Я сейчас разучиваю полифоническую 3-х голосную пьесу из Fitzwilliam Virginal Book (раннее барокко), которую есть намерение сыграть в две гитары + виолончель. Так вот, там наверняка что-то кроме гармонического минора есть. Я бы мог сделать тему, выложить ноты и миди. Будет ли это здесь кому-нибудь интересно? Копаться в нотах, анализируя лады? Или всё опять кончится высокоумными разговорами о том, что лады надо слышать?
Мне будет интересно. Но вполне может оказаться, что анализ который мы сделаем будет полной ерундой.
Смотрел передачу про музыку барроко и там рассказывалось, что музыка того времени сочинялась немного по другим принципам.
При мелодических пассажах в верх все ступени ( или часть) могли повышаться на пол тона, а при пассажах вниз понижаться на пол тона.
При этом это не считалось сменой лада или отклонением.
Например пассаж вверх от Си к Ля в ля миноре мог играться так h-c#-d#-e-f#-g#-a. При этом вверху второй голос мог звучать без отклонений
d-e-f-g-a-h-c. И как подобное анализировать? Сточки зрения функциональной гармонии там не всегда аккорд определишь, не то что функцию.
С точки зрения ладов плавающие ступени тоже могут привести в неправильным выводам.
Так что попробовать можно, а вот получится большой вопрос.
... и добавил:П.С. Лично у меня первой песней, выученной на гитаре, был "Дом восходящего солнца", где замес дорийского, натурального и гармонического минора.
Ну не совсем замес. Мелодия вся написана в чистом натуральном миноре. В гармонии есть одно отклонение в дорийский и доминанта из гармонического.
Я тоже выучил эту песню одну из первых. Когда у старших товарищей спросил почему в ля миноре вдруг ре мажор мне объяснили что это рок, музыка протеста, и рокеры любят нарушать правила классической музыки. Это потом я узнал, что для английской и шотландской музыки, которая является основой английского рока такие гармонические отклонения норма. Но тогда мне объяснения про протест было достаточно. Для импровизации на эту гармонию хватало натурального минора. А когда узнал, что есть пентатоники и на каждый аккорд можно играть свою пентатонику вообще наступило счастье. На эту вещь можно импровизировать не зная о дарийском ладе спокойно.
Второй песней была "Лестница в небо", где то же самое - три вида минора и именно отклонение в дорийский делает эти песни фирменными, отличными от нашего шансона/блатняка, написанными в гармоническом миноре.
Надеюсь не вверсии Стенли Джордана, а то у меня совсем комплекс неполноценности будет.
Что-то подсказывает мне, что до гитары вы уже играли на другом/других инструменте(тах) и своего кузнечика уже пиликали на чем то, а так же не один десяток произведений, в трех базовых ладах.
А к дорийскому минору вы подошли одновременно с освоением гитары.
Я прав?