации. Так что импровизация не должна быть обязательно в тему. Но, по-моему, хорошо, когда она имеет логику, выстроенную композицицю, кульминации и т.п. Т.е. когда импровизация имеет в себе какую-то мысль, содержание, не обязательно построенное на теме.
С какого-то периода в джазе, по-моему, музыканты стали воспринимать темы только с точки зрения гармонических "квадратов" и сеток для обыгрывания.
С другой стороны, одно и тоже соло (импровизация) могут восприниматься людьми по разному. Кому-то не понятно то соло на басу, а кого-то совершенно не пронимают вариации Гольдберга, например.
Вот пример джазовой импровизации, которая мне нравится. Тут Бенсон развил то, что наиграл на альбоме, как мне кажется, всё логично и красиво, но не обязательно на теме.
George Benson - Deeper than you think ( Absolutely Live)Есть импровизации, которые тоже вызывают,скажем так, непонятность.
SATCHA, "There are NO wrong notes".
Oh really??
Every one can play everything with a lot of wrong notes, and then say that it was his great idea, but it wil be "kasha". I hope you will excuse my English.