Автор Тема: Гармошки (гармонические обороты, последовательности)  (Прочитано 112721 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн PennyroyalTea

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 438
Andrew_G, смешная мелодия :crazy: Теперь я знаю от какой гармонии меня чуть подташнивает и, благодаря научному объяснению eye, знаю теоретические предпосылки этого :D

Обнаружил, что в So Far Away целостное восприятие гармонии (или как это можно выразить) формирует ещё и бэк-вокал. Добавляет "света", чуть меняя ощущение от фортепианно-голосовой партии. Будто бы добавляет ещё одну формирующую, конкретизирующую ноту к аккорду сверху. :crazy:

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Теперь я знаю от какой гармонии меня чуть подташнивает
Вот, интересно от вас услышать какие-то конкретные слова о гармонии: от какой же гармонии вас подташнивает?
« Последнее редактирование: Марта 07, 2009, 04:13:17 от eye »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
Ой, большущее спасибо за комментарий! Очень интересно!
Цитировать
Цитата: eye от 06 Марта 2009, 18:32:44
Да, интересная последовательность.
Я слышу это, как секвенцию i-bVI с шагом в м.3:

 ....Emaj7] ->Bm7-Gmaj7->м.3->Dm7-Bbmaj->м.3->Fm7-Dbmaj7
а последний аккорд (Abm) почему забыли? Я не придираюсь, наоборот, интересно, связано ли это со звучанием примера, или случайно?
Задумывалось всё же как последовательность I-v , соединённая ходом i-bVI, т.е. тоника постоянно ускользает, не давая слушателю утвердиться в ощущениях. Но похоже, связка i-bVI "победила".

Цитировать
Цитата: eye от 06 Марта 2009, 18:32:44
Но уже третий аккорд (Gmaj7) я услышал, как bVI, а значит Bm стал тоникой.
Я, кстати, тоже. По-моему, прикольно: тоника уже прошла, а мы себя хлоп по лбу - дык вот же она где была! Значит, задумка частично удалась.
(сорри, при редактировании нечаянно влез не в свой пост - eye)
« Последнее редактирование: Марта 07, 2009, 11:25:25 от eye »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
а последний аккорд (Abm) почему забыли? Я не придираюсь, наоборот, интересно, связано ли это со звучанием примера, или случайно?
Я просто выписал столько, сколько нужно для описания закономерности секвенции. Разве там есть "последний" аккорд? Ведь круг (или четырехугольник в круге) должен должен замкнуться.


Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2721
А вот ещё интересные гармонические переходы с секундовым движением аккордов, модуляциями, применением обращений аккордов и надстроек к ним. Опять, если я правильно понял, смесь тонального и натурально-ладового принципов.
Shadow Gallery - Vow (Room V - 2005)
Ссылка на файл.
http://webfile.ru/3328902
Вот что у меня получилось:

1. Интро:
1. ||: Aadd2 | % | Dm6/A | % :||  - 4 раза
(А):     I                 iv/5 – мелодический Ля-мажор

2. Куплет:
1. ||: Aadd2 | % | Dm/F | % :||  - 4 раза
(А:)     I                iv/5 – мелодический Ля-мажор
Тут аккорды идут каждый раз с разными надстройками в виде проходящих голосов. Но на цифровку они особо не влияют, и я их выписывать не стал.

3. Бридж:
           ||: Dm |   C    |  G  |  % :||
(d):            i      bVII    IV(дор.)

|Bbadd2/D| Bb(4)/D | Cadd2/D | C add2|d – G6-9/D |
    bVI/3      bVI/3       bVII/2       bVII/2      IV/5(дор.)

4. Припев.
Тут я в цифровке своей (тонально) не уверен.
                ||: D | % |   Bb  ( или Ebmaj7/Bb ? ) |   C   |
(D/d):            I            bVI             bII/5 - ?         bVII
(G/g):            V           bIII             bVI/5 - ?         IV
           
                |  D  | % | Gmsus4 |    C  :||
(D/d):           I               iv          bVII
(G/g):          V                i             IV

                 ||: G   | Asus4 – A(3) | Gm/Bb |  1: |Cadd2 – C :||   2: |  C  | % |
(G/g):               I         II                 i/3                IV                      IV

5. Гитарное соло № 1 и 2-й куплет – повтор цифр 1 и 2
6. Бридж (цифра 3). Гармония немножко изменена.
          | Dm |    C    |  G  | %  | Dm |    C  |   G  |    F   -  Em |
(d):         i       bVII     IV            i       bVII    IV      III       ii

          | Dm |   C    |   G  | %  |Bbadd2 | Bb(4)/F |   C   |   C(4) |
             i       bVII      IV            bVI        bVI/5     bVII     bVII

7. Припев № 2. Повтор цифры 4.
8. Гитарное соло № 2.
        |  Bb   |  Bb  –   C   | Dm | % |
(d):      bVI     bVI    bVII     i
       
       |    F  |      Eb  |   Bb | Bb (2 чет.) – Bb5 (1 чет.) – A5 (1 чет.) |
(F):        I        bVII     IV     IV                 IV5              III5

9. Куплет № 2. Повтор цифры 2.
10. Припев № 3:
||:  D | % | Bb   | C |
|    D  | % | Gm | C :|| - 4 раза.
4-й раз вторая строчка немного расширена:
|| D | % | Bb | % | C | % |
По цифровке см. цифру 4, так как у меня тут сомнения.

11. Кода. (Наконец, ура!)
           ||:  G5 | A7sus4| Gm/Bb |   C :||
(G/g):         I5       II          i/3       IV

           ||:  D5 |     C/E  |  Dm/F |  G :|| - 4 раза
(D/d):          I5     bVII/3    i/3       IV

           ||:  G5 | A7sus4| Gm/Bb | C :|| - 4 раза  (fade out)
(G/g):          I5       II       i/3       IV

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
https://www.youtube.com/watch?v=1XprMftxW2I


Цитировать
||: Aadd2 | % | Dm/F | % :||
опечатка - Вм/Ф )))

Цитировать
   ||: Dm |   C    |  G  |  % :||
мне, cкорее G как тоника слышится... хотя в этом и модальность, что любой из трех может быть тоникой. Но Соль перетягивает из-за тяжести. Но после Bb-C-D  уже явно тоника D
Цитировать
||: G   | Asus4 – A(3) | Gm/Bb |  1: |Cadd2 – C :||   2: |  C  | % |
первый раз G звучит, как IV, а при повторе уже становится тоникой. "Рыхлая" тональность.

После бриджа "6. Бридж" идет вставка |: G   | Asus4 – A(3) | Gm/Bb | и тд  Значит ее надо рассматривать отдельно, а не как часть припева цифры4.

Цитировать
8. Гитарное соло .... |    F  |      Eb  |   Bb | Bb

Здесь тоже переменность - сначала F звучит как параллельный мажор к Dm, но потом оказывается, что это была V в Bb... но не надолго. Фокусы НЛГ  во всей красе ))

Цитировать
    F  |      Eb  |   Bb | Bb (2 чет.) – Bb5 (1 чет.) – A5 (1 чет.) |
там дальше в соло вроде кусок потерялся G - Dm и дальше Bb- F - С и тд, где они мучительно выбирались обратно в Ля мажор.

Greeboss, молодец, приятно, что "сидение на форумах" может быть полезным ;)

Но. Если опираться на твой анализ, немного туманно воспринимается форма. Попробуй почетче расписать форму: части просто с гармонией - с упрощениями, без деталей и ступеневого анализа. Так чтобы, например, барабанщику (хотя не уверен, что там живые барабаны) или басисту, была сразу ясна вся форма и узловые части (детали опускаются). ))
И понять, как работают части и почему такая форма.

« Последнее редактирование: Марта 25, 2021, 01:58:51 от eye »

Оффлайн duke

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1547
  • The Beginning Of The End Of Extraction
опечатка - Вм/Ф )))
 
помоему у Greeboss правильно - х77600, х87760 (ххх12 12 0, ххх10 10 0)
Greeboss, классные темы находишь и анализируешь, очень интересно следить!
« Последнее редактирование: Апреля 07, 2009, 14:37:12 от duke »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
duke,
Цитировать
помоему у Greeboss правильно
Там Dm/A и цифровка Greeboss'a это отражает ( iv/5=Dm/A). Просто русское А находится там, где латинское F.  Поэтому я написал наоборот /Ф
Цитировать
классные темы находишь и анализируешь, очень интересно следить!
Хорошо, что ты написал это - а то может создаваться впечатление, что это мало кому интересно ).
Да вещи интересные.

... и добавил:

Greeboss,
Еще надо добавить, что не стоит совсем забывать про функциональность.
Например I - iv/5 - это плагальный оборот T-Sг
Или "мягкая ладовая функциональность":
                  
                    |  D  | % | Gmsus4 |    C  :||
(D/d):           I               iv          bVII
                    T               Sг           2S (или Dмикс - миксолидийская "доминанта")
(D/d):         T              (F)  ii       -   V ->  vi=i (Dm)  -> D  (мажоро-минор - (D/d)
                                                (прерванный оборот)
« Последнее редактирование: Апреля 07, 2009, 16:28:20 от eye »

Оффлайн duke

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1547
  • The Beginning Of The End Of Extraction
вот вещь.. не слишком ли я загнул..?  :) вообще, там весь альбом шикарный с точки зрения гармонии и аранжировки
08 - Pat Metheny Group - Imaginary Day - Too Soon Tomorrow.mp3
завтра днем попробую посмотреть (хотя-бы гармонию на соло разберу)

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2721
Цитировать
там дальше в соло вроде кусок потерялся G - Dm и дальше Bb- F - С и тд, где они мучительно выбирались обратно в Ля мажор.

Чего-то я потерял этот кусочек, когда переписывал анализ из черновика на листике сюда на форум.

Цифра 8. Гитарное соло № 2. Что-то типа:
        |  Bb   |  Bb  –   C   | Dm | % |
(d):       bVI     bVI    bVII     i 
       |    F  |      Eb  |   Bb | Bb (2 чет.) – Bb5 (1 чет.) – A5 (1 чет.) |
(F):        I        bVII     IV     IV                 IV5               III5

          ||: G  | G (1 чет.) – Dm (1 чет.) – F(1 чет.)– Am (1 чет.):||
(G):          I      I                 v                bVII          ii
          ||:  Bb  |    F   | C  | % :||  D | % |
                 biii     bVII   IV             V

приятно, что "сидение на форумах" может быть полезным ;)

Эта полезность явилась результатом ваших разъяснений, за которые вам спасибо!

вот вещь.. не слишком ли я загнул..?  :) вообще, там весь альбом шикарный с точки зрения гармонии и аранжировки
08 - Pat Metheny Group - Imaginary Day - Too Soon Tomorrow.mp3
завтра днем попробую посмотреть (хотя-бы гармонию на соло разберу)

Наскольго благородная затея, настолько и тяжелая!
Красивая вещь. Но гармония очень насыщена. Там столько аккордов... Я столько и не знаю...  :)
Но с интересом посмотрю анализ!  ;)


Оффлайн duke

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1547
  • The Beginning Of The End Of Extraction
Greeboss, блин, выложил и теперь сам боюсь к ней подступаться:// ладно, попробую хоть аккорды снять (что делать со ступеневым анализом пока не понятно..)

... и добавил:

https://www.youtube.com/watch?v=2IGb8wOzKcg
Pat Metheny Group - Too Soon Tomorrow

интро:
1.Abmaj#11 | Gsus4 G
  bVI             V     
  Abmaj/C  Bb6 | Abmaj Galt | Gbmaj#11 Fsus4 F
  bVI/I      bVII   bVI    Valt    bVI          V   
По сути начало с оборота S - D - t, затем нисходящая последовательность от t к D,
последний такт - подготовка к смене тон.центра (c-moll на b-moll)
2.Ebm7 Fm7 | Gbmaj
  iv   v7    bVI     
  Gm7 | Dm7 Am7 | Ebmaj#11 Dsus4 D
  iv       i      v       bVI         V
s-d-bVI - помоему это прерваный оборот.. затем спорный момент, на мой слух это ложится как
смена тон.центра сначала на d-moll, посл.такт подготовка к gmoll..
3.Bbmaj F/A   | Dsus4 D                         
  bIII     bVII/II V
  Ebmaj/G  F6 | Eb6 Dbmaj#11 | Dsus4 D
  bVI/I     bVII  bVI  bVI            V
мотив первой цифры в другой тональности, с небольшой регармонизацией.
Dbmaj#11 видимо остался по аналогии с первой цифрой где он был подготовкой D7 в тональность цифры 2.
но в отличии от первой цифры, здесь за ним следует D7 общего тонального центра отрывка(gmoll).

средняя часть:
4.Gm+7 Edim  Bbmaj#11 B7alt Em+7
  t+7    vidim  III           V      t         
  F#m7-5 B7alt Em Bbmaj#11/A A
  II7-5    V7     t   bVI/v          V
т.центры - g-moll, e-moll, далее тов. Мэтини напомнил что он все-таки играет джасс и ввернул(наконец-то!)
II-V-t, затем еще одна модуляция..
5.Dm+7 Cm+7 Bbmaj#11 B7alt Gmaj
   v+7   iv+7   III           V7    III
  F#sus4 F# Bm11(7) Gm11 (Cm9/G) Gbmaj#11
  V               t          t                   bII
Ну что тут сказать)) Абсолютно субъективная трактовка, буду рад услышать другие мнения!
Тон. центры-gmoll, e-moll, аккорды III(Bbmaj, Gmaj) - простая замена t, далее еще два т.центра, т.к
каждый минорный 11-аккорд звучит на мой слух самостоятельно. Последний аккорд - фригийская доминанта к
следующей части.

выход на соло
6.F Bb/F A/F C/F Eb/F
Чередование мажорных трезвучий на фоне баса F

далее соло -  та-же гармония с небольшими изменениями, смысла расписывать мало, и заключительная часть, один в один, coda - немного расширенная цифра 6.
« Последнее редактирование: Марта 25, 2021, 02:01:33 от eye »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
duke, заинтиговал. Качаю  ))

Оффлайн duke

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1547
  • The Beginning Of The End Of Extraction
Andrew_G, думаю у тебя много замечаний будет, вещь непростая, наверное еще не совсем по зубам мне..

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
Пока прошел первые 3 цифры. Мысли такие:
- не принципиально, но я бы тактовые черты в 2 раза реже ставил (на самом деле хз, сам в этом постоянно путаюсь) , в результате у меня цифры 1-3 получились по 3 такта длиной

- основная часть 1 и 3 действительно похожи, только в разных тональностях, но почему у тебя в 1 стоит Cm9? Я бы там написал Cm(#5)7 , ну или 9. Или, как вроде бы правильно с точки зрения теории построения аккорда - Abmaj/C. Соответственно , с Ebmaj/G в 3 цифре согласен, только опять же записал бы как Gm(#5)7. eye, разъясните пожалуйста этот момент, как правильно? Трезвучия м.терция+ув.терция вроде как нет, ибо оно тождественно равно обращения другого трезвучия, но иногда, вот как сейчас, хочется записать именно так. А еще вспоминается Стинг Shape of my heart, там кажется похожая штука - сначала идет i - bVII - bVI, а при повторении i(#5)- bVII6 - bVI6

-
Цитировать
Ebmaj/G  F6 | Eb6 Dbmaj#11 | Dsus4 D
  bVI/I     bVII  bIV  bVI            V
тут видимо bIV и  bVI местами перепутаны? А аккорды такие получились 

- что такое Gbmaj в тональности Cm, лично я с ходу не сообразил, но идущие дальше Fsus4 F наводят на мысль, что ты прав со ступенями, по крайней мере Ebm мне уже совершенно определенно слышится субдоминантой в тональности Bbm.     
(продолжение будет...)
« Последнее редактирование: Апреля 10, 2009, 14:38:31 от Andrew_G »

Оффлайн duke

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1547
  • The Beginning Of The End Of Extraction
Цитировать
- не принципиально, но я бы тактовые черты в 2 раза реже ставил (на самом деле хз, сам в этом постоянно путаюсь) , в результате у меня цифры 1-3 получились по 3 такта длиной

просто в соло в среднем 2 акк. на такт, вот я и решил поступить так-же, запарившись высчитывать как оно во вступлении)
Цитировать
- основная часть 1 и 3 действительно похожи, только в разных тональностях, но почему у тебя в 1 стоит Cm9? Я бы там написал Cm(#5)7 , ну или 9. Или, как вроде бы правильно с точки зрения теории построения аккорда - Abmaj/C. Соответственно , с Ebmaj/G в 3 цифре согласен, только опять же записал бы как Gm(#5)7. eye, разъясните пожалуйста этот момент, как правильно? Трезвучия м.терция+ув.терция вроде как нет, ибо оно тождественно равно обращения другого трезвучия, но иногда, вот как сейчас, хочется записать именно так. А еще вспоминается Стинг Shape of my heart, там кажется похожая штука - сначала идет i - bVII - bVI, а при повторении i(#5)- bVII6 - bVI6
по поводу Cm9 ты прав, сначала у меня там был Abmaj/C, но когда редактировал, посчитал что двухэтажных аккордов многовато, решил упростить, тем более что b6(#5) только в мелодии(хотя опять же там почти везде характеристика аккорда идет в мелодии)
По поводу b6/#5 - думаю это не принципиально, но я аккорды типа 5x556x и х7х587 , воспринимаю как Fmaj9/A и Cmaj7/E
Скажу только, что по звучанию так-же непонятна функицональная принадлежность такого аккорда, он в равной степени слышен как i+5 так и bVImaj/I
Относительно его использования, Shape of my heart действительно отличный пример, и там на этом двояком восприятии аккорда как-бы своебразная и тонкая драма возникает)
Тоже интересно было бы услышать комментарий от eye )
Цитировать
-  тут видимо bIV и  bVI местами перепутаны? А аккорды такие получились 
- что такое Gbmaj в тональности Cm, лично я с ходу не сообразил, но идущие дальше Fsus4 F наводят на мысль, что ты прав со ступенями, по крайней мере Ebm мне уже совершенно определенно слышится субдоминантой в тональности Bbm.     
(продолжение будет...)
Точно, там ошибка, сейчас поправлю, правда как я разобрал - там bVI и bVI :) просто к разным т.центрам:
Цитировать
Dbmaj#11 видимо остался по аналогии с первой цифрой где он(там это был Gbmaj, но функция, как мне кажется, одна) был подготовкой D7 в тональность цифры 2.
но в отличии от первой цифры, здесь за ним следует D7 общего тонального центра отрывка(gmoll).
- т.е в третьей цифре Dbmaj#11 это как рудимент от первой, материнской цифры
« Последнее редактирование: Апреля 10, 2009, 15:25:08 от duke »