У меня вопрос по поводу съема. Я пытаюсь снимать разные произведения, до сих пор, снимал только мелодическую часть, с этим у меня особых проблем не возникало, но, понял, что подобрать партию соло гитары не значит "снять". Соответственно, необходимо снимать гармонию, чтобы, хоть как-то, разобрать произведение, но как-раз это и не получается. Даже с басом у меня проблема, возможно, это потому-что частоты далеки от привычных, близких голосу, или потому, что само соло мешает его слушать.
Так вот, хотел спросить, есть-ли какие-то приемы, методики, доступные способы обучения, кототрые могут помочь научиться слышать и снимать гармонию?
Вопрос очень хороший - как раз в тему моего рабочего дня. Так что ответ здесь будет частью выполнения работы...
Хотя простого ответа на этот вопрос нет.
Если у довольно опытных товарищей, пишущих здесь, есть свои находки, методы, соображения, даже мелкие - прошу делиться.
Некоторые, особо одаренные личности, как правило поющие и умеющие строить 2е голоса в хоре, просто слышат аккорд, интуитивно подбирают, напевая его арпеджио и потом находят его на инструменте. А про абсолютников отдельных разговор. ))
Простой совет.
Ставишь последнюю версию Transcribe - она там показывает разные варианты возможных аккордов, на основе спектра. Остается только отсеять неподходящее. По крайней мере бас она покажет нормально, только надо точно выделить нужный фрагмент и, может быть, подстроить тон.
Правильный ответ.
"Правильный" ответ на этот вопрос находится в учебниках гармонии, там, где речь идет о гармонизации и способах решений гармонических задач. Ты как бы решаешь задачу и сверяешь ответ - совпало или нет.
Ох, уж эти учебники!...
Но чтобы изучить эти учебники, надо долго учиться и не факт, что это возможно сделать самостоятельно - там голову можно сломать и не потому, что сложно, а потому, что текст неоправданно усложнен для восприятия и оторван от реальности. "Демократичного" учебника для народа пока нет (кажется нет, по-крайней мере по року). Это было лирическое отступление #1.
Реалии
Так что двигаться надо не от "правильного" ответа, а от реалий. А реалии состоят в том, что у большинства "пользователей" нет систематизированных знаний, либо вообще никаких знаний, нет опыта съема, а есть, допустим, слух и некий опыт юзания аккордов.
"Когда деревья были большие"
Теперь лирическое отступление #2, но уже с переходом на тему. Когда я только начинал снимать гармонию, я не думал о "гармонии" - я просто "подбирал аккорды". На тот момент в голове не было правил, а был только слух и интуиция. Снимал крайние звуки - бас и мелодию, и с учетом их подбирал подходящий аккорд по слуху.
"Практический курс" гармонии для хакеров
Первое, что нужно - это понять тональность вещи. Желательно так же услышать-почувствовать, если есть модуляции, отклонения - другие временные тоники.
Дальше я тупо слушал бас, пытался подобрать его голосом и найти на нижних струнах гитары. Если бас был более сложный, чем "одна нота", то интуитивно выбирал "главную ноту". Насчет того, что бас непривычен для слуха гитариста, это отчасти так, но если можешь спеть ноты на 5й, 6й струнах своей гитары, то этого достаточно (и необходимо), чтобы найти нужные ноты. Хотя это будет, как правило, на октаву выше реального звучания, это дает ощущение баса.
Найдя бас я начинал перебирать аккорды. Обычно баса было достаточно, чтобы сделать выбор из немногочисленного набора аккордов - квинта, мажор, минор, дом7-аккорд и несколько "спец.аккордов" для случаев, когда ничего не подходит( maj7, dim, sus4, IV/V=9sus4, и трезвучие с терцией в басу). Но для уверенности я снимал еще и верхний мелодический голос, как правило мелодию вокалиста. Из нее я выделял опорные звуки, опять же интуитивно, и получал крайние голоса аккорда. Хорошо, если попадется терцовый тон аккорда - становится ясно наклонение аккорда.
Если бас был Ля, а мелодия ля-си-до, то с большой вероятностью, можно предположить, что аккорд Ля минор. Достраиваем до полного аккорда и проверяем, играя вместе с записью.
Строй
Да, вспомнил еще - в то время постоянно требовалось проверять совпадения строя гитары и записи. Сейчас с этим проще, но не стоит об этом забывать. Если оказалось, что вещь в "дикой" тональности, то скорее всего гитару надо подстроить - либо использован дроп-строй, либо скорость воспроизведения где-то была изменена (иногда это делается даже в студиях, а на старых дотюнаровых рок записях вообще полно нестроя). Бывает, не заметишь, что гитара немного не строит и мучаешь зря голову и уши.
Опыт
С опытом запоминаешь фонизм - звучание разных аккордов и некоторые сочетания. Сразу слышишь: ага, здесь "уменьшенный", здесь "минор переходит в мажор", здесь "разрешение доминанты", здесь "аккорды по тонам вниз", "это три блатных". Тогда начинаешь чувствовать закономерности последований. Выясняется, что в тональности очень часто работают одни и те же аккорды. При чем одни встречаются чаще, другие реже.
Кейген, перебор ключей
Дальше. Все хорошо, пока в басу играется основной тон. Но иногда, а в некоторых стилях довольно часто, используются обращения аккордов и надо уметь быстро ориентироваться - каким аккордом можно гармонизовать данный звук.
Например, в мелодии слышится опорный звук До. Какие аккорды его могут гармонизовать?
Цифра в скобках - ступень, которой является нота До в каждом аккорде.
С(1), Cm(1), F(5), Fm(5), Ab(3), Am(b3), Dm7(b7), D7(b7), Gsus4(4), F/G(4), Gm11(4), F#o(b5), F#ø(b5), Ebm6(6), Bbadd2(2), Dbmaj7(7)
и тд, плюс 7-аккорды вместо трезвучий, обращения и некоторые более сложные случаи.
В случае джаза аккордов становится намного больше - практически вся хроматическая линейка может служить для гармонизации одной ноты, которая может быть разными ступенями в гармонической вертикали полиаккорда.
Например (неполный перечень):
С, Dbmaj7, D7, Eb13, E7+5, F7, F#7-5, G7sus4, Abmaj7, Am7, Bb9, B7b9
А какие аккорды могут быть, если отталкиваться от ноты в басу?
C(1), F/C(5), Ab/C(3), Am/C(b3), Co(1,b3,b5,bb7), Cø(1), Dm/C(b7), Bb/C(1), D/C(b7), Db/C(7). Каждый из этих видов имеет специфическое звучание и определенное место в тональности и функцию. Рассмотрением этого, по мимо других вопросов, и занимается курс гармонии.
На практике, конечно, не приходится искать аккорд тупым перебором всех возможных аккордов - опыт, знания, слух и интуиция, сокращают время поиска. Хотя иногда встречаются каверзные случаи.
Постепенное погружение
Тут пришло время узнать о ступенях тональности и аккордах (трезвучиях и 7-аккордах) на этих ступенях. Сопоставить главные аккорды в разных тональностях. Запоминать гармонические последовательности. Начать понимать взаимосвязь аккордов, функции. Почитывать сабжевую литературу.
Стили и аккорды
Для разных стилей характерны свои принципы организации гармонии, гармонические обороты и тд. Например (грубо).
Для классической гармонии - функции, трезвучия, обращения.
Для традиционного джаза - функции, 7-аккорды, надстройки.
Для рока (все совмещается) -
a)мажоро-минор и миноро-мажор(использование аккордов минорной тональности при ведущей роли мажора и наоборот).
б)натурально-ладовые гармонии, но не исключены принципы классической гармонии и джазовой с их функциями. Смешение функциональности и модальности, при преобладающей роли модальности и фонизма.
в)остинатно-ладовая гармония основанная на модальных риффах, либо риффы с на основе тонального органного пункта.