Автор Тема: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.  (Прочитано 37158 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2012
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #315 : Ноября 17, 2020, 18:29:55 »
показать их несоответствие теории музыки, то вопросами - это сделать не получится и цитатами тоже.
Теория музыки это не ваши фантазии на тему, а общепринятый, систематизированный комплекс дисциплин музыковедения. Поэтому достаточно цитат из научных работ, чтобы увидеть это несоответствие.

На ваши вопросы я все ответил - как определяются функции в ля миноре(до-мажоре) было расписано, аналогично будет в других тональностях - не трудно сообразить.
"предположу", "скорее всего", "полагаю" это не ответы, равно как и "автоматом, просто зная тональность".
Если всё так просто, почему бы не ответить конкретно -воспроизвести результат? Вы же так ратуете за научный подход, так где же эта воспроизводимость? Ну давайте кто-то предположит, что "2+2 скорее всего 5"

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • Репутация: +25/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #316 : Ноября 17, 2020, 18:41:51 »
А разве ответа не было?)

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • Репутация: +17/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #317 : Ноября 17, 2020, 20:05:18 »
"предположу", "скорее всего", "полагаю" это не ответы, равно как и "автоматом, просто зная тональность".

А что тогда ответы ? "зуб даю" что-ли ? Если я в чем-то сомневаюсь, это не значит, что точного теоретического ответа не существует(а это и есть основная линия разговора)
я дал предположительный ответ - как я думаю, что будет по теории.

У вас что-то категоричность прет там, где она не нужна, но полный разрдай из субъективности там, где предполагается теоретически обоснованная ясность.
Если бы вы сами имели четкие знания, то  давно бы что-то внятное возразили, вместо беспредметных препирательств .
« Последнее редактирование: Ноября 17, 2020, 20:07:05 от Overkill69 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #318 : Ноября 18, 2020, 04:09:46 »
Цитировать
Именно эти атрибуты дают  ощущение блюза, а не строгое хрестоматийное чередование аккордов, которое является чисто композиционным элементом.
Подмена: мы обсуждали не то, что дает "ощущение блюза". А функциональность или "модальность" гармонии.

Впрочем, ты сам и написал - лад. В блюзовом ладу нет классических функций.  Откуда им там взяться.
Функциональность была привнесена позже. Поэтому я и предлагал не погружаться в системно-функциональный анализ блюза, так как это потянет на диссертацию.

Цитировать
Атрибуты блюза - лад (...) и его характерные гармонические ступени I и VI (малые септаккорды)
Тут, наверное, опечатка, но раз "мира и добра", я не буду ею размахивать - IV.
А на первой ступени не обязательно "дом-7акк".

Да, в мажорном блюзе характерный IV7, в минорном - bVI7.
Это одна из характеристик описывающих блюз, как и 12 тактовая форма. Характеристики, описывающие структуру, но не вскрывающие сути. Я уже цитировал, но повторю:
Цитировать
...подменой системно-функциональной характеристики явления описанием его структуры 

У классиков тоже есть эти аккорды, но называются они не малыми маж7 , а "аккорды с увеличенной секстой" или "ложные доминантсептаккорды" (фу). Понятное дело, что "этимология" у блюзовых другая, а потому тяготения и орфография другие.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
Но не буду, так как прекрасно понимаю причины твоей нервозности,
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Ноября 18, 2020, 04:15:15 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #319 : Ноября 18, 2020, 09:45:28 »
В блюзовом ладу нет классических функций.  Откуда им там взяться.
Функциональность была привнесена позже. Поэтому я и предлагал не погружаться в системно-функциональный анализ блюза, так как это потянет на диссертацию.
eye, кокой именно блюзовый лад здесь рассматривается
я знаю два варианта
1) первый минорная пентатоника плюс блюзовая нота b5 (c-eb-f-gb-g-bb-c)
2) смесь мажорной и минорной пентатоники (c-d-eb-e-f-g-a-bb-c)

Вы имеете в виду один из этих ладов или какой-то другой?

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2012
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #320 : Ноября 18, 2020, 10:40:25 »
Если бы вы сами имели четкие знания, то  давно бы что-то внятное возразили, вместо беспредметных препирательств .
Вам возражали максимально предметно и не раз.

По функциям: "Ладовая функция — логико-психологическая оценка характера действия звуковысотного элемента...". И дальше о том, что природа дифференциаций характера функций связана с восприятием.

И далее: "...три типа факторов, способствующих возникновению ладовой дифференциации в результативных ладах:
факторы внутритекстовые (объектные), исходящие из самого материала, его интервалики, ритмики и т. п.;
факторы внетекстовые (субъектные), исходящие из природы восприятия;
факторы ассоциативные (субъектно-объектные), возникающие на основе ассоциативных связей воспринимаемого текста со стереотипными структурами стабильных систем"

А потом ещё раз: "Акустические закономерности приобретают значение в музыкальном мышлении не сами по себе, а лишь через посредство слухового восприятия, в котором и формируются сложнейшие музыкальные закономерности"


Функции не "автоматом появляются", и не "безотносительно восприятия", и не "на частотных принципах".

А вот ещё цитата, как раз про ваш случай:
"Акустические закономерности лишь в том случае приобретают значение для музыкальной науки, если мы их рассматриваем в связи с художественной практикой и находим в ней их nодтверждение.
Музыкальный звук - явление nрежде всего художественного, а следовательно - социального nорядка.
Музыкальное осмысливание реальной действительности, порождающее семантику звуковых явлений, есть продукт общественномузыкальноrо опыта. Поэтому искать объективные закономерности музыкальных норм можно только в связи с анализом развития музыкального мышления. Вне этого анализа развития попытки объяснить nроисхождение музыкальных явлений ведут к неминуемым заблуждениям, так как nри этом возникает разрыв между объектом и субъектом музыкального мышления, разрыв между звуком, как акустическим явлением, и семантикой звука, как явлением общественным."

... и добавил:

Taps,
смесь мажорной и минорной пентатоники (c-d-eb-e-f-g-a-bb-c)
Это ж "бибоп дорийский" - по крайней мере, так его называют в англоязычных источниках
https://en.wikipedia.org/wiki/Bebop_scale
https://www.jazz-guitar-licks.com/pages/guitar-scales-modes/bebop-scales/dorian-bebop-scale-guitar-fretboard-diagrams-and-formula.html
Еще можно его рассматривать как слияние дорийского и миксолидийского
« Последнее редактирование: Ноября 18, 2020, 10:51:33 от rocknrollplayer »

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • Репутация: +17/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #321 : Ноября 18, 2020, 11:27:00 »
"Акустические закономерности лишь в том случае приобретают значение для музыкальной науки, если мы их рассматриваем в связи с художественной практикой и находим в ней их nодтверждение. Музыкальный звук - явление nрежде всего художественного, а следовательно - социального nорядка.
Музыкальное осмысливание реальной действительности, порождающее семантику звуковых явлений, есть продукт общественномузыкальноrо опыта. Поэтому искать объективные закономерности музыкальных норм можно только в связи с анализом развития музыкального мышления. Вне этого анализа развития попытки объяснить nроисхождение музыкальных явлений ведут к неминуемым заблуждениям, так как nри этом возникает разрыв между объектом и субъектом музыкального мышления, разрыв между звуком, как акустическим явлением, и семантикой звука, как явлением общественным."

Любая теория исходит из разности(противопоставления) объекта изучения и субъекта, изучающего объект.

А то, что вы привели - поток чьего-то сознания. Сам этот поток сознания конечно тоже можно изучать научно, и это предмет науки - психиатрии, но содержание этого потока к научному мышлению отношения не имеет вообще. Если для вас это называется "предметно", то увы ...

"Музыкальный звук - явление nрежде всего художественного, а следовательно - социального nорядка" ... прежде всего! т.е. даже прежде частоты и амплитуды. Т.е. есть разные категории звуков, вот так вот - хлоп и установили категории - пропечатал в газете "правда" и шабаш..., потом цитировать будем и "доказывать" этим что-то и "предметно" объяснять. Нет, с этим к психиатру, я тут бессилен.

Если в советских школах учили по таким "учебникам", остается лишь выразить соболезнования всем учащимся  :)


« Последнее редактирование: Ноября 18, 2020, 11:45:52 от Overkill69 »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #322 : Ноября 18, 2020, 11:42:26 »

Taps, Это ж "бибоп дорийский" - по крайней мере, так его называют в англоязычных источниках
https://en.wikipedia.org/wiki/Bebop_scale
https://www.jazz-guitar-licks.com/pages/guitar-scales-modes/bebop-scales/dorian-bebop-scale-guitar-fretboard-diagrams-and-formula.html
Еще можно его рассматривать как слияние дорийского и миксолидийского
rocknrollplayer, спасибо за информацию по бибоповому ладу, но все таки интересно, какой лад именуемый блюзовым имеют ввиду спорящие в этой теме. 

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2012
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #323 : Ноября 18, 2020, 12:18:57 »
Если в советских школах учили по таким "учебникам", остается лишь выразить соболезнования всем учащимся  :)
По таким и подобным учебникам учились и учатся до сих пор в высших учебных заведениях, после чего кто-то становился и становится музыкантами, композиторами. И на западе теория в этом плане ничем не отличается от нашей (на случай, если для вас "всё саавецкое плаахое, фи").

"Музыкальный звук - явление nрежде всего художественного, а следовательно - социального nорядка" ... прежде всего! т.е. даже прежде частоты и амплитуды. Т.е. есть разные категории звуков, вот так вот - хлоп и установили категории
Да, есть разные категории звуков. Разве звук взрыва можно отнести к музыкальному звуку? А если кошка пробежит по роялю - это уже будут музыкальные звуки? У них же есть частота и амплитуда? Хотя, вы вряд ли осознаёте разницу между звуком как физическим явлением и музыкальным звуком, как художественным :pozor:

Эти категории вполне определены, причём определение это развивалось на протяжении многих веков (как и любое другое научное знание).
А вот "хлоп" это как раз у вас: "хлоп - и до-мажор с ля-минором одно и то же, и функции у нас безотносительны восприятия - и пропечатал это на форуме, а вы со своей теорией все ошибаетесь"

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8252
  • Репутация: +1847/-248
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #324 : Ноября 18, 2020, 12:29:01 »
Любая теория исходит из разности(противопоставления) объекта изучения и субъекта, изучающего объект.
Видите ли, сложность гуманитарных наук в том и состоит, что исследователь, как человек собственно, неизбежно привносит субъективность в результат, поскольку в той или иной мере исследует себя и заблуждается относительно себя. С другой стороны, эту субъективность нельзя исключить, потому что теряется сам смысл изучения. Музыка не имеет смысла без слушателя, собственно человека, и музыкальная теория обобщает именно субъективное восприятие звуков, даже воображаемых, мысленных, а не физических, в человеческом же восприятии. Нет никакого способа изучать музыку, как производное человеческого восприятия, отдельно от собственно человека, через физические явления.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #325 : Ноября 18, 2020, 12:30:19 »
To eye:

Отбросив разговоры, про «аккорды с увеличенной секстой» и тд, которые не имеют никакого отношения к песне « Эй моряк»  в результате дискуссии, в сухом остатке, остается то, что аккорд С7add6#9 является тоникой мажора, то есть функцией (как и IV7 =S) и входит в тональную гармоническую систему (когда музыке требуется придать блюзовый колорит). То есть блюзовые ладогармонические конструкции (I7 IV7 с минорной пентатоникой в мелодии) вошли в мажор и стали функциями. Точно также в тональность входит и другая модальность. Таким образом происходит расширение системы. И границы ее не определены (у каждого она, видимо, своя: и если тетеньке из ДМШ сельской школы взять тонику С7 «доминантсептаккорд» и спросить  «куда ее тянет к разрешению», то  легко догадаться куда ее потянет)))))  Это к разговору о тональном гармоническом слухе, «разрешениях/ожиданиях и работе функций.

Лично для меня это достаточно, чтобы подытожить «приятную дискуссию» по теме.

П.С. Почитай мой первый пост, после которого ты начал  отвечать (кстати, я отматывая назад не нашел твоих ответов...).
Ты расстроился на мой чисто тематический (а не личностный) упрек, что ты не допускаешь эволюции тональной гарм. системы (что касается конкретно блюза). С пометкой, чтобы ты не воспринимал это как наезд. То есть только по «научной» теме - блюзовые гармонии музыканты давно осмысливают тонально (функционально), это в их понимании не модальность (хотя есть чисто модальные и тональные (джазовые сетки через ii V) блюзы, но мы имеем ввиду  стандартный блюзовый квадрат I7 IV7 I7 V7 I7 с характерными блюзовыми тонами в ладу).

Ты это воспринял как личностное оскорбление и подрыв авторитета.  И начал в ответ пытаться опустить оппонента (ничего не понимаешь, путаешься в терминах, с книгой своей поспешил, о модальности узнал на форуме, п..... не мешки ворочить  и тд).

Я все это терпел только ради науки и по доброте душевной)))

И думаю можно уже закончить..... Ты сам предложил закончить, но продолжаешь развивать тему.







 

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8252
  • Репутация: +1847/-248
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #326 : Ноября 18, 2020, 12:40:07 »
Ты сам предложил закончить, но продолжаешь развивать тему.
Справедливости ради, если действительно хотите закончить, а не манипулировать в духе "ай-ай-ай", то не пишите что-то содержательное в посте. Иначе так себе выглядит.  :hmmm:
Впрочем, я лично за научное продолжение, так что пишите.  :hmmm:

... и добавил:

кстати, я отматывая назад не нашел твоих ответов...
Вот первый после Вашего появления в теме
https://guitarplayer.ru/guitar-theory/tonika-dominanta-subdominanta/msg11601886/#msg11601886
« Последнее редактирование: Ноября 18, 2020, 12:43:25 от Rolly »

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • Репутация: +17/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #327 : Ноября 18, 2020, 12:49:12 »
Эти категории вполне определены, причём определение это развивалось на протяжении многих веков (как и любое другое научное знание).
А вот "хлоп" это как раз у вас: "хлоп - и до-мажор с ля-минором одно и то же, и функции у нас безотносительны восприятия - и пропечатал это на форуме, а вы со своей теорией все ошибаетесь"

Ну и что вы на это возразили ? Цитатой из какого-то учебника ни о чем. Все ваши аргументы сводятся опять к тому, что музыка не наука. Т.е. вы вроде как и не отрицаете, что она наука, но в то-же время указываете, что ничего научного в ней нет, и это-же подтверждаете цитатами.

То что для вас "до-мажор с ля-минором одно и то же, и функции у нас безотносительны восприятия" оказалось открытием - это не моя проблема и не проблема науки, это проблема слабо-научного
подхода к музыке видимо еще с советских времен ...

Открою для вас еще одну страшную тайну - не все, что пишут в книжках - правда, и не все книжки для того, чтобы чему-то учить, чаще чтобы их продать или сделать партийную карьеру.

Если в науке квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, и кто-то начнет это оспаривать, то есть научный способ возразить.
На то она и наука. Вы же не возражаете ничем - никакой логикой, кроме пространных рассуждений какого-то марксиста из прошлого века :)


... и добавил:

Музыка не имеет смысла без слушателя, собственно человека, и музыкальная теория обобщает именно субъективное восприятие звуков, даже воображаемых, мысленных, а не физических, в человеческом же восприятии.

Имеет, кто-то слушает Шнура и сколько Моцарта им не ставь, они не проймут. Так без какого слушателя какая музыка не имеет смысла ?
Поэтому наука начинается с классификации того, что люди объективно там слышат - в музыке вообще, и не важно кто и в какой музыке, так вот и пришли к тому, что в ней есть TSD и в блатной песне есть и в классике есть ... Это научность.
« Последнее редактирование: Ноября 18, 2020, 14:35:12 от Overkill69 »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #328 : Ноября 18, 2020, 14:09:46 »
Справедливости ради, если действительно хотите закончить, а не манипулировать в духе "ай-ай-ай", то не пишите что-то содержательное в посте. Иначе так себе выглядит.  :hmmm:
Впрочем, я лично за научное продолжение, так что пишите.  :hmmm:

... и добавил:
 Вот первый после Вашего появления в теме
https://guitarplayer.ru/guitar-theory/tonika-dominanta-subdominanta/msg11601886/#msg11601886

Посты нашел.... Спасибо....

Что касается продолжения  дискуссии, то я бы давно закончил (ничего нового в данной теме мы уже не скажем), но оппонент продолжает свой тон в стиле «ты не понимаешь, не видишь разницу, подменяешь и тд).  И все это ИМХО не ради «науки», а под давлением уязвленного самолюбия (чтобы выйти из затруднительного положения на белом коне). Ради бога..... Тем более, у меня нет цели опускать одного из лучших теоретиков страны  (из тех кого я знаю). Для меня более важны вопросы расширения тональной системы и процессы ее эволюции)))
 

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #329 : Ноября 18, 2020, 15:34:34 »
To eye:

Отбросив разговоры, про «аккорды с увеличенной секстой» и тд, которые не имеют никакого отношения к песне « Эй моряк»  в результате дискуссии, в сухом остатке, остается то, что аккорд С7add6#9 является тоникой мажора, то есть функцией (как и IV7 =S) и входит в тональную гармоническую систему (когда музыке требуется придать блюзовый колорит). То есть блюзовые ладогармонические конструкции (I7 IV7 с минорной пентатоникой в мелодии) вошли в мажор и стали функциями. Точно также в тональность входит и другая модальность. Таким образом происходит расширение системы. И границы ее не определены (у каждого она, видимо, своя: и если тетеньке из ДМШ сельской школы взять тонику С7 «доминантсептаккорд» и спросить  «куда ее тянет к разрешению», то  легко догадаться куда ее потянет)))))  Это к разговору о тональном гармоническом слухе, «разрешениях/ожиданиях и работе функций.
Вообще все это уже обсуждали 7 лет назад, ходим по кругу. Я зарекался на эту тему не говорить, но забыл...
https://guitarplayer.ru/guitar-theory/obsuzhdenie-ponyatiya-modalnost-i-togo-chto-s-nej-svyazano/msg6162622/#msg6162622
Цитировать
Справедливости ради, если действительно хотите закончить, а не манипулировать в духе "ай-ай-ай", то не пишите что-то содержательное в посте.
Rolly прав, очень трудно промолчать, когда вдогонку накидывают на вентилятор.

Я  уже не буду сам отвечать, а только дам цитаты из  Холопова, учение которого я хоть не разделяю, но даже он подтверждает мои слова. Кому нужно разберется, что расширенная тональность включает себя и модальность и в меньшей мере классические функции, о которых шла речь изначально, и новые функции, которые выдумал композитор, а потому никто кроме него их не слышит.

О модальности с легкостью принимающей облик тональности:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
О роли модальности в новой тональности
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Блюзовые тоны - "чисто модальное явление".
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
(чтобы выйти из затруднительного положения на белом коне).
В чем затруднительное положение?
Вот не успокоится никак...