Автор Тема: Гармошки (гармонические обороты, последовательности)  (Прочитано 107480 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн duke

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1547
  • Репутация: +259/-71
  • The Beginning Of The End Of Extraction
eye, пофиксил пост, сорри за невнимательность, пару мыслей добавил, потер откровенно "левые" :)
первый кавер bhs понравился - гармония там кстати проще чем в оригинале(почти все уловил на слух), второй(с айфолдер) не очень - слышно что гармонизация и аранжировка запредельные(там что-то боязно за съем и тем более анализ браться) но в целом вещь как-то не слушается

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
второй(с айфолдер) не очень .... но в целом вещь как-то не слушается
Значит еще рано тебе )) Когда-нибудь через много лет послушаешь и офигеешь )

Оффлайн duke

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1547
  • Репутация: +259/-71
  • The Beginning Of The End Of Extraction
Значит еще рано тебе )) Когда-нибудь через много лет послушаешь и офигеешь )
в случае с этой конретной вещью не буду спорить - там много того что мои уши еще не цепляют, повторюсь, сделана она на высочайшем уровне и кстати довольно современно, интересно было бы увидеть ее подробную сетку/какой-то анализ

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
eye, ок! Размер постов, и правда, становится несоизмерим с важностью вопроса. Спасибо, что ковыряетесь с нами!
PS Яйца буду пробовать разбивать с обоих концов, а также с боку - во избежание узости мышления )).

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Greeboss,  извините, никак не доходят руки до Вашей вещи - видите, здесь какой важный научный спор разыгрался из-за одной отсутствующей ноты! :)

Ну, я надеюсь, время скоро прийдет и вернемся к этому треку. Ибо какие-там аккорды мне ясно. Но со ступенями, тональностями и функциями мне не всё понятно.

Да и, к тому же, мне самому интересно почитать ученые дебаты в этом топике. :)

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
В Коде Sir Psycho реально идет игра между Em||G - Cm||Eb
5:13 h--p://ru.youtube.com/watch?v=3fhz0m17y0Q
(Кстати, надо бы ее здесь опять разложить - может кто запишет?)

Red Hot Chili Peppers - Sir Psycho Sexy, кода



Ступени и тональности. Ощущение от первого прослушивания - полная чушь. Может отсутствие намека на какую-либо мелодию так повлияло... После нескольких прослушиваний какая-то логика всё же обнаружилась :) Несмотря на наличие в вопросе явной подсказки, услышать 2й и 3й такты в рамках тональностей Cm||Eb у меня не получилось, возможно потому, что D в 4м такте очень хотелось привязать к предыдущему аккорду, в моем варианте он как бы намекает на отклонение в параллельный соль-минор.  Получилось как-то примерно так:

[|: Em    |  Eb    | Bb    | D    | Ab      Eb | Cm    | Ab    | G    :|]

(e): i -VII= (Bb):IV - I- III - bVII=  (c): bVI- bIII - i - bVI -V = (e): bIII

Вообще сложно звучит, сочетание D - Ab просто выбивает почву из под ног, настолько для меня неочевидно их родство.
« Последнее редактирование: Августа 01, 2008, 18:28:18 от Andrew_G »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Вообще сложно звучит, сочетание D - Ab просто выбивает почву из под ног, настолько для меня неочевидно их родство.
А родство Em и Bb - не выбивает? ))  Оно хоть неявно, но присутствует на стыках секвенции: С-Em>Bb-D>Ab-Cm
Здесь похоже на соотношения bVI->I(i)
Так же здесь есть ассоциация с тритоновой заменой второй ступени. Это я к тому, что D-Ab не кажется мне уж очень необычным.

Так или иначе я говорил о тональностях Em||G - Cm||Eb в смысле ключевых знаков, а не тяготений и функций.

Вообще, на слух я воспринимаю здесь в явном виде только две тоники - Em и Сm. Возможно, еще G. Но, мне кажется, здесь работают переменные функции. А переменные функции направлены "назад" (в отличии D-T, которые прогнозируются, эти понимаются после).
Все эти плагальные соотношения предлагают услышать, как тонику последующий аккорд:
Eb-Bb(IV-I)
Bb-D (bVI-I) (у меня тоже они связываются, только временный устой-неустой иначе воспринимается)
Ab-Cm (bVI-i)
Cm-G (iv-I)
Поэтому, хотя наше сознание, хотя и удивляется, но не воспринимает это "чушью" (по крайней мере мое и перцев из RHCP )

В целом я не воспринимаю Bb тональным центром, да и Соль минор, хотя при желании, если продолжить, такой фригийский Gm-ный остановочный пункт возникает:
Em -Eb -Bb -Ab -Gm

Можно почувствовать отношение тоник Em и С(m), если подвигаться вокруг тоник E и С:
1.Em - Eb -Bb - C(m)
2.Em - Eb - Bb - Ab - Bb - Eb (тоника Eb)


Цитировать
Может отсутствие намека на какую-либо мелодию так повлияло..
Я не согласен, что мелодия полностью отсутствует, потому что сами эти аккорды и есть мелодия. Для простоты можно назначить мелодией партию виолончели(далее скрипки), которая играет картошки, а гитара играет контрапункт в стиле Хендрикса (во вступлении у Литл Винг - есть мелодия?). Так что мелодий там достаточно. Если все же не хватает, то можно додумать ))

Еще вариант анализа  миноро-мажор, тональность До:
[|: Em    |  Eb     | Bb    | D    | Ab      Eb | Cm    | Ab    |  G   :|]
 (C): iii (c) bIII - bVII -   II   - bVI- bIII -    i     -  bVI  -   V
     Mв(TD) mв(td)  d       Sa      s      td        t          s        d
В связи с такой неопределенностью и переменностью функциональный анализ затруднен, а на первый план выступают интервальные соотношения, красочные сопоставления, модальность - за что я и люблю трезвучия: при простом и ясном звучании - широкие гармонические  возможности.
Поэтому здесь, думаю, важен сам конструктивный принцип  - откуда берутся эти аккорды. Думаю, соотношение тональностей Em,G-Cm,Eb отражает этот принцип.
Хотя меня не совсем удовлетворяет этот анализ, но пока ничего более убедительного у меня нет. Можно еще подискутировать.

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
ох, уж не знаю - со мной, делающим первые шаги в анализе гармонии, какая тут дискуссия получится... :)

Цитировать
А родство Em и Bb - не выбивает?
скажем так - слегка смущает :) Помогает преодолеть смущение связывающий их аккорд Eb, наличие которого несложно оправдать как со стороны Em, так и Bb.
Цитировать
Оно хоть неявно, но присутствует на стыках секвенции: С-Em>Bb-D>Ab-Cm
Здесь похоже на соотношения bVI->I(i)
Действительно, если б было Bb-Dm, Ab-Cm - воспринималось бы проще (точнее говоря, однозначнее)  - bVI-i , повторяющийся на тон ниже. Тут уже и тритоновое соотношение как-то перестает беспокоить... Вообще-то для меня это сочетание тоже не является таким уж необычным, спасибо "тяжелым" командам, с большой охотой использующим аккорды, отстоящие на тритон. В данном случае я имел в виду свою, на данный момент, полную неспособность услышать их родство, несмотря на принадлежность родственным тональностям (наверное, это недостаток практики).

Цитировать
Вообще, на слух я воспринимаю здесь в явном виде только две тоники - Em и Сm.
А вот D в 4 такте Вы как слышите? В сфере влияния одной из этих тоник, или нет? По мне - что (e): bVII посреди до-минорного (допустим) окружения, что невесть откуда взявшаяся, и главное ,куда ведущая двойная доминанта (c): II - выглядят одинаково нелепо... ???
Цитировать
В целом я не воспринимаю Bb тональным центром, да и Соль минор, хотя при желании, если продолжить, такой фригийский Gm-ный остановочный пункт возникает:
Em -Eb -Bb -Ab -Gm
Да, пожалуй вот это близко к моим ощущениям: ...-Eb -Bb - D -Ab -Gm ,где Ab - видоизмененная доминанта (как ее назвать-то, тритоновой заменой D или "неаполитанским"?). Отсюда следующая мысль.
Цитировать
Еще вариант анализа  миноро-мажор, тональность До:
А почему не Соль? Как раз всё красиво выходит, по крайней мере в первой половине. (расписывать не буду, вроде всё ясно)... Хотя нет, всё же Cm-Ab-G в конце это явное (с): t - ts -d Короче, надо еще крепко подумать и разобраться в ощущениях :)

PS вопрос возник по ходу: когда следует употреблять термин мажоро-минор, а когда миноро-мажор?

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
ох, уж не знаю - со мной, делающим первые шаги в анализе гармонии, какая тут дискуссия получится...
Важнее слышание - знание в нем. А это у Вас есть. А без слышания и проблем бы не было - объясняй как хочешь - насколько фантазии хватит. А вообще иногда и начинающий (это все-таки не про Вас, а вообще) может так задать вопрос, что начиная отвечать на него, сам в чем-то разберешься )).
 
Цитировать
В данном случае я имел в виду свою, на данный момент, полную неспособность услышать их родство, несмотря на принадлежность родственным тональностям (наверное, это недостаток практики).
В этом и проблема - однотерцовые тональности не такие уж и близкие.
Цитировать
А вот D в 4 такте Вы как слышите?
Да, если с точки зрения "слышания", то, я уже написал: вроде Bb разрешается в D, как bVI - I п.
Цитировать
В сфере влияния одной из этих тоник, или нет? По мне - что (e): bVII посреди до-минорного (допустим) окружения, что невесть откуда взявшаяся
Думаю, что этот аккорд (D) обладает определенной степенью тоникальности (особенно если сыграть
|Em|Eb|Bb-C|D |). Но и аккорд bVII в минорах или V в мажоре в переменной ладовой  гармонии часто становятся временными тониками. Этот топик начался как раз такой переменно ладовой гармонии.

Кстати, вот еще "джазовая" трактовка начала (D): ii-bII-bVI-I  (c): bVI-(bIII)-i-bVI-V
Нет, мне не нравится такая трактовка - я не слышу там джаза...
Цитировать
и главное ,куда ведущая двойная доминанта (c): II - выглядят одинаково нелепо... ???

Верно, двойная доминанта должна бы вести в доминанту. Но я написал об альтерированной субдоминанте, которая вполне логично может идти в субдоминанту (s bVI). Хотя, конечно, все это натяжки - все термины тональной функциональной  системы Мажора и Минора. (Здесь терминологическая путаница, поэтому, говоря о европейской тональной системе, в основе которой лежит мажор И минор, лучше говорить "мажорНо-минорная" система, а еще лучше "мажорная и минорная системы", Мажор и Минор, а говоря о ладовом смешении мажора и минора - мажоро-минор, мажоро-минорный лад ("синтетический лад","составная структура" или "расширенная", "объединенная" тональность, "взаимопроникновение мажора и минора"). Очень часто можно встретить термин мажоро-минор в разных смыслах.
К сожалению, эта путанница в терминах идет "сверху". Вообще, читая разные книги по гармонии, выясняешь, что наука эта в целом довольно слабо разработана. То есть то, что касается учебнык рамок функциональной гармонии, все достаточно проработано, но стоит сделать шаг за рамки и тут начинается некоторая неразбериха, самодеятельность и споры. Это на уровне "академиков", а что же говорить о простых смертных?
Цитировать
...Gm ,где Ab - видоизмененная доминанта (как ее назвать-то, тритоновой заменой D или "неаполитанским"?).

Опять-таки, смотря чьей терминологией  пользоваться - для джазменов - тритоновая замена (доминанта), для классиков - неаполитанский(субдоминанта). Но есть обоснованное мнение, что корни неаполитанского аккорда - во фригийском ладу, и раз уж функциональная система где-то отдыхает,  то я думаю, что это фригийская вторая, ладовый неустой.
В конце концов анализируем мы не джаз и не классику.
Вообще, "фригийский оборот" i-bVII-bVI-v  в классике (самое забавное - в натуральном миноре) - это рудимент модальной музыки, но там тоника-то, как раз эта "v".
Цитировать
Отсюда следующая мысль.А почему не Соль?

Во-первых, это в принципе не особо что-то меняет: Ре в Соль, что DD-D, что D-T. Во-вторых, все-таки на слух тоника - Cm, хотя G тоже обладает некоторой степенью тоникальности, но скорее как при остановке на  доминантовом трезвучии в половинном автентическом кадансе.
Цитировать
Короче, надо еще крепко подумать и разобраться в ощущениях
Вот-вот, у меня такая же мысль. Давно уже ))
Цитировать
PS вопрос возник по ходу: когда следует употреблять термин мажоро-минор, а когда миноро-мажор?
Понятно, что речь идет о смешении, да? При смешении какое-то одно наклонение главное. В данном случае, понятно, что, если решаем, что тоника До минор или Ми минор, то это будет миноро-мажор. Думаю, что Соль здесь не выглядит, как главная тональность, хотя относительно Соль было бы тоже удобно записать
vi - bVI - bIII - V - bII - (bVI) - iv.
Кстати, при таком раскладе похоже на Evanescence - Call Me When You`re Sober
| Em | C | Em | Eb | G | Cm | G |
   vi    IV    vi   bVI   I     iv     I
А в общем, не всегда с полной уверенностью можно сказать "мажороминор" или "миноромажор" (мижороманор" :)), да и ладно, какая разница, что в лоп, что полпу...

Думаю, если писать ступени относительно одной тональности, то наиболее удобна(наглядна) запись относительно G,  а наиболее "правильная" - относительно С.
Кстати, вот и ответ на вопрос, почему традиционная классическая ступеневая не всегда работает и для практика может быть неудобна. Мы еще не знаем в точности как трактовать эту последовательность, но уже можем записать ее ступенями относительно любой тоники, и другой человек может это однозначно прочитать. В классике в этом случае была бы неоднозначность и неразбериха - без дополнительных пояснений не обойтись.
« Последнее редактирование: Августа 04, 2008, 15:52:43 от eye »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Казалось бы простая "трехаккордовая" песня (вернее, четырех:Am, Dm, E, F), но без небольших сюрпризов не обошлось.
Помимо нюансов в гармонии, меня порадовало отсутствие гитары   )
А то представляю, как бы она там брякала трезвучия на 2 и 4 доли или мяукала стандартные бенды. ))

Rare Bird - Sympathy
жалко самое начало откусили

http://www.youtube.com/watch?v=j2x8oA5h5Jo


Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Здесь как-то был топик по Butchering the Beatles. Мне тогда сильно не понравились те кавера (правда все даже слушать не стал). Имхо, нет никакого интереса слушать, как Мальмстин разыгрывается под минусовку вещи битлов.
Эти халтурщики просто накладывают свои клише на любой материал, не пытаясь понять куда и зачем. То что получается можно продавать под разными лозунгами - народ схавает. На этом основана вся эта современная культура макдональдсов и всевозможных заменителей натуральных вещей.

Однако существует действительно много каверов, в которых музыканты вложили свое по-настоящему творческое виденье музыки оригинала. Когда музыканты прочувствовали оригинал так, что могут сказать что-то свое, не нарушив основную идею и делают это здорово, не под копирку...
Это действительно интересно, особенно, когда определенные детали оригинала не потеряны.
Хотел даже топик завести на кавера битлов, потом передумал...

Очень клевый кавер  Spooky Tooth -с оттягом, очень круто, немного изменена гармония, а может только кажется.
I am the Walrus - Spooky Tooth

https://www.youtube.com/watch?v=WEC8zdJW2vQ

I am the Walrus - Jim Carrey - смешно и экспрессивно.
h**ps://www.youtube.com/watch?v=tE85_cUIGxY

Это оригинал Beatles, если кто забыл или не слышал
The Beatles - I Am The Walrus
h**p://www.youtube.com/watch?v=cqOKvonLrH8

Гармония песни

0) |H |[ H | A (A6) |G  | F (F6) | E  | E7 |D  | D7 |

1) |A  A/G| C  D |A  A/G| C  |D | A |
2) |A A/G| D/F#  F-G |A A/G| F  |H  |% | C |D | E |
1)...
3) | Dsus4 | % | A | E |D |
2)...  +bell|

0'') |H A | G F | E |
4)|H  A | G  F |E  F | H |% | C | D | E | D |
1), 2)
5) |D |C | H | A | G | F | E |

===============
Анализ конспективно

- Ни одного минорного аккорда, все семь аккордов тональности мажорные!
- Интересный гармонический ритм, меняющий устои.
- Мажоро-минор и лады
- Движение аккордов по ступеням С мажорного звукоряда, основной устой - А. Похоже, что Леннон просто учил мажорные аккорды на пиано и сочинил песню ))
- Отсутствие традиционной функциональности.

Да, эти ребята не учили гармонию по бригадному учебнику, к счастью.
Что у них было в голове?
Вступление сделано на основе второй части песни (0", 4, 5) и его можно рассматривать в разных тональностях.
Какая-то составная переменная структура...
Как правильно трактовать (на слух) я пока не понимаю. Андрей, есть идеи?
    | H    A    |  G      F  | E    | E7 | D  | D7 |
A:   II - I    -bVII - bVI - V -   V7 - IV- IV7
H:   I -bVII - bVI [ bV -  IV ] (просто потому, что это первый аккорд и он мажорный)
E:   V - IV  - bIII - bII -  I (есть некое ощущение модального движения к Ми, типа фригийского оборота в Ля)

Наиболее логично, все-таки, Ля мажор, но невозможно без подготовки услышать Н, как вторую.
(опять вспоминается проблема, если пользоваться классической цифровкой)
Думаю, что в конце все-таки плагальная модуляция через блюзовую IV7

Гармонический оборот куплета не является таким уж редким:
1) |A   A/G | C     D    | A   A/G|   C    |  D   | A    |
      I - I/7 - bIII - IV -  I - I/7 -  bIII - IV   - I      блюзовый мажоро-минор (миксолидийский лад в основе)
2) |A  A/G| D/F#     F  - G   | A  A/G  | F    |H  |% | C    |  D  | E |
     I - I/7 - IV/3 - bVI-bVII - I - I/7 - bVI - II -      bIII - IV - V

4)|H  A | G  F |E  F | H |% | C | D | E | D |
5) Кода|[: D |C | H | A | G | F | E :]|
4 и 5 - движение по мажорным аккордам, построенными от белых клавиш. Однозначной тоники, как бы и нет и это доказывает "бесконечная" неустойчивая  вертушка в Коде.
 
В общем ребята - гении. Иначе как можно так просто взять и сделать то, что не было до них и играючи отбросить давление трехсотлетней культуры классической (немецкой) музыки. Что значит живые корни.

==============
Другие кавера на эту песню, менее интересные на мой взгляд:
Боно
h**p://www.youtube.com/watch?v=vTqcpmbuE7Q
Fab Faux on David Letterman I Am The Walrus
h**p://www.youtube.com/watch?v=9lknCpGbsJc
Styx - I Am The Walrus (Live 2006)
h**p://www.youtube.com/watch?v=6Xi72q0K5wk
Oasis - I am the Walrus (live, Berlin 2002)
h**p://www.youtube.com/watch?v=TxbVdqm6iaE
Cry Wolf - I am the Walrus
h**p://www.youtube.com/watch?v=10KIvmzdtLQ
Paul Gilbert - I Am The Walrus (Beatles)
h**p://www.youtube.com/watch?v=sMz-sRBikjg
« Последнее редактирование: Марта 22, 2021, 16:23:46 от eye »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
кажется, для анализа всё же лучше сперва послушать битлов :)

Что касается последовательности H-A-G-F-E, я однозначно за вариант
(H):   I -bVII - bVI - bV - IV. Во-первых, так сразу услышалось, во-вторых, единственная неясность - bV (что это, откуда?), тогда как в вариантах (A): и (E): имхо натяжек больше, особенно смущает начало с мажорной II .

Похожая последовательность есть в вещи Oregon "The Silence of a Candle" (рекомендую именно версию с альбома 1995г "Beyond Words", красота неописуемая! редкий случай - тащатся все, от домохозяек и гопников до ценителей высокого искусства :))
Увы, нашел только в сольном исполнении Ralph Towner

http://www.youtube.com/watch?v=I6FNcN7KXRU
Правда здесь тоника минорная, но это нас на 13й странице топика уже не должно пугать :)
      (Em - D - C) -   Em - D -   C   - Bb - A
(e:) (i - bVII - bVI) - i - bVII - bVI - bV - IV

Оффлайн Dee...

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 222
  • Репутация: +48/-3
  • 8-91б-42О-б5-бЗ
eye,
слушай, ты превосходно разбираешься в гармонии, а это тебе помогло написать свой собственный шедевр?
дай послушать, пожалуйста, что-нибудь в твоем исполнении или сочинения хотябы в миди...

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Dee...,
Знание гармонии помогает мне слышать ее, анализировать, понимать музыку, делать аранжировки, преподавать. А сочинять шедевры я начал до того как получил теоретические знания по гармонии.
Насчет "дай послушать" - ироническая форма, в которой изложена просьба ("шедевр"), не располагает к тому чтобы делиться своим творчеством, ни к чему кроме г-на, это не приведет. К тому же это офтоп.


Оффлайн Dee...

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 222
  • Репутация: +48/-3
  • 8-91б-42О-б5-бЗ
eye,
прости, если чем-то задел, совершенно не собирался, скорее я не те слова подобрал..
я к тому, что стоит ли углубленно вдаваться изучению теории, заниматься анализом и разбором произведений и тп.. с целью написания муз. произведений по "математическим" формулам, которые будут иметь успех и тп.
ведь многие из тех, кого вы здесь разбирали не имеют муз образования, но это им совершенно не мешало создавать шедевры...
а может действовать по-другому - я напишу просто музыку так, как мне слышиться/видится - а вы ебитесь, разбирайте свои гармонии по полочкам )))
понимаешь, я не насрать в эту тему зашел, мне действительно интересно, я знаю элементарную муз теорию и не более, и это мне не мешает думать и играть ладами, обыгрывать мелодию гармонией и гармонию мелодией и тп....
я не супер гитарист и не музыкант вообще, я просто домашний диванный любитель поиграть для себя, и могу поделиться своими сочинениями "без теории"