Автор Тема: Гармонический Анализ ДМК  (Прочитано 20561 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #180 : Марта 17, 2018, 23:00:37 »
Из немецкой "лабуды" я понимаю такое соответствие Modalitat - scale - звукоряд (гамма), modus - mode - лад, tonalitat - тональность функциональной музыки, а гармония - это функциональная гармония.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #181 : Марта 17, 2018, 23:05:16 »
Из немецкой "лабуды" я понимаю такое соответствие Modalitat - scale - звукоряд (гамма), modus - mode - лад, tonalitat - тональность функциональной музыки, а гармония - это функциональная гармония.
Теперь попытки перевода западных терминов приравниваются к шариковщине, моветону и т.д.
Такое мнение - повод получить пулю сразу :crazy:

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #182 : Марта 17, 2018, 23:23:34 »
Во-первых, я мог ошибаться, учитывая сложность проблемы и "советское" обучение . И я об этом выше писал, что "и сам это тяжело переживал".
Во-вторых, я сейчас оппонируя, привожу цитаты и точку зрения других людей, так как своего железобетонного мнения у меня на данный момент нет. По всему получается, что мы живем в системе тоналити, а модальность ощущаем, как ослабление функций через призму тонального восприятия.

В-третьих учитывая, что вы имеете склонность все переворачивать ( для обострения дискуссии), нужна цитата того, что я говорил, а то может статься что это всего лишь ваша трактовка того, что я говорил. Или вообще этого не говорил. Или говорил кто-нибудь другой.
А так - да, гармонические лады (точнее натуральный мажор) их специфика и возможности были выявлены на основе остальных диатонических ладов, и постепенно ("исторически") были сформированы/выявлены функции и образовалась тональная система.
А так-то - да, шаблоны, но они вырабатываются на опреленных объективных закономерностях заключенных в структуре натурального мажора (ионииского mode). Эти закономерности можно перечислить, но не со смартфона.

... и добавил:

Из немецкой "лабуды" я понимаю такое соответствие Modalitat - scale - звукоряд (гамма), modus - mode - лад, tonalitat - тональность функциональной музыки, а гармония - это функциональная гармония.
Работайте дальше с источником. Пока в таком толковании содержатся ошибки.

... и добавил:

Цитировать
, кстати, я когда-то тут пытался утверждать, что функции и тяготения — вещь надуманная, и базируется на шаблонах, т.е. на привычках
.
Да ощущение тяготений - это прогнозирование. И это прогнозирование основано на выработке шаблонов. Но такие шаблоны вырабатываются именно на основе гармонической системы натурального мажора. Поэтому  шаблонам - да, надуманным вещам - нет. Я считаю, что хороший пост написал Ролли:
Поскольку теория музыки составляется из описательных правил, а не предписывающих, то их объективность оценивается как усреднённое описание восприятия достаточным количеством слушателей. Т.е. всегда может найтись человек, который скажет, что не слышит эту организацию звуков, но его мнение уже не будет означать отмену правила.
« Последнее редактирование: Марта 17, 2018, 23:38:52 от eye »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #183 : Марта 17, 2018, 23:46:08 »
Работайте дальше с источником. Пока в таком толковании содержатся ошибки.
По крайней мере понятно, что такое диатоническая модальность Косовского типа N(C) - это просто звукоряд (modalitat) До-мажора (натурального), на котором строятся 7 "полных собственных аккордов" - ладов mode, modus в терцовом расположении.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #184 : Марта 18, 2018, 00:05:42 »
А так - да, гармонические лады (точнее натуральный мажор) их специфика и возможности были выявлены на основе остальных диатонических ладов, и постепенно ("исторически") были сформированы/выявлены функции и образовалась тональная система.
И это всё произошло на Западе, где в музыкознании нет ладов :)

... и добавил:

В-третьих учитывая, что вы имеете склонность все переворачивать ( для обострения дискуссии), нужна цитата того, что я говорил, а то может статься что это всего лишь ваша трактовка того, что я говорил.
Естественно, это трактовка. В ином случае я бы был звукозаписывающим устройством. Но я человек.

... и добавил:

По крайней мере понятно, что такое диатоническая модальность Косовского типа N(C) - это просто звукоряд (modalitat) До-мажора (натурального), на котором строятся 7 "полных собственных аккордов" - ладов mode, modus в терцовом расположении.
Натуральный До-мажор — это лад, которого нет, как мы выяснили.
А вот диатоническая модальность Косовского — это семиступенная диатоника с добавленными пятью нотами чёрных клавиш в двойном способе их написания. Т.е. довольно странная вещь.
« Последнее редактирование: Марта 18, 2018, 00:10:53 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #185 : Марта 18, 2018, 01:26:24 »
И это всё произошло на Западе, где в музыкознании нет ладов
ну да, вы меня подловили. Я писал привычное слово "лады"(вы не заметили слова гармонические) в значении tonality, которые откристализавались из modality. Вообще эта ошибка с ладами крепко засела и будет постоянно вылезать.

... и добавил:

Естественно, это трактовка. В ином случае я бы был звукозаписывающим устройством. Но я человек.
Но вот вы опять переворачиваете. Я же не прошу повторить в точности слова, как если бы когда-то у нас был личный разговор в реале. Здесь на форуме можно привести дословную цитату - есть такие опции. Важны нюансы и контекст.

... и добавил:

Возможно, вот такое объяснение от Vosok  с ярлыками снимет противоречие относительно того, что мы слышим (тональные ступени) и то, о чем говорит автор концепции - об операциях с ступенями-ярлыками.
Тональные ступени могут сопадать, а могут и не совпадать номерами с ярлыками.
==========================
"Беру диатонику С, располагаю ее звуки от ее заглавия (звука С) поступенно: c d e f g a b c, и вешаю на каждый звук ярлыки: 1 2 3 4 5 6 7. Заметьте!!! Это не ступени а ярлыки на ступенях.

Теперь я могу пользоваться не звуками, а ярлыками – как бы их "инвентарными номерами". Эти ярлыки я могу называть: 1 – ионийский, 2 – дорийский... 7 лидийский.

Я знаю всё!О диатонике ДО!
И то, что она может быть представлена в семи модах, и то, как сыграть шкалу 1 ионийской (или любой другой) моды; и то, какой полный аккорд моды (из всех ее звуков по терциям) находится под данным ярлыком; и прочее прочее.

Ярлыки полных аккордов я обозначаю большими римскими цифрами: I, II, III…VII. Заметьте!!! Это не ступени аккордов, а их ярлыки!!! Наверно, понятно, что  такие ярлыки могут быть наклеены в любой диатонике . И, наверно, известно, что в любой диатонике аккорды под ярлыками: I, IV – мажор; II, III, VI – минор; V – сет (доминант); VII – полудим.

А теперь смотрите сюда на ярлычки: 1 2 3 4 5 6 7. Расположим их в терцовом порядке интервалов аккорда: прима, терция, квинта, септима, нона (секунда), ундецима (кварта), тецдецима (секста).

I = 1 3 5 7 2 4 6; II = 2 4 6 1 3 5 7; III = 3 5 7 2 4 6 1; IV = 4 6 1 3 5 7 2; V = 5 7 2 4 6 1 3, VI = 6 1 3 5 7 2 4; VII= 7 2 4 6 1 3 5 (подчеркнуты базисные)

В таком расположении ярлыков мы видим, какая шкала находится на данной ступени аккорда, или на от какой ступени аккорда играется данная шкала.

Например, для аккорда I находим шкалы: на приме – 1 (ион), на терции – 3 (фриг), на квинте – 5 (миксо), на септиме – 7 (локр), на ноне/секунде – 2 (дор), на ундециме/кварте – 4 (лид), на терцдециме/сексте – 6 (эол)

Для аккорда II находим шкалы: на приме – 2 (дор), на терции – 4 (лид), на квинте – 6 (эол), на септиме – 1 (ион), на ноне/секунде – 3 (фриг), на ундециме/кварте – 5 (миксо), на терцдециме/сексте – 7 (локр)
И так далее.

Конечно, мы должны знать качество интервальных ступеней аккорда. То есть, что терция у аккорда I – большая, а у аккорда II – малая. И т.п. для любой ступени любого аккорда. Все это для новичка требует известного навыка, а для грамотного музыканта – легко.
[....]
Я Вам все время стараюсь объяснить свой модально-диатонический подход, оперирующий ступенями-ярлыками, а не тональными ступенями. А Вы все время ко мне с тональными ступенями (как тот юноша со Студебеккером). Я надеюсь, эта шутка вас не обидел"
===конец цитаты============


« Последнее редактирование: Марта 18, 2018, 02:08:46 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #186 : Марта 18, 2018, 03:14:35 »
....

... и добавил:

arkaine, То что мажор и минор как гармонические тональности назвали ладом, думаю ключевая ошибка. От этого многие не могут понять чем отличается мажор от ионийского лада. ))))

Если лад понимать как систему звуков с главным тональным центром, то все натуральные лады прекрасно вписываются в это понятие. Если бы ладов не было, то и названий бы этих не было, так как они образовались от того, что каждую тону диатоники принимали за тональный центр.
« Последнее редактирование: Марта 18, 2018, 03:32:20 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #187 : Марта 18, 2018, 04:21:44 »
Дмитрий Малолетов,
Цитировать
То что мажор и минор как гармонические тональности назвали ладом, думаю ключевая ошибка. От этого многие не могут понять чем отличается мажор от ионийского лада. ))))
Вот-вот.
Авторы этой ошибки и продолжатели их дела наверняка назвали бы это "особенностью". _)


... и добавил:

Кстати, у меня есть ответ Вам, содержащий в себе объяснение того, почему и в каком смысле минор приходится параллелью мажору.

Цитировать
Есть тысячи песен, где минор к параллельному мажору никак не относится.
Цитировать
Минор вообще на Руси главный лад. И осмысливаться он должен самостоятельно, а не как придаток.

Я указал не на "несамостоятельность" минора, а на место, которое минор занимает в диатонике (к тому же "одно из [2-х] главных"), являющейся "основой основ" (воплощением натурального звукоряда в музыке -- данного нам природой и ощущаемого нашим слухом самого "естественного", что может быть); и минору (что одному аккорду, что совокупности "блатных аккордов") необязательно ПЕРЕХОДИТЬ в параллельный мажор, чтобы явиться параллелью мажору, т.к. минор ПРОИСХОДИТ из диатоники и, таким образом, является параллелью приходящимся на ту же диатонику системам (в т.ч. мажору).

Диатоника, в смысле, постоянно ощущающееся слухом тоновое поле (как совокупность "основных ступеней" [отклонение от структуры / "экзотическая" структура коей отчётливейше слышится / воспринимается психологически]), в котором по факту (про)звучания некоторых тонов/аккордов предопределены функции и фонизм остальных/следующих (не звучавших [которые, возможно, и не прозвучат]) тонов/аккордов.

Представим себе, напр., трезвучия Am, Dm, Em: в эолийской системе они будут i, iv, v; в дорийской -- v, i, ii; во фригийской -- iv, bvii, i ступенями, но все они будут в диатонике C, которой они приходятся vi, ii и iii ступенями, и по факту прозвучания этих аккордов мы сможем определить, что мы в диатонике C (содержащей в себе и другие трезвучия [если говорить о трезвучиях терцевой структуры, то это C, F, G, Bdim], приходящиеся теми или иными ступенями параллельным системам [C ионийской, D дорийской, E фригийской, F лидийской, G миксолидийской, A эолийской, B локрийской]).

На данном отрезке текста следует сделать одну оговорку: Система не статична -- определённые (как внутризвукорядные, так и "альтерационные") мелодико-гармонические (пере)ходы "обнуляют точку отсчёта" и происходит "переинициализация функций" (явление, традиционно рассматриваемое/называемое модуляцией/отклонением [бывает: резкой {сопоставлением}/плавной, функциональной/эллиптической {на различное кол-во знаков}, в параллельную/одноимённую/однотерцовую тональности и др.]).

Ну да через призму примата диатоники можно описать многие музыкальные явления, что предполагает собой полотна текста, так что остановлюсь на этом.


Кстати,
Цитировать
Если уж на то пошло, то в рамках полного мажоро-минора (куда все мышление идет) его (минор) целесообразнее осмысливать как одноименные тональности, а не паралельные. То есть как. I   и   i


ПАРА СЛОВ ПРО ПАРАЛЛЕЛИ И ОДНОИМЁННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ:

Если переход мажора в параллельный минор (и наоборот) слышится "функционально неоднозначным" (кого-то вот повергает в ступор, дескать, где тоника между Am или С; кто-то вообще узревет некую прерванность в гарм. обороте, завершающемся на vi ступени), то при переходе минора в одноимённый мажор (и наоборот), ситуация предстаёт более однозначным и следующим образом -- за "плавность" перехода минора в одноимённый мажор и "напряжённость" обратного перехода отвечает явление, которое условно назовём "свёртка"/"развёртка"...

Это можно увидеть по постепенному (и поступенному) изменению диатоники (диатонической интервальной системы [для примера возьмём "белоклавишную" -- C]) -- альтерируем все ступени по порядку (квинтовому [которым даже традиционно и принято измерять родство тональностей]. в направлении b от максимального # звука. возможна и зеркальная операция) и смотрим на то, к чему приведут преобразования звукоряда:

ТОНОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ:
0. f-g-a-b-c-d-e -- фа лидийский.
1. f-g-a-bb-c-d-e -- фа ионийский.
2. f-g-a-bb-c-d-eb -- фа миксолидийский.
3. f-g-ab-bb-c-d-eb -- фа дорийский.
4. f-g-ab-bb-c-db-eb -- фа эолийский.
5. f-gb-ab-bb-c-db-eb -- фа фригийский.
6. f-gb-ab-bb-cb-db-eb -- фа локрийский.

7-й шаг, соответственно, альтерирует 7-ую имеющую собственное название ноту (в данном случае -- фа), что приводит к транспозиции звукоряда (исходной интервальной системы) на полутон вниз.

7. fb-gb-ab-bb-cb-db-eb -- фа-бемоль ("=" ми) лидийский.


Порядок следования интервальных систем (в последовательности квинт) в пределах исходного звукоряда таков же, как и при последовательных преобразованиях (альтерациях) звукоряда с сохранением основного тона:

1. f-g-a-b-c-d-e -- фа лидийский.
2. c-d-e-f-g-a-b -- до ионийский.
3. g-a-b-c-d-e-f -- соль миксолидийский.
4. d-e-f-g-a-b-c -- ре дорийский.
5. a-b-c-d-e-f-g -- ля эолийский.
6. e-f-g-a-b-c-d -- ми фригийский.
7. b-c-d-e-f-g-a -- си локрийский.


ПРИБЕГНЕМ К СТУПЕНЕВОМУ ОТОБРАЖЕНИЮ:

СТУПЕНЕВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ:
1. I-II-III-#IV-V-VI-VII -- лидийский.
2. I-II-III-IV-V-VI-VII -- ионийский.
3. I-II-III-IV-V-VI-bVII -- миксолидийский.
4. I-II-bIII-IV-V-VI-bVII -- дорийский.
5. I-II-bIII-IV-V-bVI-bVII -- эолийский.
6. I-bII-bIII-IV-V-bVI-bVII -- фригийский.
7. I-bII-0III-IV-bV-bVI-0VII -- локрийский.

СТУПЕНЕВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ (по наличию высоких и низких ступеней):
1. Т-в-в-в-в-в-в -- лидийский.
2. Т-в-в-н-в-в-в -- ионийский.
3. Т-в-в-н-в-в-н -- миксолидийский.
4. Т-в-н-н-в-в-н -- дорийский.
5. Т-в-н-н-в-н-н -- эолийский.
6. Т-н-н-н-в-н-н -- фригийский.
7. Т-н-н-н-н-н-н -- локрийский.

И если сравнить напряжённости систем (обусловленные ступеневым составом [считая мажор наиболее "расслабленно" звучащим эталоном]) и увидеть, что минор -- это "свёрнутый" мажор, то несложно заключить, что ход от минорного аккорда/звукоряда в одноимённый ему мажорный является разрешающим (ослабляющими напряжение [данного минорного]), в то время как обратный ход -- напрягающим (добавляющим напряжение).
« Последнее редактирование: Марта 18, 2018, 04:50:17 от arkaine »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #188 : Марта 18, 2018, 08:02:33 »
ну да, вы меня подловили. Я писал привычное слово "лады"(вы не заметили слова гармонические)
А ещё я не заметил слова "остальных диатонических ладов", видимо.

Кстати, как насчёт того, что самый важный слух — ладовый слух? Лучше учиться слышать ступени лада, а не абстрактные интервалы и т.п.? Это всё ещё верные утверждения? Или: атональная музыка — это музыка, лишённая ладовой основы, и может восприниматься лишь как испорченная ладовая музыка?
« Последнее редактирование: Марта 18, 2018, 08:07:40 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #189 : Марта 18, 2018, 10:08:41 »

Кстати, как насчёт того, что самый важный слух — ладовый слух? Лучше учиться слышать ступени лада,
Да, совершенно верно. В контексте разговора - ладовый в смысле гармонического "лада", то есть речь о тонально-функциональном восприятии ступеней. А вы тогда не поняли? Речь шла о натуральном мажоре, а не "народных ладах". )
=====
Вы теперь будете в поиске по слову "лад" шерститить мои сообщения, чтобы в чем-то подловить? Там все правильно написано, только надо различать контексты - не моя вина, что в русской теории такая путаница с терминами - пользуемся тем, что есть. Поэтому, если вы включите мозг, тогда начнете понимать о каком "ладе" ("функциональном" или "звукорядном") в тот или иной момент говорится.
=====
Собственно, в наше время, я думаю, все лады (ну нет другого термина) воспринимаются через тональную функциональность - с большей или меньшей централизацией, как следствие с разной силой функций.
В принципе их все можно расположить по степени потенциальной централизации (хотя в классической тональности также работают не только звукорядно-структурные факторы, но и иные более высокого уровня) - от ионийского до локрийского).

... и добавил:

Наверное, потребует уточнения, но на вскидку так:

гармонические мажор и минор
ионийский
эолийский  ("обратная" плагальная функциональность)
миксолидийский
дорийский
фригийский
лидийский
локрийский
« Последнее редактирование: Марта 18, 2018, 10:26:27 от eye »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #190 : Марта 18, 2018, 11:00:41 »
То что мажор и минор как гармонические тональности назвали ладом, думаю ключевая ошибка. От этого многие не могут понять чем отличается мажор от ионийского лада. ))))

Если лад понимать как систему звуков с главным тональным центром, то все натуральные лады прекрасно вписываются в это понятие. Если бы ладов не было, то и названий бы этих не было, так как они образовались от того, что каждую тону диатоники принимали за тональный центр.
В порядке договорённости о терминах и уважения к традициям русского музыковедения можно называть мажор и минор, как гармонические тональности, гармоническими ладами или функциональными ладами (или любым из двух на вкус). Таким образом определение "гармонический" (или "функциональный") указывает на действие функций в данном ладу и определяет его как частный случай лада. :hmmm: Отсюда логично вытекает степень функциональности, как обозначил eye. :hmmm:

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #191 : Марта 18, 2018, 11:37:12 »
Собственно, в наше время, я думаю, все лады (ну нет другого термина) воспринимаются через тональную функциональность - с большей или меньшей централизацией, как следствие с разной силой функций.
Вспоминаю, как несколько лет назад вы на ф.к. кому-то посоветовали сыграть аккорды D-A-E, чтобы проникнуться миксолидийским E. Я тогда встрял и сказал, что это A-dur выходит, что вас сильно разъярило :D

Если вы включите мозг, как мне сами столь тактично только что посоветовали, то поймёте, что шерстить ваши сообщения я не собирался, а обсуждаю саму тему, которая тут обсуждается уже много лет, а сейчас возник неожиданный поворот. На этом лучше и закончить этот виток обсуждения.

... и добавил:

Да, совершенно верно. В контексте разговора - ладовый в смысле гармонического "лада", то есть речь о тонально-функциональном восприятии ступеней.
Если самый важный слух — ладовый функциональный, то ДМК требует этот слух игнорировать фактически, так выходит. Теория, полностью оторванная от слуха.
« Последнее редактирование: Марта 18, 2018, 11:44:09 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #192 : Марта 18, 2018, 12:00:07 »
Цитировать
Отсюда логично вытекает степень функциональности, как обозначил eye.
Только вся эта функциональнсть воспринимается через функциональное слышание, воспитанное на классическом мажоро-миноре.

Вспоминаю, как несколько лет назад вы на ф.к. кому-то посоветовали сыграть аккорды D-A-E, чтобы проникнуться миксолидийским E.
Ну и что? Ничего не изменилось (если не считать ваше искаженный пересказ в меру обычного для вас непонимания сути)

Цитировать
Если вы включите мозг, как мне сами столь тактично только что посоветовали, то поймёте, что шерстить ваши сообщения я не собирался, 
Тогда не надо мне приписывать то, что я не говорил.

Все-таки Косовский был прав, исключив вас из числа собеседников. Последую его примеру. С  вами разговаривать, себя не уважать. К  сожалению - потому что иногда вы ставите интересные вопросы.
Цитировать
На этом лучше и закончить этот виток обсуждения.
Согласен. Этот и все последующие с вами.
« Последнее редактирование: Марта 18, 2018, 12:02:37 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #193 : Марта 18, 2018, 12:04:51 »
eye, нет, это именно с вами разговаривать — себя не уважать. Тоже к сожалению.

... и добавил:

Резюме пока такое: ДМК — теория, оторванная от слуха, что делать с ладовым слухом, неясно. В наше время всё воспринимается через тональную функциональность, что с этим делать, не ясно тоже.
« Последнее редактирование: Марта 18, 2018, 12:08:16 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Гармонический Анализ ДМК
« Ответ #194 : Марта 18, 2018, 12:08:36 »
Ок. Пусть народ рассудит.