To eye:
Сергей, мы действительно как-то по разному понимаем понятие «Тональность». Именно гармоническая структура, а не тональное чувство. Понятно, что любую (нормальную) музыку мы слушаем через тональные чувства, отсчитывая подсознательно структуру лада от «тоники» (постоянной или временной).
Но гармоническая тональность имеет главную особенность - слушатель ощущает одну для всех аккордов тонику и поэтому воспринимает аккордовую систему единым организмом. Если происходит выход из системы, смена главного аккорда, то человек ощущает ВЫХОД из тональности (отклонение или модуляция).
А в модальной музыке мы НЕ ощущаем гармоническую структуру единой, она складывается из блоков, каждый из которых имеет свой центр, на который настраивается слух. Музыка кажется «неправильной», так как появляются аккорды НЕ из тональности. Ощущается Как отклонение, только в классическом отклонении мы чувствуем как бы новую тональность, а в модальных «переливах» мы не можем сразу определить системность и логику движения аккордов.
Вот возьмем последовательность: Еm Dm Am G.
Начинается вступление на Em несколько тактов и слух настраивается на Emoll Но когда появляется второй аккорд Dm, мы понимаем, что, что то пошло не так))). Аккорд не из тональности. Слух начинает «искать» новый тональный центр. Разрешение в Am дает разрядку! Это же родной Ля минор). Но не тут то было, аккорд G и остановка на нем на N кол во тактов, говорит что мы в G миксолидийском. И понять лад (звукоряд’) мы сможем только когда услышим всю цепочку и главное последний аккорд. Иногда даже слушая модальную музыку кажется, что они закончили не на «тонике», а на каком то промежуточном аккорде.
Вот эти «выходы из тональности» и показатель модальной структуры. Когда слух находится в тональности, то он ощущает себя комфортно - все достаточно предсказуемо и прогнозируемо.
П.С. Писал уже выше: прочитал у Холопова интересную мысль, что тональная система сформировалась из «модальных блоков». Раньше люди на каждой ступени слушали свой лад, Каждый аккорд - новая тоника. И только эволюция слуха дала ощущение единой аккордовой системы. Не знаю насколько это верно, но мысль интересная, так как при фокусировании слуха на лады (а не на ступени тональности), музыка начинает играть другими красками. Одно условие - аккорды не должны менять часто, чтобы иметь возможность зацепиться за временную тонику.....
Почему я вписался в диспут на счет блюза, то вот в 12 тактовом стандартном квадрате очень трудно не ощутить единой системы и из нее как то вылететь. Ощущения выхода из тональности нет абсолютно, даже когда специально пытаешься играть модально ( в импровизации беря каждый аккорд за временную тонику). Настолько сильно эта конструкция въелась в слух, что выбить его из этого квадрата нет никаких сил))). И поэтому он этим очень отличается от модальных «переливов», с ощущением выходов из тональности.
Но я представляю как блюз слушали коассики сто лет назад: их слух наверно не ощущал себя легко и комфортно в этой системе. Но люди привыкают и необычные поначалу вещи кажутся обыденностью.