Автор Тема: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд  (Прочитано 27180 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #135 : Декабря 05, 2014, 18:19:47 »
Цитировать
приведите в соответствие буквенную запись цифровке ступеней лада
vulf, вы понимаете, что диаграммы взяты из переведенной статьи?
Мне кажется, никто не будет заморачиваться с созданием новых диаграмм, чтобы исправить чужие косяки. Тем более, как известно, для многих здесь  не имеет значения, как записан звук - A# или Bb. 
В основном там соответствуют ступени и буквы. А уменьшенный лад можно по разному записывать.
« Последнее редактирование: Декабря 05, 2014, 19:24:26 от eye »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #136 : Декабря 05, 2014, 19:26:11 »
Да уж, не поленилась и посмотрела статью в оригинале... там, конечно, "накосячено"! В этой связи становится особенно обидно, что эти
"косяки" переводятся на другие языки и становятся общедоступными. Такой своеобразный вирус носителя, передaваемый через переводчика
гитаристу-любителю. С моей точки зрения этого можно избежать только на начальном этапе, т.е. на этапе выбора "достойной" статьи для перевода. Жаль, что автор темы потратил много сил и времени на перевод того, чего лучше было бы не писать или писать по другому. :)
   
« Последнее редактирование: Декабря 05, 2014, 19:48:50 от Алиса84 »

Оффлайн vulf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8458
  • Тута девки живут, нами еще не мятые
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #137 : Декабря 05, 2014, 20:17:38 »

В основном там соответствуют ступени и буквы.
я вижу как раз другое.  :)
Персидский лад, Византийский , Восточный, Японский лад-яркие примеры безграмотной записи.  :pozor:
Цитировать
Тем более, как известно, для многих здесь  не имеет значения, как записан звук - A# или Bb.
я даже не знаю, как прокомментировать такое высказывание  ??? :(  в разделе Теория тем более.
Цитировать
vulf, вы понимаете, что диаграммы взяты из переведенной статьи?
конечно понимаю.  Человек с гитарой мало что понимая в теории, техники и т п решил создать свой сайт, куда сваливает переводы различных статей. совершенно не разбираясь в какой либо ценности или правильности информации. в итоге получился весьма бестолковый сайт.
при этом автор еще и ждет, что ему исправят ошибки. т е фактически сделают ему ресурс.

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #138 : Декабря 05, 2014, 20:23:58 »
я даже не знаю, как прокомментировать такое высказывание  ??? :(  в разделе Теория тем более.
Понять всю тяжесть модерирования раздела теории среди уникальных гитаристов, стать терпимее, терпеливее и ближе народу.  :hmmm:

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #139 : Декабря 05, 2014, 20:41:57 »
Альтернатива одна - написать ПРАВИЛЬНЫЕ статьи, а не  фыркать презрительно в адрес дилетантов.

Оффлайн vulf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8458
  • Тута девки живут, нами еще не мятые
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #140 : Декабря 05, 2014, 20:46:53 »
о! вот с этим как раз согласен! 
Понять всю тяжесть модерирования раздела теории среди уникальных гитаристов, стать терпимее, терпеливее и ближе народу.  :hmmm:


Альтернатива одна - написать ПРАВИЛЬНЫЕ статьи, а не  фыркать презрительно в адрес дилетантов.
дак они уже 100лет как написаны и доступны.
по-этому можно еще проще. высказать мнение что данный ресурс guitarmagazine.ru бестолковый. и не имеет практической ценности да полезной информации. ну и получить потом бан за такое мнение. :D
в черный список его.  ;D

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #141 : Декабря 05, 2014, 21:03:43 »
vulf, Я с Вами полностью согласен. Но у самоучек есть несколько проблем: первая  (на мой взгляд самая главная) -понятийный аппарат. Поскольку музыка  - это, все-таки наука,  то должен быть единый свод терминов. Вторая, то что знания либо условно систематизированы  и самоучка не знает каким боком их прицепить к своей практике, либо имеется набор частных случаев из практики, которые трудно подогнать под теорию.

Отсюда все эти страдания про "лады народной музыки", "список гамм" и т.д. Я часто ставлю в тупик  музыкантов  - нафига мне каждый аккорд обыгрывать своей гаммой, если все эти аккорды в контексте какой-то конкретной тональности?  Обычно начинаются страстные  описания для каждого лада, что это же удобно... Но разговор обычно заканчивается всплеском эмоций , потому что я задаю вопрос-гвоздь: как ты выбираешь конкретную гамму из семи для конкретного аккорда. Ни разу я не услышал вразумительного ответа.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #142 : Декабря 05, 2014, 21:33:25 »
Альтернатива одна - написать ПРАВИЛЬНЫЕ статьи, а не  фыркать презрительно в адрес дилетантов.
Я думаю никто здесь даже и не хотел "фыркать"! Просто вопрос в том, как переводчик может определить "правильную" статью специализированной тематики, будь то про " теорию музыки" или "химию"? Альтернатив много! Можно, и иногда нужно погрузится в изучение того, что переводишь, или можно спросить совета у специалистов до того как непосредственно начать переводить,
а можно сделать "набросок" перевода, и в последствие, в целях "само-редакции", спрашивать мнение.
Последний вариант выбрал автор темы. Только почему то противился всем советам. :)

Оффлайн vulf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8458
  • Тута девки живут, нами еще не мятые
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #143 : Декабря 05, 2014, 21:38:16 »
Только почему то противился всем советам. :)

  вот именно
vulf, я понимаю только так, как написал выше. Или аргументируй как надо, или же убирайся из темы. Все просто.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #144 : Декабря 05, 2014, 22:21:40 »
Алиса84, Извините, если получилось резко. Во всяком случае не принимайте на свой счет. Но проблема  гораздо глубже - сюда, на этот форум стекаются самоучки всех мастей с одной целью: наконец-то найти ответы на все вопросы. Но в результате мы видим "заболтанные" темы, часто снобское отношение "знатоков" (не будем тыкать пальцами). Критика чьих то изысканий и полное отсутствие полновесной альтернативы раскритикованного мнения. А в результате - опять одни и те же открытые вопросы. Достаточно взглянуть на FAQ в разделе теории.


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #145 : Декабря 05, 2014, 22:22:31 »
я вижу как раз другое.  :)
Персидский лад, Византийский , Восточный, Японский лад-яркие примеры безграмотной записи.  :pozor:
Вы правы. Я был невнимателен.
Однако сути моего ответа не меняет - переводная статья, заимствованные диаграммы.
Вообще изначально тема была помещена в раздел техника. И речь, собственно была об аппликатурах (сетках) гамм и арпеджио, а не о том, как их правильно назвать.
Цитировать
я даже не знаю, как прокомментировать такое высказывание  ??? :(  в разделе Теория тем более.
Как реальность, с которой мы имеем дело. Мне тоже не нравится, когда в Ре миноре ля диез. Но не забывайте, что это форум любителей, а не конференция по теории музыки или лекция-семинар.
Любимые многими темы в разделе теория - "нужны ли ноты" и "нужна ли теория".

Цитировать
Человек с гитарой мало что понимая в теории, техники и т п решил создать свой сайт, куда сваливает переводы различных статей. совершенно не разбираясь в какой либо ценности или правильности информации. в итоге получился весьма бестолковый сайт.
Там есть и полезные вещи, если не рассматривать информацию с точки зрения теории, но с  практической точки зрения.

Цитировать
Поскольку музыка  - это, все-таки наука
Музыка - это искусство, а не наука. И так называемая "теория" музыки это подтверждает, обладая размытой,  многозначной терминологией.

Цитировать
Я часто ставлю в тупик  музыкантов  - нафига мне каждый аккорд обыгрывать своей гаммой, если все эти аккорды в контексте какой-то конкретной тональности?

Это всего лишь один из приемов мелодизации гармонии. 1. Он позволяет привязать (расположить) общий звукоряд ладотональности непосредственно к опорным звукам каждого аккорда. 2. При желании использовать концецию "вертикальной полимодальности".

А каков Ваш ответ?

Цитировать
как ты выбираешь конкретную гамму из семи для конкретного аккорда.
Это зависит от пунктов один и два предыдущего ответа.
В одном случае аккорд рассматривается как вертикаль на ступенях тональности и каждой ступени соответствует свой диатонический "лад" (точнее звукоряд). В случае альтераций в аккордах соответственно альтерируется и данный звукоряд.
Во втором случае каждый аккорд рассматривается изолированно и задача импровизатора разрушить тонально-функциональные связи, поэтому используются лады, которые будут уводить от восприятия тональной системы. В этом случае могут использоваться любые лады соответстующие базовой аккордовой структуре (как правило должны соответствовать 3 и 7 ступени) , но не устанавливающие тональную горизонтальную взаимосвязь между аккордами и ощущение тоники тональности.
Цитировать
Ни разу я не услышал вразумительного ответа.
Каков же Ваш ответ?


Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #146 : Декабря 05, 2014, 22:43:01 »
eye, Поскольку я дилетант - я это не скрываю, то задавать вопросы  - это моя прерогатива, исключительное право ищущего знания ))

К слову сказать, я знал оба ваши ответа наперед и альтернативы у меня нет. И вот ту мы подходим к ключевому вопросу - почему нельзя рассматривать все эти лады , просто как натуральный лад сыгранный  от конкретной ступени? Ведь до абсурда доходит: услышал какой-то умник песню "Пачка сигарет", выдернул мелодию проигрыша из контекста  и утверждает, что это дорийский минор! Хотя песня как была в натуральном ми миноре, так и осталась.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #147 : Декабря 05, 2014, 23:02:21 »
И вот ту мы подходим к ключевому вопросу - почему нельзя рассматривать все эти лады , просто как натуральный лад сыгранный  от конкретной ступени?
Имхо потому, что:
1) есть случаи, когда действительно нельзя, когда гармония песни (или джазовой пьесы) "не влезает" в тональность классико-романтического типа, которая изучается в стандартных учебниках гармонии;
2) есть случаи, когда это попросту удобнее, как вполне допустимый способ мышления "мелодизатора" гармонии (импровизатора или сочинителя).

К "Пачке сигарет" оба случая, возможно, не относятся. Хотя... Может, кому-то удобно оперировать "дорийскими минорами" вообще всегда.
« Последнее редактирование: Декабря 05, 2014, 23:03:56 от MrLf »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #148 : Декабря 05, 2014, 23:15:50 »
MrLf, Друзья! Дак, напишите вы ПРАВИЛЬНУЮ статью, для дилетантов, чтобы не было путаницы. Когда уместно  использовать, когда не уместно. Потому, что человек впервые сталкиваясь с понятием "лады народной музыки" искренне верит, что во всех этих ладах регулярно пишется музыка, что полно произведений с локрийской тоникой и т.д. А когда начинает искать подтверждение своих догадок, то напарывается на примеры выдернутые из контекста произведения и пытается увидеть каждую мелодию как "набор гамм". И, как следствие - лепит пачками невразумительные "импровизации" на "крутые"  гармонии.
« Последнее редактирование: Декабря 05, 2014, 23:17:27 от Powerhand »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #149 : Декабря 05, 2014, 23:25:07 »
Дак, напишите вы ПРАВИЛЬНУЮ статью, для дилетантов, чтобы не было путаницы. Когда уместно  использовать, когда не уместно.
Это будет не статья, а фундаметальный труд по теории музыки, и написать его очень тяжело. Кроме того, "уместность" использования будет спорной всегда:
Музыка - это искусство, а не наука.