Дмитрий Малолетов,То что мажор и минор как гармонические тональности назвали ладом, думаю ключевая ошибка. От этого многие не могут понять чем отличается мажор от ионийского лада. ))))
Вот-вот.
Авторы этой ошибки и продолжатели их дела наверняка назвали бы это "особенностью". _)
... и добавил:Кстати, у меня есть ответ Вам, содержащий в себе объяснение того, почему и в каком смысле минор приходится параллелью мажору.
Есть тысячи песен, где минор к параллельному мажору никак не относится.
Минор вообще на Руси главный лад. И осмысливаться он должен самостоятельно, а не как придаток.
Я указал не на "несамостоятельность" минора, а на место, которое минор занимает в диатонике (к тому же "одно из [2-х] главных"), являющейся "основой основ" (воплощением натурального звукоряда в музыке -- данного нам природой и ощущаемого нашим слухом самого "естественного", что может быть); и минору (что одному аккорду, что совокупности "блатных аккордов") необязательно ПЕРЕХОДИТЬ в параллельный мажор, чтобы явиться параллелью мажору, т.к. минор ПРОИСХОДИТ из диатоники и, таким образом, является параллелью приходящимся на ту же диатонику системам (в т.ч. мажору).
Диатоника, в смысле, постоянно ощущающееся слухом тоновое поле (как совокупность "основных ступеней" [отклонение от структуры / "экзотическая" структура коей отчётливейше слышится / воспринимается психологически]), в котором по факту (про)звучания некоторых тонов/аккордов предопределены функции и фонизм остальных/следующих (не звучавших [которые, возможно, и не прозвучат]) тонов/аккордов.
Представим себе, напр., трезвучия Am, Dm, Em: в эолийской системе они будут i, iv, v; в дорийской -- v, i, ii; во фригийской -- iv, bvii, i ступенями, но все они будут в диатонике C, которой они приходятся vi, ii и iii ступенями, и по факту прозвучания этих аккордов мы сможем определить, что мы в диатонике C (содержащей в себе и другие трезвучия [если говорить о трезвучиях терцевой структуры, то это C, F, G, Bdim], приходящиеся теми или иными ступенями параллельным системам [C ионийской, D дорийской, E фригийской, F лидийской, G миксолидийской, A эолийской, B локрийской]).
На данном отрезке текста следует сделать одну оговорку: Система не статична -- определённые (как внутризвукорядные, так и "альтерационные") мелодико-гармонические (пере)ходы "обнуляют точку отсчёта" и происходит "переинициализация функций" (явление, традиционно рассматриваемое/называемое модуляцией/отклонением [бывает: резкой {сопоставлением}/плавной, функциональной/эллиптической {на различное кол-во знаков}, в параллельную/одноимённую/однотерцовую тональности и др.]).
Ну да через призму примата диатоники можно описать многие музыкальные явления, что предполагает собой полотна текста, так что остановлюсь на этом.
Кстати,
Если уж на то пошло, то в рамках полного мажоро-минора (куда все мышление идет) его (минор) целесообразнее осмысливать как одноименные тональности, а не паралельные. То есть как. I и i
ПАРА СЛОВ ПРО ПАРАЛЛЕЛИ И ОДНОИМЁННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ:
Если переход мажора в параллельный минор (и наоборот) слышится "функционально неоднозначным" (кого-то вот повергает в ступор, дескать, где тоника между Am или С; кто-то вообще узревет некую прерванность в гарм. обороте, завершающемся на vi ступени), то при переходе минора в одноимённый мажор (и наоборот), ситуация предстаёт более однозначным и следующим образом -- за "плавность" перехода минора в одноимённый мажор и "напряжённость" обратного перехода отвечает явление, которое условно назовём "свёртка"/"развёртка"...
Это можно увидеть по постепенному (и поступенному) изменению диатоники (диатонической интервальной системы [для примера возьмём "белоклавишную" -- C]) -- альтерируем все ступени по порядку (квинтовому [которым даже традиционно и принято измерять родство тональностей]. в направлении b от максимального # звука. возможна и зеркальная операция) и смотрим на то, к чему приведут преобразования звукоряда:
ТОНОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ:
0. f-g-a-b-c-d-e -- фа лидийский.
1. f-g-a-bb-c-d-e -- фа ионийский.
2. f-g-a-bb-c-d-eb -- фа миксолидийский.
3. f-g-ab-bb-c-d-eb -- фа дорийский.
4. f-g-ab-bb-c-db-eb -- фа эолийский.
5. f-gb-ab-bb-c-db-eb -- фа фригийский.
6. f-gb-ab-bb-cb-db-eb -- фа локрийский.
7-й шаг, соответственно, альтерирует 7-ую имеющую собственное название ноту (в данном случае -- фа), что приводит к транспозиции звукоряда (исходной интервальной системы) на полутон вниз.
7. fb-gb-ab-bb-cb-db-eb -- фа-бемоль ("=" ми) лидийский.
Порядок следования интервальных систем (в последовательности квинт) в пределах исходного звукоряда таков же, как и при последовательных преобразованиях (альтерациях) звукоряда с сохранением основного тона:
1. f-g-a-b-c-d-e -- фа лидийский.
2. c-d-e-f-g-a-b -- до ионийский.
3. g-a-b-c-d-e-f -- соль миксолидийский.
4. d-e-f-g-a-b-c -- ре дорийский.
5. a-b-c-d-e-f-g -- ля эолийский.
6. e-f-g-a-b-c-d -- ми фригийский.
7. b-c-d-e-f-g-a -- си локрийский.
ПРИБЕГНЕМ К СТУПЕНЕВОМУ ОТОБРАЖЕНИЮ:
СТУПЕНЕВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ:
1. I-II-III-#IV-V-VI-VII -- лидийский.
2. I-II-III-IV-V-VI-VII -- ионийский.
3. I-II-III-IV-V-VI-bVII -- миксолидийский.
4. I-II-bIII-IV-V-VI-bVII -- дорийский.
5. I-II-bIII-IV-V-bVI-bVII -- эолийский.
6. I-bII-bIII-IV-V-bVI-bVII -- фригийский.
7. I-bII-0III-IV-bV-bVI-0VII -- локрийский.
СТУПЕНЕВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ (по наличию высоких и низких ступеней):
1. Т-в-в-в-в-в-в -- лидийский.
2. Т-в-в-н-в-в-в -- ионийский.
3. Т-в-в-н-в-в-н -- миксолидийский.
4. Т-в-н-н-в-в-н -- дорийский.
5. Т-в-н-н-в-н-н -- эолийский.
6. Т-н-н-н-в-н-н -- фригийский.
7. Т-н-н-н-н-н-н -- локрийский.
И если сравнить напряжённости систем (обусловленные ступеневым составом [считая мажор наиболее "расслабленно" звучащим эталоном]) и увидеть, что минор -- это "свёрнутый" мажор, то несложно заключить, что ход от минорного аккорда/звукоряда в одноимённый ему мажорный является разрешающим (ослабляющими напряжение [данного минорного]), в то время как обратный ход -- напрягающим (добавляющим напряжение).