Автор Тема: Варьирование/аранжировка тем, импровизация на тему и т.д. в джазе  (Прочитано 14665 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
MrLf, я выделил в твоем посте "блоки", которые можно назвать устойчивыми словосочетаниями, или ликами.
Ага, понятно :). Но то, что ты выделил — это очень мелкие лики. Аналогия с двухтактовыми музыкальными фразами не прослеживается, имхо. И они составляют сильно меньше половины того текста, в который входят. А чем же тогда является всё остальное, откуда оно берётся?

Оффлайн Blacksmith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 342
  • War Thunder
Ага, понятно :). Но то, что ты выделил — это очень мелкие лики. Аналогия с двухтактовыми музыкальными фразами не прослеживается, имхо. И они составляют сильно меньше половины того текста, в который входят. А чем же тогда является всё остальное, откуда оно берётся?
Просто тебе есть что сказать. Ну, или что спросить ;D С музыкой так же (неважно - джаз/не джаз). Нюанс - знание и понимание языка. Впрочем, про это вроде писали уже.

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3199
Наврядли Молотков советовал комбинировать между собой двухтактные фразы точно в том виде, в каком они написаны в книжке, да ещё и произвольно.
Из двухтактной фразы можно ведь просто вычленять интересные моменты, зачем играть её всю целиком? Можно разбивать её на те же мелкие лики.

А "всё остальное" - это в том числе и фразы, которые придумываются сами в голове, за секунду до того, как их воспроизведут руки на грифе. И придумываются они, как правило, по мотивам других фраз, которые ты когда-то слышал или играл по нотным сборникам.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Просто тебе есть что сказать.
Мне и в музыке "есть что сказать". Музыка — это выражение эмоций, прежде всего. Эмоции у меня есть всегда. Важно уметь сказать.

Итак, двухтактовые лики — это слишком крупные кирпичи для постороения своего здания, ерунда получается (тупое копирование). Гоняние гамм — это слишком мелкие кирпичи, это выкрикивание алфавита, от этого навыка не заговоришь.

Так что же нужно?

... и добавил:

А "всё остальное" - это в том числе и фразы, которые придумываются сами в голове, за секунду до того, как их воспроизведут руки на грифе. И придумываются они, как правило, по мотивам других фраз, которые ты когда-то слышал или играл по нотным сборникам.
Спасибо, возможно, это ответ...
Который сильно противоречит Молоткову, кстати, т.к. это отнюдь не "заранее подготовленные блоки".
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2011, 15:00:34 от MrLf »

Оффлайн Imbalance

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 414
Я, кажется, могу сформулировать, что же меня лично "тормозит" в плане импровизации.
Изучение ликов, я так понимаю — необходимая вещь для импровизации, без этого импровизация просто немыслима.(В.Молотков, из предисловия к книге Бойко "Мой метод".)
Когда Пасториус начал сотрудничать с Репортом, у первого был подход примерно такой же. Играли они модальный джаз. Пасториус как-то сказал, что у него быстро заканчиваются фразы. На что Репорт ему совершенно гениально ответил. Он сказал, что не нужно играть эти заранее заготовленные фразы, тогда они не будут заканчиваться.
Мораль: не трать время на заучивание ликов, изучай суть

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
Моя аналогия, как и любая другая, не может быть точна на 100%.   Вот поэтому я и сказал:
Аналогия с речью не вполне точна. Вообще любая аналогия не может быть абсолютно точна в принципе, поэтому рассуждения по аналогии часто приводят к неверным и даже абсурдным выводам.
Если твои посты не троллинг, и сказанное мной требует пояснений, добавлю: дорожка аналогий может завести куда угодно, нельзя, объединив 2 предмета по одному совпадающему признаку, делать выводы о других признаках, иначе это может привести к абсурдным выводам. Давайте сейчас не будем загоняться на тему того, соответствует ли слову, т.е минимальной значимой части речи одна нота или всё же последовательность нот (сразу возникнут вопросы, а сколько нот :), аналогом чего является абзац форумного поста - одного куплета поп-песни или части симфонии, к примеру, ну и пр.  ;))

Возвращаясь непосредственно к теме, позволю себе повторить свою же мысль в форме совета: вместо того, чтобы пытаться доказать (неизвестно кому, кстати) незрелые тезисы о том, что джазовая импровизация есть беспорядочное бульканье нотами и пр и пр, гораздо полезнее сесть за изучение и разбор того, что близко и понятно, что нравится самому.


... и добавил:

Мораль: не трать время на заучивание ликов, изучай суть

Именно! Сборники ликов только показывают, что и как можно строить, дальше всё зависит от тебя! Талант поймет принцип и привнесёт своё, гений вообще разовьёт это во что-то принципиально новое, а вот бездарь и лентяй так и будет составлять свои соло сплошь из заученных ликов - от таких импровизаций и хочется спать  уже на третьем такте

... и добавил:

Imbalance,
Когда Пасториус начал сотрудничать с Репортом, у первого был подход примерно такой же. Играли они модальный джаз. Пасториус как-то сказал, что у него быстро заканчиваются фразы. На что Репорт ему совершенно гениально ответил. Он сказал, что не нужно играть эти заранее заготовленные фразы, тогда они не будут заканчиваться.

Сорри, а кто такой Репорт?  :rolleyes:
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2011, 15:37:55 от Andrew_G »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Из всего вышесказанного делаю вывод, что утверждение Молоткова
Цитировать
Ведь ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что импровизация строится из отдельных заранее подготовленных блоков.
есть ложь.

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3199
Из всего вышесказанного делаю вывод, что утверждение Молотковаесть ложь.

"Заранее заготовленные блоки" - это, может быть, обобщённое понятие. Потому что всё равно заучить наизусть тысячу абстрактных фраз (и всегда их помнить) с максимальной точностью невозможно.
Возможно реально под этими понятиями он имел какие-то общие мотивы или основы.

Вот,например, Бойко советует учить фразы по его книжке почти без привязки к чему-либо, для того, чтобы они "осели в руках". Это подразумевает то, что некоторые мелодические ходы после этого осядут как бы в подсознании и будут потом в импровизации проскакивать автоматически.
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2011, 16:49:54 от darkmagus »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
MrLf, двоичная логика хороша в программировании. Жизнь сложнее  ;) Он же не сказал : Ведь ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что импровизация строится <только> из отдельных заранее подготовленных блоков.
Потом, откуда фраза? Из рецензии на книгу Бойко? Смотрим контекст
Цитировать
Дальнейший материал книги посвящен мелодическому аспекту импровизации на гитаре. Хочу отметить, что большинство мелодических идей весьма универсальны и могут с успехом применяться в самых различных стилях современной музыки.
Наиболее ценным, на мой взгляд, в книге является то, что автор делится собственной методикой овладения импровизацией. Суть этой методики заключается в уверенном мелодическом обыгрывании как отдельных аккордов, так и их соединений. Ведь ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что импровизация строится из отдельных заранее подготовленных блоков. И чем большим запасом таких блоков располагает музыкант, тем интереснее получается импровизационная линия.
Ну и где ложь? Разницу между импровизацией и методикой овладения импровизацией надо пояснять?
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2011, 16:54:12 от Andrew_G »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Цитировать
И чем большим запасом таких блоков располагает музыкант, тем интереснее получается импровизационная линия.
Это недвусмысленно говорит о том, что музыка у импровизатора по Молоткову — это набор заранее заготовленных блоков. А "методика" — это видимо то, о чём сказал выше darkmagus:
Вот,например, Бойко советует учить фразы по его книжке почти без привязки к чему-либо, для того, чтобы они "осели в руках". Это подразумевает то, что некоторые мелодические ходы после этого осядут как бы в подсознании и будут потом в импровизации проскакивать автоматически.

Оффлайн Imbalance

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 414
Imbalance, Сорри, а кто такой Репорт?  :rolleyes:
Weather Report - группа, в которой работал пасториус. Я хз с кем из участников группы состоялся такой разговор, поэтому условно обобщил)

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
MrLf, это недвусмысленно говорит лишь о том, что кому-то из участников надо повторить логические понятия "необходимо" и "достаточно" и потом найти ошибку в своих же умозаключениях. Да,  Молотков  как раз таки высказался двусмысленно, так что его могли бы неправильно понять (при желании). Но называть это "ложью" - перебор.

... и добавил:

Впрочем, если от признания этой отдельной фразы ложью долгожданный порядок в голове установился, значит всё ок :)
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2011, 17:18:40 от Andrew_G »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
ОК, нет смысла настаивать бесконечно, да вобщем-то, уже и разобрались.

Как известно, плохому танцору мешает совершенно определённая вещь. Но попробую конкретизировать по пунктам, что может мешать заниматься импровизацией человеку, который играет на классической гитаре (на нейлоне) преимущественно академическим способом, т.е. разучивая музыку нота в ноту, и которого никогда не учили импровизации. Отброшу такие очевидные и "неразрешимые" вещи, как недостаток таланта, несговорчивый характер или ещё что-нибудь в таком же роде.

1. Повальная "одноголосность" школ импровизации. Для реализации даже имевшихся бы навыков потребовался бы аккомпаниатор, либо пришлось бы играть под механический роботизированный минус. Играть на классической гитаре в одноголосии — преступление против инструмента :). Чаще всего так не делают даже при игре ансамблями (при желании исключений можно найти навалом, но всё же это не норма). Играть под минус с "роботом" — тоже преступление, по большому счёту, т.к. это мёртвая музыка.

2. Подавляющая часть музыкального материала в школах импровизации просто не устраивает. Хоть авторы школ часто и пишут, что "мои примеры и методы годятся для многих стилей", это лукавство и неправда. Импровизатор — это человек, работающий в определённом, узком стиле. Хроматические джазовые запилы на фоне альтерированных терцдецимаккордов, от которых сводит скулы, любят не все. Блюзмен, которого попросили сыграть Шопена, всё равно будет играть блюз, причём совершенно определённого толка (ибо ничего другого он не умеет), или просто пошлёт просящего на три буквы.

3. Повальная нацеленность школ импровизации на совершенно "технократическую" мелодизацию гармонии (игровые зоны, боксы и прочая мутата), уверенное забивание болта на такие вещи, как развитие темы, осмысленность музыкальной формы и т.п. Бибоп любят не все. Подавляющее большинство примеров музыкальных фраз в книге "Мой метод" — это непрерывное долбление шестнадцатыми.

4. Дикий шаг назад в музыкальном плане для уже что-то играющего человека. Чтобы освоить "музыкальный язык" импровизации, нужны годы. Попытка игры нелепых обрывков фраз будет напрягать, когда рядом лежат готовые ноты той музыки, которая нравится. За время, которое потребуется для освоения/изучения нескольких ликов, можно выучить и подготовить прекрасно звучащую, законченную пьесу. А можно и аранжировать самостоятельно такую пьесу. Пьеса — это готовый номер, а даже пять-десять ликов — это ничто, это ещё не музыка.

P.S. Ну, думаю, чтоб поржать, я уже достаточно написал ;).

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Я взял упомянутый выше лик Бадена Пауэла и поиграл его несколько дней. Составил ещё два своих варианта, отличающиеся от первоначального. При этом мои варианты получились в "универсальной" аппликатуре на закрытых струнах, пригодной для любой тональности. Погонял в паре тональностей. Короче, я изучил этот лик, всё по-честному. И что же? Он мне в доску надоел :D. Я не хочу его больше играть. Я не представляю, зачем этот лик или его модификации нужно включать в другую музыку (в свои будущие импровизации, например), т.к. это будет просто дико скушно. Зачем повторять то, что уже было сыграно?
Если лик надоел то его повторять не нужно. Лик - это все равно что еще один прием в твоем музыкальном арсенале, ты волен не применять его вообще никогда, особенно если он тебе разонравился. Лично у меня во время импровизации или сочинения возникают ситуации, когда я чувствую, что лик (его вариация или фрагмент) наиболее точно соответствуют моему представлению о дальнейшем развитии мелодии. В таком случае я применяю его, адаптировав к текущим условиям. То есть в моем случае лики сидят в голове и ждут своего часа  :).

Цитировать
Представляю себе писателя, который один раз написал роман, а затем дёргает абзацы из него, модифицирует их и клепает таким образом новые романы.

Тут уместно говорить про приемы, а не про конкретные абзацы. И если ты займешься литературной аналитикой, то к своему удивлению обнаружишь, что у великих писателей всегда есть свои излюбленные приемы, которые собсно характеризуют его собственный стиль письма.

Цитировать
Представляю себе блюзмена, который гоняет похожие фразы из песни в песню, из альбома в альбом...
Зачем представлять? Бери любого  ;).
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2011, 19:20:36 от Евстафий »

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3199
Играть на классической гитаре в одноголосии — преступление против инструмента :).

Почему? Из-за того, что не при этом не раскрываются все возможности инструмента?
Когда я занимался академической гитарой, то помимо классики мы с преподом играли и одноголосными линиями - джэмы в стиле фламенко.