Я, кажется, могу сформулировать, что же меня лично "тормозит" в плане импровизации.
Изучение ликов, я так понимаю — необходимая вещь для импровизации, без этого импровизация просто немыслима.
Ведь ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что импровизация строится из отдельных заранее подготовленных блоков.
(В.Молотков, из предисловия к книге Бойко "Мой метод".)
Я взял упомянутый выше лик Бадена Пауэла и поиграл его несколько дней. Составил ещё два своих варианта, отличающиеся от первоначального. При этом мои варианты получились в "универсальной" аппликатуре на закрытых струнах, пригодной для любой тональности. Погонял в паре тональностей. Короче, я
изучил этот лик, всё по-честному. И что же? Он мне в доску надоел
. Я
не хочу его больше играть. Я не представляю,
зачем этот лик или его модификации нужно включать в другую музыку (в свои будущие импровизации, например), т.к. это будет просто дико
скушно. Зачем повторять то, что уже было сыграно?
Представляю себе писателя, который один раз написал роман, а затем дёргает абзацы из него, модифицирует их и клепает таким образом новые романы. Представляю себе блюзмена, который гоняет похожие фразы из песни в песню, из альбома в альбом... Про него наверное скажут, что у него "свой стиль"... Я не могу понять, зачем это мне (на всякий случай: другим не запрещаю
).
Многократно играемое произведение, нота в ноту — это как перечитывание хорошего романа. Ну, надоело — взял другой роман. Через год можно снова вернуться, "перечитать", найти что-то новое для себя (да и сыграется эта вещь значительно лучше, легче) и т.д. Но что такое импровизация, я пока не догоняю... Что-то вроде чтения телефонного справочника в произвольном порядке страниц, с изменением номеров телефонов на ходу...
... и добавил:P.S. Кто про что, а вшивый — про баню
.