Возвращаю топ в исходное русло (оффтоп мож грохнуть, а? ниче полезного) песней Агутина "Я буду всегда с тобой". Он хоть и попсарь, но ИМХО качественный, отнести его к "блатным-хороводным" рука не поднимаетсся
https://www.youtube.com/watch?v=kIcWEdE5F-o Куплет позволю себе не расписывать подробно, там всё хорошо и красиво, но вполне стандартно вертится в тональности ре-минор. Первый интересный момент 1:27 - смелый (даже можно сказать - нахальный) скачок в си-бемоль минор, т.е через 4 ключевых знака (был один бемоль, стало 5), причем из-за того что переход осуществляется из доминанты A/C# прямиком в Ebm, субдоминанту новой тональности , мне лично уловить на слух что именно происходит практически невозможно. Да и ладно, ибо дальше еще интереснее! Итак, с момента 1:27:
Ebm | % | Bbm/Db | % | C7 | % | Aø | D7 |
bb: s - t/3 - DD7 g: siiø - D7
Очевидно, что последние 2 такта производят модуляцию в соль-минор по классической для джаза схема 2-5-1, но чем тогда явлется Aø в тональности bb, почему он звучит там практически как родной, почему так похож на ожидаемую после DD доминанту Dviio или D/3? Кажется, здесь автор нас "накалывает" весьма изящно, подменяя уменьшенный септаккорд на VII ступени полууменьшенным, но замечаешь это только с появлением в мелодии ноты ре-бекар, т.е мажорной IIIступени (а мозг еще не переключился от минорной тональности!). У кого какие ощущения?
PS там есть еще одна модуляция через полууменьшенный, но она уже не так интересна, основана на переосмыслении Eø как g: viø = d: iiø