Автор Тема: Гармошки (гармонические обороты, последовательности)  (Прочитано 107312 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн R.G.

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1299
  • Репутация: +103/-2
  • Guitar Player
    • Rock Guitar School with Paul Gilbert
А я вот тональность угадал в Полис, вернее тонику, как и в Аэросмите, слышу тоники, наклонение (мажор или минор), переходы в другие тональности, еще на фоно слышу высоту тона, могу узнать если играть будут не быстрее, чем 4-ыми, если быстрее у меня все сливается и я только могу сказать выше или ниже пошли аккорды...надо сказать раньше я не особо снимал на слух, так как не очень ему доверял, а тут так получилось, что я не совсем "деревяный" : ))
Посоветуйте пожалуста еще проанализировать какие нибудь несложные темы, так сказать для начинающего, чтобы было тональности две и вещи были не особо быстрые.
Заранее благодарю.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
А какая она, эта последняя версия Транскриб? В смысле, номер версии? А то я до сих пор пользуюсь шестой...
http://guitarplayer.ru/index.php/topic,80486.0.html
Типа того

Посоветуйте пожалуста еще проанализировать какие нибудь несложные темы, так сказать для начинающего, чтобы было тональности две и вещи были не особо быстрые.
Greenday и ранних Beatles снимайте

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Andrew_G,
Цитировать
Далее после красивого соло на гармонию припева непонятно зачем идет еще один бридж, похоже решили "до кучи" блюзцу плеснуть... Am-D. 
   
Ну, мне кажется вполне в духе оригинала - например, подобный инструментальный переход в дорийский  есть, насколько помню, в Magical Mistery Tour. А после этого фрагмента есть еще красочный |D D-5 |Dsus D|D || Gm7
Цитировать
Оборот G#+7 - G7 представляет собой септаккорды на ступенях bVI-V мелодического мажора - еще одна красивая фишка, и снова авторы ее повторяют неоднократно, "для закрепления эффекта" .
Для порядку замечу, что раз уж "bVI", то правильнее Ab ))
Еще про
Цитировать
но ведь формально в D9sus4 есть ля, которой нет в C/D
Там есть места (уже после соло), где в этом аккорде слышно и соль и ля, а есть, где слышно Am/D - так, что эти аккорды достаточно взаимозаменяемы в данном контексте.

Итак, суммируем:

Tears for Fears "Sowing the Seeds of Love"

1.  (¢) |[: Gm7 |F(6) | Ebmaj7 | C/D | Ebmaj7 | C/D | Ebmaj7 | C/D :|] C/D |%|% |
2.  |[: C |C/H | Am7 |C/G | Fmaj7 | Abmaj7 G7  :]|

1.  |[: Gm7 |F...\\
2+ |Ab G7 |G7 |Ab G7 |G7  |Ab G7 |G7  |

3.   |[: Fmaj7 | % |Ebmaj6| % :]|x4  |[: F |Eb Bb :]|x3
3'.  |[: Fmaj7 | % |Ebmaj6| % :]| Eb | C/D | % | % |

2.   |[: C |C/H...\\ (соло трубы)  (...\\ Ab G|=>Am7 (прерванный оборот)
4.   (соло органа) [|: Am7 | %  |D9  | %  :]| D |D-5 |Dsus| D | D |D |

1'   |[: Gm7 |F...\\ (новая мелодия)
2+. CODA |[: C |C/H...\\

Думаю, четвертая цифра все-таки оправдана - такое отступление, полная смена настроения перед репризой и кодой.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Вот еще интересные гармонические переходы, предлагаю поснимать, проанализировать

http://www.youtube.com/watch?v=SDGFDkHeQ3M

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
K's Choice "Everything For Free"
1. Куплет [|: Hm | Hm/D | G+7 :|]
2. Бридж   | F# | G | A | Esus E |
3. Припев  | D/F#  F#/A# | G/H  A/C# | Dm | C | G/H | Bb | 
           | D/F# | F#/A# | G | A | Dm | C | G/H | Bb C | 
      
В ступенях
1. i - i/3 - VI
2. V - VI - VII - IV(дор.)
3. (D:) I/3 - III/3 - IV/3 - V/3 - (Dm:) i - VII - IV(дор.)/3 - VI(нат.)
   (D:) I/3 - III/3 - IV - V - (Dm:) i - VII - IV(дор.)/3 - VI(нат.)- VII

Соль припева в обильном использовании обращений, а также в чередовании мажора (D), параллельного минора (Hm) и одноименного минора (Dm). Тема со сменой тональностей для меня остается пока не очень ясной, возможно я ошибся и начало припева стоит рассматривать как (Hm:) bIII/3 - V(гарм.)/3 -... В этом случае не нужно объяснять, откуда в мажоре на III ступени мажор.

PS спасибо, eye, я ждал и надеялся увидеть здесь эту вещь. Очень нравится. Помню, первый раз она мне попала в руки, раз 10 по кругу переслушал, так, пардон, "вкатило" - аж дыхание местами перехватывало. 
   

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Все-таки я категорически за то, чтобы нумеровать ступени по американской системе - относительно мажора. За что и борсь ))
Поэтому сейчас кое-что перепишу. Ну и, конечно, дам свою трактовку тональностей.

Мне кажется, в этой вещи интересно соотношение тональностей - Минор и "параллельный"... Минор. То есть вместо параллельного Ре мажора используется одноименный Ре минор. Собственно, самой    Ре мажорной тоники как таковой нет - есть аккорды ее окружащие и относительно неустойчивый секстаккорд. В этом и изюм.

1. Куплет [|: Hm | Hm/D | Gmaj7 :|]
                      i   -    i/3   -   bVI+7

2. Бридж   | F#   |   G     |   A      | Esus E  |
                    V    -  bVI   -  bVII  -  IV(дор.- yes!)

3. Припев  | D/F#    F#/A# | G/H  A/C#         | Dm  | C  | H(m) | Bb | 
                    bIII/3 - V/3 -  bVI/3 -bVII/3 -
                                    (D): IV/3 - V/3    (Dm:) i -   bVII -vi(маж)- bVI(нат.)     

                  | D/F# | F#/A# | G  | A  | Dm | C      | H(m) | Bb    C   ||  Hm |
                     I/3    - III/3   - IV - V  -  i   -  bVII -   vi   -  bVI  bVII    vi=i
   
Насчет  | Dm | C | H(m) | Bb | - в этом месте она откровенные квинты шарашит (хотя секстаккорды ей знакомы )):
h--p://www.youtube.com/watch?v=HNa8m-MfScs

Во второй части припева возникает этот Ре мажор, но в обращении, поэтому как неустойчивый (типа i - I7 )), далее намекает на отклонение в Hm, но оборот опять прерывается и идет в IV/3. В общем - игра красок мажоро-минора за счет переосмысления роли аккордов. Поэтому я и анализирую один и тот же оборот по разному.

Куплет, думаю, можно записать, как [|: Hm | D6 | G+7 :|] там тоже она квинту играет (может вторая открытая звучать) - и тот и то подходит.

А вообще, такой тональный "крест" одноименных и параллельных тональностей:

C/Cm = Am/A
И можно расширять дальше
C/Cm=Eb/Ebm=F#/F#m = Am/A=F#m/F#=Eb/Ebm

Цитировать
я ждал и надеялся увидеть здесь эту вещь.


Ну, так предлагайте вещи в таком ключе ))

« Последнее редактирование: Июля 07, 2008, 19:10:24 от eye »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
Все-таки я категорически за то, чтобы нумеровать ступени по американской системе - относительно мажора.

Насчет  | Dm | C | H(m) | Bb | - в этом месте она откровенные квинты шарашит (хотя секстаккорды ей знакомы )):
h--p://www.youtube.com/watch?v=HNa8m-MfScs

Про нумерацию - каюсь, запамятовал. А насчет H(m) - честно говоря, аккорд скорее додумал, т.к. кроме баса h ничего не смог разобрать в общей звуковой грязюке


ну, раз так - предлагаю :) Вещица показалась лично мне интересной, при своей простоте и прозрачности звучания. Функции, ступени слышны легко в принципе, но некоторые аккорды без инструмента подобрать мне оказалось пока слабО.

Adrian Belew - Everything
хттп://www.ant-dr.nm.ru/07.MP3

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Гармошки (гармонические обороты, последо&
« Ответ #157 : Июля 08, 2008, 15:06:32 »

https://www.youtube.com/watch?v=S1kVyfIVzwU

Adrian Belew "Everything"

0.Вступ.  |Cmaj   |% |Fmaj7#11 |Esus4 E 7 |

1.Куплет |[: Cmaj|% |Fmaj7#11|Esus4 E7 :]|
   
2.Припев || F7(13)Fm7 |Em7 (C/E) |Eb   |D7   ||G7(add4)|-6 тактов| F | G ||

 повтор 1,2

3.Инстр. |[: Fmaj  | Gsus4(C/G)G  |Am7 Em/G  |G Fmaj  |F :]|  F   | G  |
 
 повтор 1,2
   
4. Coda |C6  |Am  | 

---------------------
1.Куплет |[: I+7|%|IV+7| IIIsus4 III7 :]|

Здесь, понятно, намек на отклонение в тональность Ля, которое прерывается, создавая красочное сопоставление F и Е. Я раньше замечал, что такое прерывание отклонения после IV и сопоставление с ним достаточно интересно. Также можно сопоставить F и A7(+5), F и D7, при чем потом может идти возврат в F или F7. Ну и вообще прерывание на побочной доминанте, как любая игра с ожиданиями - хороший прием.
Вспомнился сейчас битловский Sun King, там где начинается До мажор (Here comes tre Sun King...):
|C|Cmaj7 |Gm |A7 |C |Cmaj7 |Gm |A7 |
и далее "Everybody's laughing...":
| F |D7 | F | D7 || C | Em7 | C7 |F || F#m7/A|% | E ...//


https://www.youtube.com/watch?v=6bNMxWGHlTI

2.Припев ||  IV7 iv7 |iii7 |bIII  |II7   || V7 |-6 тактов| IV| V ||
(G) vi | bVI |V | I7 |
Здесь интерес представляет красочный bIII. Конечно, есть соблазн поставить сюда Ля вместо Eb и объяснить все тритоновой заменой, но не хочется - музыка трезвучная, функциональность приглушена. Хотя знание тритоновых замен и могло подсказать автору придумать-взять здесь этот аккорд, но в данном случае никто ничего не заменял - мы имеем авторскую гармонию. И, самое главное, независимо от того, как думал автор, в результате здесь дело не в функциях, а в красочных сопоставлениях: при появлении этого аккорда явно ощущается уход в одноименный минор, а не тяготение в следующий аккорд. Итак, я думаю, мы имеем здесь следующие вещи - мажоро-минор, сопоставление однотерцовых аккордов Em-Eb, подводящие к тональности G.
Таким образом D7 - здесь двойная доминанта к миксолидийскому G.
Оборот F-G возвращает нас в До.

3.Инстр. |[: Fmaj| Gsus4(C/G)G |Am7 Em/G |G Fmaj |F :]| F  |G |
Здесь я попытался включить мелодические звуки в аккорды, но все, в общем-то, гораздо проще:
|[: F| G |Am7 G |G F |F :]| F  |G |

4. Coda |C6 |Am |
В коде маленький трюк - сначала бас не берется и слышится тоника C6, но потом добавляется Ля и мы окзываемся в миноре.

Вообще вещь - явное подражание-посвящение сэру Маккартни.

=====

В связи с этими Em-Eb предлагаю здесь разобрать песенку (ох, сильна!)

Evanescence - Call Me When You're Sober


https://www.youtube.com/watch?v=_RrA-R5VHQs
« Последнее редактирование: Марта 18, 2021, 13:35:35 от eye »

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Evanescence - Call Me When You're Sober

Во вступлении, где фокал и фано,  идёт игра тональностей Em-Cm.
Гармония:
Em, C, Em, Eb, G, Cm, G
В проигрыше перед куплетом гитара играет повторяющийся рифф на основе аккорда D, звучащего непродолжительно и наслабое время, в тонический аккорд Em.
В куплете гитара играет в плане гармонии то же, что и в предыдущем проигрыше. Клавиши там вверху добавляют какие-то ступени на этот рифф. Не знаю, есть ли смысл в данном случае, для правильного анализа гармонии, прибавлять их к гитарной партии. Как мне показалось, клавишная партия в куплете не является самостоятельной, ведущей, а идёт как мелодическое украшение.
Заканчивается (переходя к припеву) эта часть аккордами C и H.
Припев:
Em, C, Em, Eb
G, Eb (Cm6/Eb?), G, Cm, G.

Дальше - повтор.

Где идет "дискотечная" часть, начинающаяся с 2:21, идут С, Cm, G и на четвертый аккорд какие-то добавленные ступени к Соль-мажору (что-то типа Си, затем Ля, затем Соль) -  подголосок.
Затем C, Cm, G, Eb, G, Eb.
С 2:47 идут Am, D, Em, C, H.

Поправляйте.
« Последнее редактирование: Июля 08, 2008, 17:01:24 от Greeboss »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Greeboss, у меня претензии к форме записи прежде всего :)
Давайте все-таки двигаться в профессиональном направлении и писать гармонию по тактам. Гармонический ритм, структура, форма - это все важные вещи.
Вообще, трудно это понимать, когда аккорды через запятую, потом текст и тд. Мы вроде пришли к какой-то более менее логичной форме записи.
Оптимально писать так, чтобы дать человеку не знающему вещь - и он сможет быстро разобраться и нажать аккорды.
Вам это может пригодиться - обычно много лажи у самодеятельных групп из-за бардака в головах. И начинается все с того, что кто-то приносит бумажку с бессистемно записанными аккордами. Это долго тупо учится, а потом прекрасно забывается, после небольшого перерыва в репетициях, и все начинается снова. :)

И не надо торопиться - что еще за "Во вступлении, где фокал и фано,  идёт игра тональностей Em-Cm."
Где там До минор?

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
по Adrian Belew "Everything"
 eye, с Em7 в припеве позвольте не согласиться, слышу там явный C/E . В коде не слышу С6, слышу секстаккорд Am.
А затруднение - например F7(13) - слышу что F7, а какие там надстройки-украшения, совершенно не могу сообразить. Eb - вообще непонятен на слух, только бас слышу. Идущий за ним D (D7 без терции, если быть точным) -  басовый ход d-h-a-d на нём создает ощущение, что какое-то движение с гармонией происходит, хотя прислушаешься - да нет, всё на месте стоит. F в куплете проблем не вызвал, но как-то даже "жалко" :) приводить красоту с участием нот h d к банальному Fmaj7.
Может, конечно, это и не имеет особого значения при анализе собственно гармонии, но почему-то здесь мне захотелось проникнуть именно в тонкости строения аккордов, пожалуй, сниму это всё для себя в нотах, благо всё слышно хорошо.

И можно еще пару слов о сопоставлениях - не совсем дошло, что это такое?

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
что еще за "Во вступлении, где фокал и фано,  идёт игра тональностей Em-Cm."
Где там До минор?

Тогда, наверное, однотерцовые отношения тональностей Em и Eb?

у меня претензии к форме записи прежде всего
Давайте все-таки двигаться в профессиональном направлении и писать гармонию по тактам. Гармонический ритм, структура, форма - это все важные вещи.

Я согласен, что коряво записал гармонию. С ходу правильно аккомпанимент не сыграешь по такой записи. К сожалению, сижу на работе, и нет возможности детально расписать вещь на слух. Да и знаний/слуха не всегда у меня хватает.

И, в случае записи функций/цифровки, как правильно записать в данном случае аккорды Eb и Cm?  bI и vi по Ми-минору? Или отдельно по Ми-бемоль мажору?

ЗЫ: Я в эту тему учиться пришёл. К моему сожалению, не всегда всё могу правильно обосновать теоретически, далеко не всегда всё правильно распознаю на слух. Но какие-то положительные сдвиги по слышанию/пониманию гармонии вроде бы как есть, в том числе и благодаря этому топику, за что большое спасибо его автору. С удовольствием прочитаю вашу правильную версию гармонии и возьму на заметку.
« Последнее редактирование: Июля 08, 2008, 18:51:20 от Greeboss »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Заинтересовался творчеством Amy Lee. Вот еще красивая вещь:

Evanescence "Good Enough"

https://www.youtube.com/watch?v=Kw2Ic_2XdVQ

 
0.|[: C | C/E |Ab | %  :]|
1.|[: C | % | Ab | % | F(2,7) |Cm/Eb D7 | C |% :]| х2

2.| D7 | F | C | G | D7 | F | % | Fm6 |
3.|Am(2)|% | Fadd2|% | Am(2)|% | Fadd2|% | D |F :]|
0.|C   | C/E |Ab | % |
 
1;2;3'   ///... +|C |Ab |

4.|G |F |Am |G | F | C/F F(6) | G | F | C | % |
  |Dm |Am |F |G |
3.
Coda. 0;1

Аккордовая гамма этой вещи:
C, D,(Dm), (Cm/Eb), C/E, F, (Fm,) G, Ab, Am
I(Т), II(лид S),ii(s к Am), II7(альт S),  i/bIII(moll), I/III(T/3), IV(S,sVI),  V, (D,dVII), bVI(moll), vi (t эол)
« Последнее редактирование: Марта 18, 2021, 13:39:14 от eye »

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Evanescence "Good Enough"
 
0.|[: C | C/E |Ab | %  :]|
1.|[: C | % | Ab | % | F(2,7) |Cm/Eb D7 | C |% :]| х2

2.| D7 | F | C | G | D7 | F | % | Fm6 |
3.|Am(2)|% | Fadd2|% | Am(2)|% | Fadd2|% | D |F :]|
0.|C   | C/E |Ab | % |
 
1;2;3'   ///... +|C |Ab |

4.|G |F |Am |G | F | C/F F(6) | G | F | C | % |
  |Dm |Am |F |G |


А можно пояснить некоторые непонятные в записи моменты, чтобы в дальнейшем и я мог ими пользоваться?
Что значит значок процента "%"?
F(2,7) - добавлены секунда и септима?
F(6) - первое обращение, секстаккорд?
Fm6 - Фа-минорное трезвучие в основной форме с добавлением сексты?


Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Я в эту тему учиться пришёл.
Все правильно. У меня "претензии" не настоящие, а учебные :) Других просто быть не может.

Цитировать
И, в случае записи функций/цифровки, как правильно записать в данном случае аккорды Eb и Cm
Для начала надо аккуратно записать гармонию. Мне кажется по тактам ничего не мешает  расписывать, можно даже с ошибочными аккордами - просто надо научиться считать.

с Em7 в припеве позвольте не согласиться, слышу там явный C/E .
Я не вслушивался в отдельные ноты, но функционально слышу "замену по медианте" - привычный оборот в джазе Fmaj - Fm7 - Em7. Не знаю... послушайте внимательно и расскажите. )) Я лично почти уверен, что это iii7, может без квинты... А, да, щас послушал - в самом конце он цапает в правой руке трезвучие До. Все-таки я считаю, что основное звучание задает начало такта, голосоведение Fm7-Em7.

Цитировать
В коде не слышу С6, слышу секстаккорд Am.
А что заставляет вас слышать в тональности До, после IV-V (S-D) разрешение в аккорд с нижним звуком C, как секстаккорд Am? Я вам скажу что - вы просто уже знаете, что дальше и это и слышите. Я же слушал вперый раз и сразу анализировал. Этот эффект похож на то, как иногда при первом прослушивании в рифах неправильно слышится первая доля (такое можно слышать у ACDC) и понимешь, только когда вступают барабаны. Зато при последущих прослушиваниях слышно сразу правильно.

Цитировать
А затруднение - например F7(13) - слышу что F7, а какие там надстройки-украшения, совершенно не могу сообразить.
Я "13" написал только на основе ступени в вокале.

Цитировать
Eb - вообще непонятен на слух, только бас слышу.
В целом я слышу это место как мажор, а что он нажимает, честно говоря, не знаю. Возможно, например, Eb6.

Цитировать
Идущий за ним D (D7 без терции, если быть точным)

Точно -  D7 - вот это принципиальная ошибка у меня - септиму почему-то упустил.

Цитировать
но как-то даже "жалко" :) приводить красоту с участием нот h d к банальному Fmaj7.
Да, верно - в голове у меня вообще было сначала Cmaj7/F... Лучше там было написать Fmaj7#11. Поправлю

Цитировать
И можно еще пару слов о сопоставлениях - не совсем дошло, что это такое?
Это, наверное, не "сертифицированное" выражение :)
Я так называю, когда "сопоставляется" (как бы, своего рода, любование соотношением), чередуется пара аккордов разных ладов, в результате чего подчеркиваются их фонические качества, а не функции.

Наиболее часто используется сопостовление аккордов одноименного и однотерцового мажора и минора, и их параллелей с тем же наклонением, сопоставление мажорных и минорных трезвучий - одноименных и однотерцовых (C-Cm, Cm-H), тоновое и терцовое сопоставление аккордов с одинаковой структурой (Cmaj7-Bbmaj7, Fm - Abm, С-A).

Greeboss
Цитировать
А можно пояснить некоторые непонятные в записи моменты, чтобы в дальнейшем и я мог ими пользоваться?
значок процента "%" - повтор того же аккорда в следущем такте.  Примерно так же выглядит в реальной записи, только ставятся не кружочки, а точки.

F(2,7) - "суммарная гармония" - в данном случае этих ступеней нет в аккорде (наверное), но они подчеркиватся голосом. Если бы их играл инструмент, я бы написал F9 или Fadd2 или F7 - в зависимости от преобладания и важности этих стурпеней в гармонии.

F(6) - нет не обращение. При буквенных обозначениях обращение было бы записано так: F/A
При записи цифровки традиционно обращение пишется так IV6, но я продвига другой стиль записи - IV/3 - аккорд с терцией в басу.
В данном случае это означало, как и в предыдущем, что там аккорд Фа, но где-то еще звучит Ре (шестая ступень для Фа). Типа она есть, но это не обязательная деталь гармонии, поэтому в скобках - для информации.

Fm6 - да, минор с "дорийской" секстой (кстати, не мешало бы проверить - есть там эта 6 или нет ))
« Последнее редактирование: Июля 08, 2008, 20:18:45 от eye »