Автор Тема: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд  (Прочитано 27180 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #150 : Декабря 05, 2014, 23:40:41 »
MrLf, Если бы музыка не была наукой, то невозможно было бы создавать алгоритмы для вычислительной техники. Может они и уступают живому человеку, но с задачей справляются. Совершенствование  этих программ - это вопрос времени. Еще каких то 15 лет назад утверждалось, что невозможно создать программу которая отличит кошку от собаки, мол на это способен только мозг человека. Сейчас в фотоаппарате есть штатная функция - "распознание улыбки"...

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #151 : Декабря 05, 2014, 23:44:25 »
И вот тут мы подходим к ключевому вопросу - почему нельзя рассматривать все эти лады , просто как натуральный лад сыгранный  от конкретной ступени?
Здесь несколько объяснений, которые дополняют друг друга.

1. В англоязычной теории "натуральный лад сыгранный  от конкретной ступени" - это и есть mode. Вся теория по импровизации идет оттуда. Наше понятие лад не идентично ихнему mode.
2. Можно рассматривать, но для удобства этим фрагментам дали соответствующие названия
3. Часто аккорды рассматриваются, как некие микро-тональности (модальности).
4. Как сказал MrLf - это просто внутренний технологический прием импровизатора. По сути это натуральный тональный лад, но для удобства и привязки его к аккорду, отработки и применения его называют этим словами.
Более того, часто модальные композиции, например, в дорийском ладу i-IV обыгрываются как тональные ii - V - "дорийским" же звукорядом.
5. Импровизатор может мыслить и тонально, и модально, и горизонтально, и вертикально и еще как-нибудь, и все этом может происходить в одних и тех же местах. Это его личное внутреннее дело. А вот что на выходе, скажем так, звучит объективно [или воспринимается "идеальным слушателем"] - это другой вопрос.

Цитировать
Я часто ставлю в тупик  музыкантов
я дилетант - я это не скрываю
К слову сказать, я знал оба ваши ответа наперед и альтернативы у меня нет.
Ну вот видите, вы умнее музыкантов, с которыми разговаривали. А говорите - дилетант. Наверное, это удобная позиция  - задавать вопросы, на которые знаете ответы и смотреть, как бедные музыканты испытывают "всплеск эмоций". А в случае чего - "я дилетант".

Цитировать
я дилетант - я это не скрываю, то задавать вопросы  - это моя прерогатива,исключительное право ищущего знания ))

Еще прерогатива дилетантов бескомпромисно судить людей понимающих, сладостно ставя знаток в кавычки, намекая -, уж мы-то знаем (но не скажем), а для менее уверенных в себе дилетантов это надо делать осторожно выкрикивая из кустов - "не показывая пальцем".

 
« Последнее редактирование: Декабря 06, 2014, 00:06:22 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #152 : Декабря 05, 2014, 23:55:31 »
MrLf, Если бы музыка не была наукой, то невозможно было бы создавать алгоритмы для вычислительной техники. Может они и уступают живому человеку, но с задачей справляются. Совершенствование  этих программ - это вопрос времени.
Имхо, нет, не справляются.
Вычислительная техника нужна только для некоторой помощи человеку, который создаёт музыку. Произведение искусства, полностью созданное компьютером, было бы как резиновая женщина в качестве жены. Музыка, искусство — это то, что человек делает для человека, в этом и "интерес".

... и добавил:

И, как следствие - лепит пачками невразумительные "импровизации" на "крутые"  гармонии.
Имхо, это не следствие вертикального подхода к обыгрыванию. Это следствие неумения работать с музыкальной формой. В музыке должна быть идея, а не просто желание что-нибудь наиграть на аккоррды. Рассматривание всех ладов как одного не спасёт от невразумительности.
« Последнее редактирование: Декабря 06, 2014, 00:06:10 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #153 : Декабря 06, 2014, 00:15:04 »
Если бы музыка не была наукой, то невозможно было бы создавать алгоритмы для вычислительной техники.
Разница, как между человеком и роботом.
Наверное, для Вас - Band in a Box или паттерны в самоиграйке тоже музыка?
Плюс - для того чтобы создать алгоритмы, которые имитируют сочинение "музыки" вовсе не надо пользоваться "теорией" музыки в полном объеме. Обычно теория музыки в программах нужна только, чтобы обеспечить интерфейс для музыканта-человека.

... и добавил:

Цитировать
Ни разу я не услышал вразумительного ответа.
Стало интересно: считаете ли Вы мой ответ, который Вы знали заранее, вразумительным?
« Последнее редактирование: Декабря 06, 2014, 00:19:49 от eye »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #154 : Декабря 06, 2014, 00:20:08 »
5. Импровизатор может мыслить и тонально, и модально, и горизонтально, и вертикально и еще как-нибудь, и все этом может происходить в одних и тех же местах. Это его личное внутреннее дело. А вот что на выходе, скажем так, звучит объективно [или воспринимается "идеальным слушателем"] - это другой вопрос.

По мне, дак это и есть главный вопрос - четко разделить что имеется ввиду, когда идет речь об импровизации или анализе композиции.
Почему бы не написать ПРАВИЛЬНУЮ статью, которая покажет сходство и различия  хотя бы двух подходов - тонального и модального. Поверьте  - большинство вопросов  отпало бы. Для интереса - поищите в Яндексе информацию о ладах, модах и т.д. Только поставьте себе задачу посмотреть на все это глазами инопланетянина, человека , который без музшколы вдруг решил заняться музыкой. Вы многое для себя откроете - например, что большинство сведений имеют обрывочный характер.


p.s. EYE, я уважаю Ваше мнение и мне приятно разговаривать с Вами, поскольку Вы один из немногих адекватных собеседников . Более того, я оставляю за Вами приоритет во мнении. Если мое мнение не совпадает с Вашим, то я подвергаю свою точку зреня сомнению  исключительно из уважения к Вам.
« Последнее редактирование: Декабря 06, 2014, 00:26:14 от Powerhand »

Оффлайн vulf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8458
  • Тута девки живут, нами еще не мятые
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #155 : Декабря 06, 2014, 01:42:45 »
Вы правы. Я был невнимателен.
Однако сути моего ответа не меняет - переводная статья, заимствованные диаграммы.
Вообще изначально тема была помещена в раздел техника. И речь, собственно была об аппликатурах (сетках) гамм и арпеджио, а не о том, как их правильно назвать.Как реальность, с которой мы имеем дело. Мне тоже не нравится, когда в Ре миноре ля диез. Но не забывайте, что это форум любителей, а не конференция по теории музыки или лекция-семинар.

ОК. направление понял. впредь постараюсь быть более снисходительным к разного рода информации и форумчанам.


... и добавил:

да, именно, в раздел техника, где в теме Jamiro написано:
Цитировать
Через это обращаюсь ко всем гитарным теоретикам: не нужно ходить в мою ветку. Все ваши советы или размышления, скорее всего, будут незамедлительно стираться, так как ваши теории здесь никому не интересны, а для них есть весь форум: создавайте свои темы и теоретизируйте там.
Аналогично сюда не допускаются граждане, занимающиеся откровенным шарлатанством или сомнительными методиками в целом: аналогично, пользуйтесь своими ветками.
теперь понял, что это только его прерогатива
« Последнее редактирование: Декабря 06, 2014, 01:48:01 от vulf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #156 : Декабря 06, 2014, 01:58:17 »
По мне, дак это и есть главный вопрос - четко разделить что имеется ввиду, когда идет речь об импровизации или анализе композиции.
Да, конечно, следует разделять.
Но и анализ композиции может производится с разными целями.
Дело в том, что понимание как мыслил композитор или импровизатор - тоже объект исследования и анализа, представляющий ценность. То есть важна не только "объективная" сторона (то есть как воспринимается музыка), но и как мыслил создатель.
А  для кого-то важен и исторический и этнический контекст (не для меня пока) - как данную музыку предположительно воспринимали современники.

Цитировать
Почему бы не написать ПРАВИЛЬНУЮ статью, которая покажет сходство и различия  хотя бы двух подходов - тонального и модального.
Это непросто ввиду неоднозначности и как я уже писал ненаучности музыкальной теории.

Цитировать
Поверьте  - большинство вопросов  отпало бы.

Не верю ))

Цитировать
Для интереса - поищите в Яндексе информацию о ладах, модах и т.д. Только поставьте себе задачу посмотреть на все это глазами инопланетянина, человека , который без музшколы вдруг решил заняться музыкой. Вы многое для себя откроете - например, что большинство сведений имеют обрывочный характер.
Это риторическая фигура? Вы же не думаете, что я не интересуюсь тем, что пишут в "интернетах"?
Но я Вам скажу - у меня большая библиотека бумажной литературы - книги по теории, гармонии, импровизации (где-то я хвастался списоком имеющейся у меня литературы по гармонии) и вот там то же самое - сведения имеют обрывочный характер, противоречивый между источниками характер. Так же в этих книгах часто можно встретить критику авторами сегодняшней теории и друг друга. Теоретики одной страны не могут разобраться друг с другом, не говоря уж о теории созданной в разных странах.

Несколько примеров:
Например, Мазель в "Проблемы классической гармонии" пишет:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Бершадская пишет:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
И еще она же:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Холопов пишет:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Ну и так далее.

Можно, конечно, написать"правильную" статью, но очень быстро окажется, что там что-то неправильно, либо "слишком" заумно", либо вульгаризировано и упрощено.

Музыкальная теория - это прежде всего описание явлений на определенный исторический период, в рамках стиля - так, как их воспринимает тот или иной автор или школа.
В конце концов оказывается, что "знать теорию" - это не значит узнать какие-то правильные формулировки, а понимать на слуховом уровне, о чем говорит тот или иной автор или школа, делающие акценты на нюансах, исходя из их собственного  видения проблемы и контекста и целей написания труда.

Таким образом каждый автор о "модальности" (говоря - ладовая гармония, модальная импровизация, монодические лады, церковные лады, мелодическая тональность, неомодальность, модализмы, натурально-ладовые обороты, нефункциональная гармония, вертикальная полимодальность, фонизм в гармонии, ... и тд и тп)   напишет по своему, освещая какую-то для него важную грань.
А наша задача, на основе нашего слухового восприятия музыки,  понять, что имелось ввиду - примерно одно и то же, но под разными углами.
Даже свидетельство четырех евангелистов не совсем совпадают...

Поэтому именно дискуссии на форуме могут быть достаточно ценны и интересны для формирования личного понимания - с одной стороны в них отражается теория, но неформальным языком, а с другой стороны мнения не претендуют на истину в последней инстанции, которую очень трудно сформировать в такой "ненаучночной науке", замешанной на психологии восприятия, эстетических оценках, апперцепции, акустике, исторически изменчивых взглядах на музыку и меняющиеся элементы музыки и океане стилей, основаных на "отрицании отрицания".
Незыблимыми остаются разве что квинта и октава ))

Цитировать
p.s. EYE, я уважаю Ваше мнение и мне приятно разговаривать с Вами, поскольку Вы один из немногих адекватных собеседников .м.
Да? Спасибо. А то мне, видимо ошибочно, показалось, что Вы периодически пытаетесь меня задеть.


Цитата: vulf
да, именно, в раздел техника, где в теме Jamiro написано:
Цитировать
Через это обращаюсь ко всем гитарным теоретикам: не нужно ходить в мою ветку.

Нет, тут другое. Я думаю, Jamiro имел ввиду не собственно теорию как таковую, а людей, которые, не подтверждая свои высказывания практическими результатами, рассуждают о технике только на словах  - "теоретически". При чем эта его просьба касается не всего раздела "техника", а именно его темы.
« Последнее редактирование: Декабря 06, 2014, 03:41:03 от eye »

Оффлайн vulf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8458
  • Тута девки живут, нами еще не мятые
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #157 : Декабря 06, 2014, 02:03:59 »
Цитировать
а людей, которые, не подтверждая свои высказывания практическими результатами, рассуждают о технике только на словах  - "теоретически"
я тоже так и понял. что Jamiro против высказывания Любителей.
но не понял, что это касается только его тем  ;) в других случаях действует правило Форума Любителей
ну всё, терь разобрался.
и я без сарказма.  :)
sorry за оффтоп

Оффлайн Александр Заславский

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #158 : Декабря 06, 2014, 08:09:30 »
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник
_____________________________________
Напомнило.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #159 : Декабря 06, 2014, 08:43:12 »
eye, Задеть? - ни в коем случае )), а вот расшевелить на развернутые ответы - да. Вы справедливо сравниваете свои знания и "интернеты" в свою пользу. НО! С высоты своих познаний, Вы упускаете элементарную вещь - любители даже не подозревают и о четверти перечисленной Вами информации.

Я не знаю, легенда  это или правда: В Лос-Анжелесе, по статистике каждый пятый житель профессионально владеет каким либо музыкальным инструментом. Т.е. может влиться в музыкальный коллектив для зарабатывания денег.   Допустим, что  это не преувеличение. Не кажется  ли Вам, что такое явление  могло проявиться  только благодаря  хорошей школе и традициям преподавания? И уж ни как не "интернетам", и тем более вырванным из контекста обрывочным сведениям.

p.s. Задеть я Вас хотел только в личной переписке.

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #160 : Декабря 06, 2014, 10:34:41 »
Я часто ставлю в тупик  музыкантов  - нафига мне каждый аккорд обыгрывать своей гаммой, если все эти аккорды в контексте какой-то конкретной тональности?
Надо понимать, что движение по квинтово-квартовому кругу идет мелкими шажками, эволюционно.
Переходы типа T-D-T-S-T
меняют все-то лишь одну ноту в гамме. А ее некоторое непопадание в ряд будет засчитана как фишка.
Я в теме квадратов пропагандирую хроморяды, а тут какая-то нота мимо. 8)

Оффлайн Александр Заславский

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #161 : Декабря 06, 2014, 10:48:05 »
vulf, Я часто ставлю в тупик  музыкантов  - нафига мне каждый аккорд обыгрывать своей гаммой, если все эти аккорды в контексте какой-то конкретной тональности?  Ни разу я не услышал вразумительного ответа.
По этому поводу Би Би Кинг сказал :"Сейчас многие считают, что -нафиг мне ... , только вот вопрос, а будут ли их слушать?"

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #162 : Декабря 06, 2014, 10:50:46 »
Я не знаю, легенда  это или правда: В Лос-Анжелесе, по статистике каждый пятый житель профессионально владеет каким либо музыкальным инструментом. Т.е. может влиться в музыкальный коллектив для зарабатывания денег.
Насчет профессионально я лично сомневаюсь.
А то, что люди сразу могут импровизировать в квадрате - это факт.
Музыка - это искусство.
Но знание и техническое владение элементами, на которые можно опереться импровизатору, очень может помочь.
« Последнее редактирование: Декабря 06, 2014, 11:07:37 от alexander.pronin56 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #163 : Декабря 06, 2014, 11:04:37 »
Не кажется  ли Вам, что такое явление  могло проявиться  только благодаря  хорошей школе и традициям преподавания? И уж ни как не "интернетам", и тем более вырванным из контекста обрывочным сведениям.
Мы теряем контекст высказываний. Конечно, не благодаря "интернетам" и форумам, но и не благодаря, вспомним контекст, написанной кем-то "правильной статье".
С детского возраста они поют, посещая по воскресеньям церковь, в общеобразовательной школе играют на музыкальных инструментах в школьном оркестре. Играют по нотам. Поют в школьном хоре. Просто для общего развития.
Мне один американец, говорил, что у них в школе каждый должен выбрать - либо ты "спортсмен", либо "музыкант".
Этот американец был "спортсмен". Но все равно отлично пел.

А у нас всё решают, шурша "ватой", важную для них задачку - "нужны ли ноты?".

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #164 : Декабря 06, 2014, 14:16:39 »
eye,
С детского возраста они поют, посещая по воскресеньям церковь, в общеобразовательной школе играют на музыкальных инструментах в школьном оркестре. Играют по нотам. Поют в школьном хоре. Просто для общего развития.
***
А у нас всё решают, шурша "ватой", важную для них задачку - "нужны ли ноты?".

Ну, на конец то я это услышал! Конечно же - с детства прививается музыкальная культура. В сущности,  не важно  с каким они идут багажом - классическим  европейским или основанным на блюзе и негритянской музыке. Важно , что он у них есть в результате методичных занятий. Они не занимаются поиском , они не собирают пазлы из обрывков сведений.