Я стараюсь на септиму, секунду и сексту в этих целях смотреть все же как на аккордовые звуки, даже если в самом аккорде их нет.
приведу пример. Трезвучие С это мило и весело, и его достаточно для огромного количества очень удачных вещей. Но играть всей группе эти три ноты туттийно уже как-то не оч, - если вы не пишете партии инструментов как Бах, конечно.
Я поищу вокруг еще каких-то нот для своей партии, и первыми кандидатами у меня будут, возможно, В (к двум терциям С - Е - G добавлю третью терцию, C-E-G- В) .
Затем, возможно, у меня нарисуется D (четвертая терция, C-E-G-B-D). При этом я для себя сделал открытие (хвастать тут, правда, нечем
), что при этом получается квинта-на-квинте: C-G и G-D, то есть новый очень сильный устой (правда, есть еще одна квинта Е-В, но она "ни на ком не стоит", поэтому настолько же сильного эффекта не вызывает).
Секста - то же самое, только терция не вверх, а вниз. При этом открываются новые моменты: A-C-E-G это ноты не только аккорда С6, но это еще и А7! Отсюда я могу добавлять новые замены, ломать мелодию соло, придумывать новые движения. Например, если из С я бы органично пошел, скажем, в F, то С6 (он же А7) уже дает мне возможность красиво угулять в Dm или даже в D. А если и дальше заморочиться, то я же тогда могу замыслить ход а ля "Ари(я)ен Мейден" махнуть по C - D - Em. При этом Em останется ближайшей родней изначальному С, и я все равно плюс-минус останусь в гармонии.
Как-то примерно так я пробую мыслить