Итак, данная критика содержит два пункта - их не стоит смешивать - теоретический аспект и практический.
1.
Отказ от энгармонизма ведет к падению пирамиды, которую выстроили теоретики, пытаясь при помощи семи слогов называть 12 звуков. Так сложилось исторически. Изначально музыка строилась на диатонике и, собственно, системы тональностей не было. Потом стали осваиваться хроматические ступени. Но звуки в разных тональностях отличались по высоте. Затем была введена темперация и вся система-спираль замкнулась в круг. А стыки спирали и двойные названия остались.
Однако, если бы изначально система состояла бы из 12 звуков, то и названий было бы 12 и никакого энгармонизма. Все было бы проще.
На самом деле лад До#мажор ни чем, кроме высоты не отличается от До мажора. А лады Ре бемоль мажор и До диез полностью совпадают по звуковысотам, но не по написанию. Правильная орфография имеет смысл до тех пор пока есть двойные названия, так как в 7 ступенном ладу не должно содержаться вариантов одной ступени. Отсюда дальше возникают и дубль диезы и бемоли. По большому счету дальше должны возникать и трипль диезы-бемоли, что довело бы эту систему энгармонизмов до логического абсурда. Это так и есть в теории, но музыканты-практики договорились забить на это дело, так как на практике это ни на что не влияет.
Так что именно энгармонизм на сегодняшний день - "грозный бред" и пережиток прошлого. Всего лишь дань традиции и привычкам.
Сегодня музыка давно вышла за пределы 7-ступенной диатоники, а "хроматические" ступени постепенно заняли свои места в "расширенной" диатонике. Поэтому вполне логично иметь 12 "диатонических" равноправных названий.
но просто тогда до-мажор и до-диез-мажор абсолютно равноправны...
Как раз звуковой(звуковысотный и слоговый) состав До мажора и До диез мажора будет отличаться. Во-первых никакого До#мажора не будет, а будет самостоятельная ладотональность (по Белецкому) "Ту мажор", в которую входят звукоступени Ту-Мо-Фа-Зу-Ло-Цу-До. И никаких жутких Додиез-Редиез-Мидиез-Фадиез-Сольдиез-Лядиез-Сидиез.
Ре-бемоль будет все те же Ту-Мо-Фа-Зу-Ло-Цу-До, а не Ребемоль-Мибемоль-Фа-Сольбемоль-Лябемоль-Сибемоль-До.
Вопрос - чем функционально отличается Нота ДО в Ре бемоль мажоре от Сидиез в До диез мажоре? Ни чем. А по высоте? Тоже ни чем. Почему называются по разному? Потому что таковы "игры разума".
Что касается "интонирования" ступенией, то этого никто не отменяет и, собственно диезы и бемоли к этому имеют косвенное отношение, то есть по большому счету - не имеют.
Таким образом - таки да, теоретическая пирамида рухнет, а на руинах, "мы свой, мы новый мир построим" )))
Если серьезно, то многое упростится. Не говоря уж о том, что мыслить звуками станет проще. С другой стороны вовсе необязательно отказываться от традиционной системы.
2. Несогласие с фонемами.Выбор правильных фонем - довольно сложный вопрос, требующий совместной работы музыкантов, лингвистов и еще кого-нибудь...
Я тоже не согласен с "китайскими" фонемами. Но я уверен, что автора уже не переубедить - он работает с этими слогами более 10 лет, написана куча пособий, аудиозаписей, обучено масса народу, собран опыт и тд.
Поэтому остается либо принять его слоги, либо придумать свои, чтобы использовать систему (тогда без методических разработок автора).
Я не считаю, что данные слоги дают какой-то некрасивый результат - послушайте, как поет тетенька - все очень мелодично и связано - в контексте мелодии эти цу и зу растворяются.
Однако у меня эти звуки не ассоциирутся с данным слогами. К тому же они своей звонкостью нарушают общее звучание - как будто некоторые звуки сыграны другим инструментом. А другие низкие ступени (3н и 6н) - слишком "круглые" для меня.
Думаю, для большинства местной рок-публики были бы ближе английские фонемы.
Я бы предпочел ""бразильское" звучание - как здесь
Girl.mp3 (462.76 КБ - загружено 137 раз.)
Можно долго критиковать ТуМоЗуЛоЦу, но лучше для пробы предложить свои варианты.
Diletant, bi, vi не очень подходит, так как та звук "и" - как бы неприятный для пения. Хотя я лично не знаю насколько это критично, ведь все равно есть Ми и Си.
Так же требует решения вопрос: слоги для "черных" должны ли иметь фонетическую связь с "белыми", что было бы логично с точки зрения старой теории и проще для перехода и запоминания новых фонем или, наоборот, для получения более выразительного певческого "языка", быть полностью иными, освобожденными от "рабства" белых?
Я на сегодняшний момент еще не определился. Пока рассматриваю такой вариант с неопределенным звуком "э" для черных и родственной согласной буквой:
До - дэ - Рэ - мэ - Ми - Фа - вэ(?) - Со - лэ - Ля - тэ - Си (Ти в англ).
Собственно, дети интуитивно так и называют согдасные - д, в, л, т и другие - с добавлением гласно "э"
И, кстати, в слогописи можно даже опускать эту "э" : До-д - Рэ - м-Ми - Фа-в - Со - л-Лэ - т-Си
Чтобы оценить данный набор, надо попеть... В упражнениях Бережанского он вроде нормально работает. Но нужна статистика, опыт.
не проще ли тогда перенять систему которую используют в европе? C cis/des D dis/es E F fis/ges G gis/as A ais/bes B
Что значит "перенять"? Она и господстует везде, в том числе и у нас. Проблема в двойных названиях (по существу - отсутствие своих собственных имен у черных нот) и невозможности нормально петь эти звуки. А так же и кратко записывать. Вообще, эти is и es, да еще в некоторых случах глотание одной буквы - as, es, тоже та еще заморочка. Недаром практичные американцы выкинули это "добро".
всетаки не зря человечество вывело веками именно эти семь нот... я делетант в этом, но вроде именно эти частоты в нашей голове воспринимаются особенно.
Да ничего подобного - названия нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю. Потом некоторые слоги подправили, чтобы удобнее было петь. Так что никакого фонетического смысла именно в этих слогах нет, кроме религиозного, так как там говорилось "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн".
а в вашей системе уже и непонятно что и где, все в одной куче... неоправдано
Чтобы это утверждать надо опробовать обе системы и сравнить. Такой опыт проведен. Вот что пишет преподаватель омского музыкального училища В.В.Кузнецов:
"Группа моего эксперимента в хроморяде уже к концу третьего курса занятий по всем параметрам своего музыкального развития обогнала моих же четверокурсников, где занятия я продолжал вести в традиционной системе сольфеджио. На выпуске же все учащиеся курса (10 человек) получили на экзаменах высший балл и поступили в ВУЗы страны, среди которых РАМ им. Гнесиных, консерватории С-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и др."
Здесь можно почитать несколько подробнее:
Некоторые педагоги-теоретики считают предлагаемую Белецким систему надуманной, разрушающей или даже отвергающей существующую нотацию. Да и зачем вообще подвергать сомнению и отвергать то, что практически испытано в течение веков.
Однако же, в том-то и дело, что вся нотная система, которая привычна нам и представляется нашему сознанию как нечто вечное, незыблемое, никогда незыблемой не была. В течение веков, прошедших со времени создания ее Гвидо Аретинским, нотная система постоянно развивалась, усложнялась вместе с развитием музыкального языка. И теперь современная нотная система от изобретенной Аретинским отличается больше, чем хроморяд от существующей ныне системы. Надуманность и сложность хроморяда лишь кажущиеся: уже при первоначальном ближайшем знакомстве с ним, с первых попыток освоить его практически становится очевидно, что хроморяд - система будущего. Вскоре после его освоения он становится столь же удобным и привычным в пении, как и прежняя нотная графика. Более того, прежняя система при чтении с листа представляется одновременно и примитивнее хроморяда, и надуманно усложненной.
Хроморяд не разрушает и не отрицает существующей нотной системы, а обогащает ее новыми, до конца еще не осознанными возможностями для эффективного развития профессионального музыкального слуха. Пение слогами хроморяда шлифует музыкальный слух, сообщая ему необходимую остроту и активность при восприятии и воспроизведении сочинений современной музыки.
Существующие методики сольфеджио предлагают разные подходы к работе по развитию профессионального музыкального слуха; многочисленные учебники и методические пособия несут обширную информацию, служат организующим и направляющим средством в этом деле. Но вся нынешняя методика преподавания сольфеджио зажата в строгие границы семиступенной ладовой системы, а способы расширить ее за счет громоздких названий с дубль-диезами
и дубль-бемолями не способствует развитию слуха на современном уровне. Внимание ученика распыляется, вместо того, чтобы следить за собственным интонированием при пении мелодии, он должен еще одновременно направить мысль на то, как этот звук назвать, потому что каждый звук даже в одной ладотональности имеет несколько названий. Например, в тональности До-мажор один и тот же звук называется то До-диез, то Ре-бемоль.
К этому следует добавить, что пение однослоговыми названиями в хроморяде позволяет добиться за более короткий срок более точного интонирования, чем пение двух-, трехслоговыми названиями. Эксперименты, проведенные с учащимися Омского музыкального училища подтвердили верность такого вывода. В хроморяде учащиеся более свободно и легко интонируют многоголосные и очень сложные аккорды и созвучия.
Хроморяд был замыслен в качестве системы развития музыкального слуха в донотный период. Но, испробовав его в работе с учащимися музыкального училища, мы пришли к выводу, что применение хроморяда в среднем звене обучения оказывает неоценимую пользу при пении современной музыки, особенно, при интонировании мелодий,
созданных на основе серийной техники.
Однако, высшим критерием теории всегда была, есть и будет только лишь практика. Имея за плечами высшее профессиональное образование и более чем полувековой опыт работы по своей специальности, я с 1997-98 учебного года начал использовать на уроках сольфеджио дирижерско-хорового отделения Омского
музыкального училища им. В.Я.Шебалина систему «хроморяда Белецкого».
Сегодня можно обобщить результаты этого продолжающегося эксперимента:
- все студенты без труда входят в «систему «Хроморяда Белецкого», она не мешает, а дополняет академическую систему, помогает выработке более широкого взгляда на различные музыкальные явления;
- у студентов быстрее развивается музыкальный слух, становится близким к абсолютному, они свободно интонируют любые мелодии, включая мелодии современных композиторов, содержащие сложные виды хроматизма;
- учащиеся успешно справляются с интонированием мелодий, написанных в додекафонной технике, а также уверенно чувствуют себя в многоголосном сольфеджио, в том числе и в серийной музыке.