Автор Тема: Гармошки (гармонические обороты, последовательности)  (Прочитано 112723 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2721
Цитировать
мне легче ваши ошибки исправить, чем делать свои

Понял!  :)

Pain of Salvation - This Heart Of Mine


1.   Интро
5/4:        ||:Сmaj7 – Fmaj7 | % :||
До-мажор:        I        IV

2. Куплет:
4/4:             ||:Сmaj7 – Fmaj7 | % :|| - повтор 2 раза
До-мажор:        I             IV
                  |Am7 – Bb7 | Asus4 -  A |
                    vi        bII       VI4    VI
Во второй раз при повторе последние Asus4 -  A можно уже представить как V ступень Ре-мажора, который идёт в начале третьей части (цифра 3).
     
       3. Бридж:
       |D9  - D9/C | D9/B – D9/G | D9/F# - D9/E| D9/F – D9/G | D9/F – D9/G |
Эта прогрессия реально вся вряд ли помещается в Ре-мажор. Но я себе позволил так записать, потому что там гитара в «верхней» части аккордов играет почти постоянно ноты Ля-Ре-Ми, к которым добавляется различный бас.
Хотя, вернее записать эту часть, наверное, было бы как:
|D  - C | Bm – G | F#m - Em| F – G | F – G |
Только в этом случае все аккорды, кроме первого D9, вместо простых трезвучий, будут со страшными надстройками.
Тонально эту часть не знаю как записать. Первые два такта можно рассмотреть как Ре-миксолидийский, третий такт не знаю. А последние 4 и 5 такт можно представить как IV – V До – мажора, так как следующая часть идёт в До-мажоре.

4. Повтор цифр 1 и 2.

5. Повторяется бридж (цифра 3), только в расширенной форме:
|D  - C | Bm – G | F#m - Em| F – G | F – G | F – G | Bb-C|
Опять же, как правильно записать ступени цифровкой я не знаю.

6. Инструментальный проигрыш:
| Bm  | A      |  G   | F#m | Em|  C   | Bm |   Bb = (A#)|
   i      bVII    bVI        v     iv      bII     i       bI = (VII) …?...

7. Часть 7 :)
||: Bm9   | Em9  |  A4    | G9 :|| - повтор 4 раза
      i          iv        bVII    bVI
Здесь полные трезвучия я скорее додумал, так как там, кажется, идут павераккорды без терций (прима-квинта-октава + добавленная ступень вверху). Но эти полные аккорды вполне ощущаются благодаря их последовательности (смене) и вокальной мелодии.

А с другой стороны в этой части тоникой вполне можно «определить» Ми-минор. Тогда будет:
||: B5(9)   | E5(9)  |  A5(4)    | G5(9) :||
      v             i            iv            bIII

8. Гитарное соло:
|  Em |   C    | Hm  |  Bb  | Am  |  D/F#    |  G   |  Em |
    i       bVI     v        bV     iv      bVII/3     bIII     i

Тут аккорды сняты приблизительно. Там ещё идут какие-то надстройки, мне непонятные.

9. Кода:
5/4:        ||:Сmaj7 – Fmaj7 | % :||
До-мажор:        I        IV

4/4: ||:Сmaj7 – Fmaj7 :||
              I        IV

eye,  огромная к вам просьба. Если согласитесь поправлять мой подбор и анализ, перепишите, плиз, если возможно, аккордово-тональную схему начисто. Для лучшей наглядности и правильного понимания.
« Последнее редактирование: Февраля 25, 2009, 17:31:45 от Greeboss »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
Если согласитесь поправлять мой подбор и анализ, перепишите, плиз, если возможно, аккордово-тональную схему начисто. Для лучшей наглядности и правильного понимания.
Сначала поправлю мелкие неточности.
1. |Am7 – Bb7 | Asus4 -  A | - здесь Bbmaj7, да и Am7 там такой Em/A. То есть минором он воспринимается только вследствие своего расположения на 6 ступени в мажоре.
2.   |D9  - D9/C .... все-таки D9 (нонаккорд) подразумевает малу септиму под собой, а здесь формально Dadd2 (мажор есть благодаря вокалу), а гитара играет D5sus2/бас . То же самое с G9 - там скорее Gmaj7/9. Если лень писать add, то можно просто "2", но не 9
3. |D  - C | - все-таки лучше секунд аккорд D- D/C I-I/7
4. | Bm  | A      | то же самое, что и в 2), только в миноре Bm-Bm/A - i - i/7 (в классическом варианте записи i-i2)

Анализ сделаю позже.


... и добавил:

Анализ Pain of Salvation - "This Heart Of Mine" (нервных и слабых просьба не читать)))
_http://www.youtube.com/watch?v=WnY0mYWImEM

Предисловие.

Итак, опять вопрос о тональной и модальной гармонии. В западной литературе модальными называют, помимо прочего, любые обороты основанные на ладах (mode-лад). В нашей литературе на модальность смотрят несколько глубже, поэтому я решил не использовать термин "модальность" без необходимости (спасибо оппонентам и Холопову) и больше пользоваться термином "натурально-ладовая гармония" (НЛГ).
Таким образом данную гармонию можно охарактеризовать, как гармонию с использованием натурально-ладовых оборотов в условиях мажорно-минорной тональной гармонической системы. Это важный момент - в современной поп-музыке традиционная классическая тональность часто расширяется НЛГ, так что они могут перемешиваться. 

Общий обзор.

Сразу хочется отметить почти полное отсутствие доминант или характерных оборотов функциональной гармонии в этой вещи.

Первый плагальный оборот I-IV может встречаться, как в тональной, так и в ладовой системе.
Но плагальность в целом весьма характерна для НЛГ. Таким образом, аккордом подготавливающим тонику часто становится аккорд IV ступени - вместо V-I в НЛГ часто используется IV-I или bVII-I. Таким образом своего рода "мягкая" функциональность в НЛГ все-таки может присутствовать, в отличии от чистой модальности.

Своего рода фригийской доминантой придающей следующему минорному аккорду тоникальность становится аккорд bII (в классике так назваемая неаполитанская субдоминанта, а в джазовой гармонии тритоновая замена доминанты).
НЛГ свойственна ладовая переменность (срытая модуляционность) и многозначность, то есть в отсутствии укреплящих тонику доминант и функциональных оборотов типа SDT, аккорды других ступеней, занимая определенное положение в гармоническом ритме, начинают претендовать на роль тоники - приобретают качество тоникальности.
Данный ступеневый анализ отражает эту многозначность и модуляционность в виде нескольких уровней ступеневых строчек, сцепленных через общие аккорды (например, смотри 8-ю часть "Гитарное соло").

Если восприятие активных функциональных оборотов направлены вперед, прогнозирутся, то пассивная функциональность НЛГ направлена назад, осознается "задним числом". Поэтому первоначальное значение аккорда может восприниматься "ошибочно", а потом переосмыливаться - в этом потенциальная непредсказуемость НЛГ и, соответственно, ее прелесть.
 
Так же в этой гармонии используется одноименный и параллельный мажоро-минор. То есть смешиваются аккорды 
D мажора(различных), параллельного Bm и одноименного Dm.
Аккордовые гаммы:
 D - Em - F#m - G - A - Bm - A/C#
(Dm)-Em - F - G - A(m) - Bb - C
 Bm - C - D - Em - F#m - G  - A

Таким образом, в сумме данная тональность будет содержать аккорды
D - Em - F - F#m - G - A - Bb - Bm - C (и обращения).
При чем аккорды D, Bm, Em, F#m и A могут наделяться качествами устоя, а F, G, A, Bb, C - неустоя.
Это не правило, а некие вероятные возможности.

Не смотря на то, что вещь начинается с Cmaj, думаю, что центальная пара тональностей здесь D(M-m)-Bm

https://www.youtube.com/watch?v=hiMkUWbmfOg

Pain of Salvation - This Heart Of Mine
Ступеневый анализ

1. Интро
2. Куплет:
    ||:Сmaj7   Fmaj7 |Сmaj7   Fmaj7 |Em/A  1. Bbmaj | Asus4    A :|| 2. Bbmaj  | Asus4     A  |]
   (C): I+7  - IV+7     I+7    - IV+7  -  vi7     bVII+7 -  VIsus4  VI (Dm): bVII+7 - Vsus4    V
                                               (Am):   i      bII (A)  -   Isus4   I
   
3.     | D    D/C  | Bm7   G2/6  | D/F#(F#m7)   Em11      | Fmaj    G2/6 | F6   G2/6 |
(D микс):I  - I/7 - vi7 - IV+7 -   iii7              -   ii - (Dm ):bIII  -  IV   - bIII - IV 
                                                                                (C): IV -  V   
4. Повтор цифр 1 и 2.

5. Повторяется бридж (цифра 3), только в расширенной форме:
          |D     D/C | Bm7   G   | F#m   Em |   
(D микс):I - I/7 -  vi7 -IV+7 - iii7  -  ii -

      | Fmaj    G   | Fmaj    G | Fmaj   G  | Bb     C  |( Bm
 (D): bIII  - IV  - bIII  - IV - bIII - IV - bVI - bVII -( vi=i разрешение, подобное прерванному обороту
                                                           (Bm):bII - i
6. Инструментальный проигрыш:
      | Bm    | Bm/A    |  Gmaj9   | F#m |  Em  | C     | Bm   | Bbmaj7   |
(Bm): i     -  i/7    -      bVI -        v   -      iv -  bII   -   i  -    VII -(однотерцовые)
(D):   vi   -  vi/7      -    iv        -   iii    -     ii -  bVII - vi- (Dm): bVI 
                           (F#m): bVI   -  i (звучит, как временная тоника,
(тогда весь предыдущий оборот воспринимается задним числом, как iv-iv/7-bII-i в F#m)

7. Бридж (драматичная, сильная часть!)
 [|: Em9   | Bm9    | F#m7/A (Bm/A?) |  Gmaj7   :|]
(Em)  i    -   v...   - слышится характерный оборот НЛГ в натуральном Em миноре,
но далее становится понятно, что тоника Bm, поэтому:   
(Bm): iv   -  i  -       v/3    (i/7?)       -       bVI+7


8. Гитарное соло:
|  Em   |  Cmaj  | Hm  |  Bb  | Am  |  D/F#(or F#ø?)|  G   |  Em | ( Cmaj
(Em): i  -  bVI  -   v   -  bV  -   iv       bVII/3             bIII -  i          bVI
      (Bm): bII   -   i   ("доследование" - см.цитату из Тюлина ниже)
                    (D): vi  -  bVI  - v
                          (Am): bII  - i  -     vi-5 (F#ø)
                                       (G):ii   -   V/3              -  I    -  vi - ( IV = I)
В итоге "ретроспективно":
(G): vi - IV    -  iii    -  bIII  - ii     -     V/3         -    I     -  vi   -   IV         


Интересно, что жизнеутверждащее разрешение в Соль мажор (при помощи единственного функционального SDT оборота) соединяет в единую систему основные используемые тональности - Ре маж. миксолидийский (V в Соль мажоре), Си минор с фригийским оттенком (iii в Соль маж.), С мажор (IV в Соль мажоре), Ми минор натуральный (vi в Соль)
(G - Am - Bb - Bm - C - D - Em - F - F#m)

9. Кода:
 ||:Сmaj7 | Fmaj7 :||
(G): IV+7 - bVII+7 - я, конечно, не слышу там как 4-b7 в G, но не удержался ))
(C): I+7   - IV+7

Не мешало бы сказать еще о голосоведении, хотя бы кратко:
1. Cmaj-Fmaj-Am7-Bbmaj = Em/C - Am/F - Em/A - Dm/Bb, т.е, например, Em/C- x3/5453 - двигается эта аппликатура с разными басами.
2.  D - D/C - Bm7 - Gmaj9 и тд = NNN/230, где N разные басы, а 230=D5sus2, выдержанные звуки на "высоких" струнах:
т.е.D5sus2 - DD5sus2/C - D5sus2/B - D5sus2/G 

=======================================
 Цитата из Тюлина для желающих еще почитать по теме НЛГ:

§  2. Способы применения натурально-ладовой гармонии
Применяется натурально-ладовая гармония (в русской музыке, у Шопена, Грига и др.) обычно не в противопоставлении мажоро-минорной функциональной гармонии, не как обособленная от нее вполне самостоятельная система, а в связи с нею, как дополняющая ее область выразительных средств. Употребляется она преимущественно эпизодически, в виде отдельных оборотов или фрагментов произведений; значительно реже выдерживается во всем произведении (обычно небольшого масштаба). Особое значение эта гармония приобретает в обработках народных песен, основанных на натуральных ладах.
Основные способы применения натурально-ладовой гармонии следующие.

1.  Использование отдельных натурально-ладовых оборотов посредством переменных функций, подчиняющихся обычному мажоро-минору, — без внесения специфических альтерационных признаков натуральных ладов. Такие обороты, иногда явно выраженные, в других случаях присутствующие в скрытом виде, образуются при использовании побочных трезвучий и необычных по следований.
2.  Включение в мажоро-минор отдельных натурально-ладовых оборотов с характерными для них альтерациями. В данном случае эти обороты выступают уже более определенно.
3.  Использование натурально-ладовой гармонии в самостоятельном, обособленном виде — на протяжении всего произведения или его раздела. Здесь специфика ее проявляется в наибольшей степени.
...
При построении натуральных ладов на одном и том же звукоряде обнаруживается полная общность аккордов всех ближайших родственных тональностей. В мажоро-минорной системе такая общность свойственна только параллельным тональностям.
Полная общность аккордов натуральных ладов создает особенно благоприятные условия для перенесения характерных для данной тональности оборотов в другую тональность. Отсюда возникают возможности легкого модулирования без альтераций. В связи с этим натурально-ладовой гармонии свойственны не только явно выраженная, но и скрытая модуляционность и ладовая многозначность: данное доследование может производить впечатление оборота, принадлежащего одновременно разным натуральным ладам и тональностям.
« Последнее редактирование: Марта 25, 2021, 01:35:58 от eye »

Оффлайн PennyroyalTea

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 438
Возможно не в тему. Но нужно мнение.
С самого детства меня штырит от характерного типа развития мелодии.
Когда мелодия в своем развитии вдруг как бы падает вглубь и поднимается оттуда, причем это происходит на такие интервалы, при которых все звучит гармонично, но в тоже время мелодия приобретает некий ароматный окрас, и этим своим поднятием из глубины приобретает далее новые неожиданные оттенки и раскрывается подобно аромату духов, переходящему на новую ступень "звучания". Иногда дух захватывает.

Такое ощущение, что будто бы происходит модуляция. Хотя не уверен. Ноты те же. Не знаю даже сейчас примера, чтобы показать полно, что я имею в виду. Поймите кто-нибудь меня) Если такое где-то задокументировано и сформулировано как пользоваться - просветите.

Вот пара фраз из разных музык, разделенные паузами, надеюсь, они в сторону не уведут.

Попытаюсь разобрать, че и почему нравится. По сравнению с вашими страшными гармоническими анализами это вообще не гармонический анализ. Но другой темы я не нашел.

В первой "ми мажор" оканчивается неустоем "фа диез", но звучит фа# во втором такте гармонично, из чего я сделал вывод о возможной модуляции второго такта. Звучание такое интересное.

Вторая вообще до мажор, начинается не с тоники, поэтому дальнейшие два легких и недалеких прыжка по устойчивым ступеням воспринимаются расслабленно, но последующее погружение на октаву обескураживает и далее добивает взлет на квинту в устойчивый соль. Мечтательно как-то получается.

Большую роль играют инструменты, играющие мелодию и ревер/пространство, к ним добавляемые. А так, на нотах выглядит как песенка дебила. Ещё я сделал вывод, что скромное начало должно сменяться чем-то помпезным, тогда бывает интересный эффект.

Приложил картинку с нотами и gp5-файл

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Поймите кто-нибудь меня
По такому описанию совершенно невозможно понять, о чем речь. Если хотя бы полноценный музыкальный пример привели...

Не знаю, почему вы решили, что это Ми мажор. Могу только сказать, что первый пример я слышу с такой гармонией:| G#m | E F# |. То есть это пресловутые | Am | F-G |(i - bVI - bVII в натуральном миноре), если поднять на полтона. Модуляции здесь нет. Возможно, вам нравится перегармонизация ноты - сначала G# на тонике G#m, а потом она же - на bVI ступени - на E мажоре.

По-поводу второго примера даже не знаю, что сказать...
Я так понял, вам нравится такой оборот мелодии со скачком. Ну и хорошо. А в чем вопрос-то?


Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Не знаю, почему вы решили, что это Ми мажор. Могу только сказать, что первый пример я слышу с такой гармонией:| G#m | E F# |. То есть это пресловутые | Am | F-G |(i - bVI - bVII в натуральном миноре), если поднять на полтона.
По моему Вам оборот | Am | F-G | уже везде мерещится.
Здесь замечательно подойдут |Emaj7|Amaj7 H7| стандартные  T=>S=>D и не надо изобретать велосипед.
Или вообще любимые три блатных аккорда |G#7|C#m Fm#| D=>t=>s.

PennyroyalTea, во втором примере тоже ничего оригинального. Шербуртские зонтики мелодия построена по такому же принципу. На Каждую смену аккорда звучит неустойчивая ступень, которая потом разрешается в устойчивую. А в коденции куплета точно такие же скачки как в твоем примере
« Последнее редактирование: Марта 05, 2009, 13:08:33 от Taps »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
PennyroyalTea, всё на самом деле очень сильно зависит от гармонии, на которую эта мелодия звучит. Можно набросать несколько вариантов гармонизации, с которыми мелодия будет звучать совершенно по-разному.

Здесь замечательно подойдут |Emaj7|Amaj7 H7| стандартные  T=>S=>D и не надо изобретать велосипед.
Или вообще любимые три блатных аккорда |G#m|C#m F#| s=>t=>D.
Вообще-то (да простит меня PennyroyalTea ;)), пример того не стоит, но если уж копаться, то первая половина 2го такта действительно естественнее гармонизуется E, чем C#m (C#m7 тогда уж), и тем более Amaj7.
Или вообще любимые три блатных аккорда |G#m|C#m F#| s=>t=>D.
Здесь что-то не срастается слегка  ???
PS Давайте я тогда тоже предложу вариант, который мне нравится  ;D - |C# G#m|E H|

Оффлайн PennyroyalTea

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 438
Сегодня с утра поиграл и подобрал те же аккорды к мелодии, что привел eye.
С ними она воспринимается примерно так же, как имеется в виду в той музыке.
Попробывал сыграть под прогрессию Taps'a, не вышло чего-то.
Да, мелодия примитивная, но кое-что цепляет (большая доля - звук инструмента). Как я понял - не перегармонизация соль#. А смена топтания по основным нотам F#m более светлым мажорным E, которое особенно чувствуется в новом звукоряде второго такта, первая нота которого такая же, как в F#m, но вторая - поднялась в ми, а третья соответственно в си.  :rolleyes:

А ми мажор всей фразы я посчитал из количества диезов и обилия гармонично звучащих соль си ми  :rolleyes:

Вторая музыка из фильма "Близкие контакты третьего рода". Там она так помпезно звучала. Детские воспоминания. :)

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
По моему Вам оборот | Am | F-G | уже везде мерещится.
А где он мне еще "мерещился"?

Цитировать
Здесь замечательно подойдут |Emaj7|Amaj7 H7| стандартные  T=>S=>D и не надо изобретать велосипед.
Речь не о том, как можно гармонизовать эту мелодию теоретически. речь о том, как она реально звучит.
Так что велосипед, как раз выдумываете  вы. В данном случае не надо выдумывать гармонизацию, а надо просто услышать то, что звучит наиболее натурально.
В своем варимнте я  опирался на реальное слышание и психологию ладового восприятия мелодии - нет оснований слышать эти ноты как терцию и септиму(!) аккорда Ми, да еще в нижнем регистре (эта линия больше напоминает партию бас гитары). Слух (у кого он работает и не заменен умственными построениями) элементарно определит звуки первого такта как опорные 1 и 5 - вследствие ритма, регистра и интервалов, а следующий такт содержит звуки Ми мажора и нет оснований слышить их иначе (как надстройки maj7-5-9 Ля мажора). Нет никакой доминтовости, которая бы толкнула бы на ваш TSD (вот уж действительно вам везде это мерещится).

То же самое со вторым вариантом D-t-s. Конечно, можно и так гармонизовать. Но я назову вас нечестным человеком, если вы скажете, что вы услышили именно эти функции у тонов данной мелодии.
Если вас есть нужда в том, чтобы "блеснуть знаниями", то делайте это более корректно.


... и добавил:

PS Давайте я тогда тоже предложу вариант, который мне нравится  ;D - |C# G#m|E H|
Хороший вариант, особенно До диез мажор. Тогда вопрос по теме данного топика - какой аккорд в этой последовательности является тоникой? )
« Последнее редактирование: Марта 05, 2009, 16:37:14 от eye »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
однозначно ответить не могу, ибо этот фрагмент не является законченным, а скорее подходит для создания "вертушки". Как-то вот так слышится:
 (g#(дор.)): IV - i - (H): - IV - I   

... и добавил:

можно рассмотреть и как переменный лад на одной тонике g# - в первом такте дорийский (IV-i) , во втором эолийский (bVI-bIII). Кстати, если это играть в медленном темпе - хотел еще для первых четвертей 1го такта предложить С#-C#m, получился бы переход из дорийского в эолийский . Но передумал  :)

... и добавил:



Тэкс, дальше уже про другое.
Вроде тоже некоторым образом к теме. http://www.rotosound.com/gg_orange.zip
Есть такая вот минусовка, решили устроить под нее виртуальный джем, гармония простейшая, 4 аккорда, каждый длится по 4 такта, но меня гложет сомнение по поводу первого. В табах он обозначен в первом квадрате как Dm9, во втором же - как D7.   Мне вообще слышится на 1,2 тактах D9sus4, на 3 и 4м тактах что-то типа Dm6. Гатри же не парясь играет везде по мажору, что конечно и смущает больше всего.  ??? Так есть там минор или нет?

Прилагаю сомнительный кусок
« Последнее редактирование: Марта 05, 2009, 18:58:49 от Andrew_G »

Оффлайн PennyroyalTea

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 438
Andrew_G, появившаяся во втором такте ми (или ре дубль диез) мне тоже показалась признаком нового лада с повышенной ступенью. Но я пока слабо разбираюсь в этих всех тонкостях :rolleyes: и могу невпопад сказать)

Цитата: eye
Слух (у кого он работает и не заменен умственными построениями) элементарно определит звуки первого такта как опорные 1 и 5 - вследствие ритма, регистра и интервалов, а следующий такт содержит звуки Ми мажора и нет оснований слышить их иначе (как надстройки maj7-5-9 Ля мажора).

Если можно по-простому про надстройки (сижу сейчас с книжкой, прочел главу, вроде все ясно, но не пойму откуда и как они к мелодии относятся). В итоге у этой фразы тональность ля мажор с возникшими во втором такте альтерированными ступенями под стать ми мажору?  :crazy:

Приведу пример ещё одной любимой мною фишки. Подобная вещь встречается весьма характерно в песне Radiohead - Karma Police и менее "выразительно" в хорошем смысле в Dire Straits - So Far Away.

Речь идет о таком вот "приходе" прогрессии в некое пространное звучание, делающее аранжировку очень приятной лично для меня.

В песне Karma Police явственно расслышать это можно во время вступления, в партии фортепиано (8-9 секунды, вырезал фрагмент, см. вложение):

1) Там идет как бы голос (видимо правая рука), а левая играет какую-то вариацию аккорда F (Fsus2 или Fadd9 ?). На гитаре я его играю как До-Фа-Соль-До, но в песне он шире звучит.

Сама прогрессия в этом участке мне видется такой:

Am - Asus2 - F? - Em

Мне кажется, что такой эффект производится из-за "задержанной" ступени в аккорде. И красивом приходе в этот аккорд. Только разобрать что это за приход и что это за аккорды досконально трудно.

Второй пример - припев Dire Straits - So Far Away. Сам припев мелодически прост, но их клавишник опять играет какой-то такой аккорд в прогрессии, добавляя "экзотики".

То что я слышу, приложил в приложении)
На картинке первый такт - аккорды прогрессии, остальное - как оно двигается на мой слух.

Вопрос по поводу всего изложенного: правильно я мыслю, че это вообще такое, и есть ли более научное объяснение? Действительно, странно я сформулировал. Конкретный вопрос в следующем сообщении.

П.С. 6.03.09 в 23.50 немного поменял сообщение, конкретизировав и убрав некоторые особенно лирические места. Так же обновил вложения: новый усовершенствованный gp5 набил, для тех кто хочет подсказать.
« Последнее редактирование: Марта 07, 2009, 00:17:53 от PennyroyalTea »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Как-то вот так слышится:
(g#(дор.)): IV - i - (H): - IV - I   

Вот и получается хороший пример модальной гармонии, где практический любой аккорд может взять на себя роль тоники, достаточно продолжить построение "в пользу" одного из них.  То есть тоники как бы и нет - тоникой будет то, на чем все закончится (т.н. финалис)- вот вам сущность модальности )
На первых двух аккордах я легко слышу миксолидийский оборот I - iv.


Цитировать
Мне вообще слышится на 1,2 тактах D9sus4, на 3 и 4м тактах что-то типа Dm6. Гатри же не парясь играет везде по мажору, что конечно и смущает больше всего.  ??? Так есть там минор или нет?
Я бы тоже играл Ре мажор (миксолидийский) или различные пентатоники. Я слышу там что-то типа C/D - D7(13). Ре минора, не уловил, не знаю откуда вы взяли его. Хотя блюзовую Dm пентатонику, разумеется, можно ввернуть.

... и добавил:

PennyroyalTea,
Цитировать
Если можно по-простому про надстройки (сижу сейчас с книжкой, прочел главу, вроде все ясно, но не пойму откуда и как они к мелодии относятся).
Если вертикаль аккорда расширить по терциям, то все что выше 7-мы - будут надстройками: 1-3-5-7_9-11-13
Эти звуки могут быть как в аккорде, так и а мелодии.

Цитировать
В итоге у этой фразы тональность ля мажор с возникшими во втором такте альтерированными ступенями под стать ми мажору?
Здесь я не понял о чем речь, так как не знаю о каком произведении в А мажоре идет речь. Если о том кусочке, то Тарs предложил гармонизацию в Ми мажоре и там у него встречался аккорд Amaj7(аккорд IV), включавший в свой состав звуки аккорда E, типа E/A.  Но эти ступени не альтерированные, так что не знаю, о чем вы.

... и добавил:

Цитировать
Вопрос по поводу всего изложенного: правильно я мыслю, че это вообще такое, и есть ли более научное объяснение?
Если судить по тому, как вы это излагаете, то мыслите вы пока неправильно, мне кажется. Так как, "кто ясно мыслит, тот ясно излагает".
Цитировать
че это вообще такое,

не знаю что вы называете "это".
"Пространое звучание, делающее аранжировку очень приятной лично для меня" - это ни о чем не говорит.
Цитировать
есть ли более научное объяснение?
всему есть научное объяснение... 

... и добавил:

PS Эта тема задумана для анализа  гармонии, поэтому остальные вопросы, выходящие за рамки анализа гармонических оборотов, предлагаю перенести в другой топик.
« Последнее редактирование: Марта 06, 2009, 03:41:00 от eye »

Оффлайн PennyroyalTea

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 438
Мне нужно писать конкретней.
В приведённых мной примерах/фрагментах мне нравится необычное, красивое, отстранёное  звучание аккомпанимента. Хотел бы услышать с профессиональной точки зрения о том, какие выразительные средства в плане гармонии использовались для достижения такого эффекта.

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
Побаловался тут с "вштырившим" оборотом Imaj7-v7. Эту цепочку можно тянуть бесконечно, но я только 1 квадрат нарисовал, дальше некогда, салаты уже благоухают на весь офис...  ;D Если понравится, можно проанализировать гармонию  ;)
« Последнее редактирование: Марта 06, 2009, 13:35:25 от Andrew_G »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Побаловался тут с "вштырившим" оборотом Imaj7-v7.
Да, интересная последовательность.
Я слышу это, как секвенцию i-bVI с шагом в м.3:

 ....Emaj7] ->Bm7-Gmaj7->м.3->Dm7-Bbmaj->м.3->Fm7-Dbmaj7

Конечно, в первый момент возникает ассоциация отклонения по типу (I-v) - Cmaj -Gm7(-C7-Fmaj), или минорной миксолидийской "доминантой". Но уже третий аккорд (Gmaj7) я услышал, как bVI, а значит Bm стал тоникой.
Так же есть взаимосвязь между Bm и Dm, как мы уже здесь видели, через тональность D (параллельный и одноименный миноры).

Все эти взаимосвязи заставляют играть эту секвенцию разными ладовыми гранями-ассоциациями.