Наткнулся намедни на занимательную книжку, размещенную в открытом доступе на сайте г-на Травникова.
Значится она (книжка) там как "Книга Рамиреса" в переводе Станислава Горденко
Вот ссылка для тех, кому интересно:
http://www.almansaguitarras.ru/Download/Ramirez.pdfКому не интересно книжки читать приведу несколько выдержек из этой книги по теме. Это мнение Хосе Рамиреса III о кедре.
"Красный кедр (Thuja Plicata, туя складчатая) ... сильно походит на так называемую Немецкую ель, более точно именуемую «Picea Abies», то самое дерево, которое используется для производства верхних дек струнных инструментов с незапамятных времен."
"Я мог бы продолжить разглагольствовать по поводу этих неинтересных сведений, но, поскольку я не желаю потерять внимание читателя, я ограничусь выражением своих ощущений, основанных на моем опыте работы с этими типами древесины. Я считаю Европейскую Ель и Тую Складчатую двумя прекрасными сестрами, одна из которых блондинка, а другая брюнетка; одна европейка, а другая – американка, однако я, признаться, отмечаю брюнетку, хотя, тем самым, вовсе не отодвигаю блондинку. Вот как я это вижу, и на самом деле не столь важны имена, которые мы им даем."
"До меня дошли ошибочные мнения некоторых «знатоков», что гитары, построенные из красного кедра (туи складчатой, прим. перев.), теряют звук после нескольких лет. Эти заявления – страшная клевета против этой красоты, которые, к счастью, я могу опровергнуть неопровержимыми свидетельствами.
Несколько концертных исполнителей и преподавателей консерватории, с которыми я остаюсь в близком контакте, имеют несколько гитар, которые впервые были сделаны с декой из туи складчатой; их звук становится лучше с каждым днем, а им уже восемнадцать лет и более.
В моей коллекции есть гитара, сделанная в 1967 году из этого вида древесины, которой маэстро Сеговиа пользовался два года и с которой он дал незабываемый концерт в Королевском театре Мадрида 11 декабря 1967 года. По этому случаю Министерство Образования и Науки наградило маэстро золотой медалью за его деятельность; так вот, гитара, на которой он играл, сегодня звучит еще лучше. Этой гитаре уже 17 лет, и я могу ее предложить попробовать любому, желающему удостовериться в правоте моих утверждений."
"Сказать по правде, есть много производителей гитар, которые продолжают использовать ошибочную технику слишком сильного утончения верхней деки. (То же делается и со скрипками, причем очень часто; прим. перев.) При этой технике, единственное, что сразу добавляется, это мощный, но металлический и сухой звук, однако исключительные вибрации в скором времени заканчиваются по мере уставания структуры древесины, звук ослабевает. Как бы то ни было, это случается вне зависимости от того, ель или кедр (будем использовать общепринятое в мире гитары название, прим. перев.) использованы для инструмента, построенного по этой технологии."
"Я полагаю, что несправедливо приписывать неудачи и недостатки дереву, привлекательному во всех отношениях; эти недостатки имеют причиной неправильную конструктивную технику, и я абсолютно уверен, что если бы кто‐то похожий на Страдивари мог бы иметь возможность знать это дерево, он мог бы использовать его для многих своих скрипок.
Я хочу объяснить, что вышесказанным вовсе не имею намерения возвысить тую (кедр) по всем оценкам выше в ущерб ели, мотивированный неким тайным интересом, поскольку я использую оба вида древесины; хотя я чаще применяю тую (кедр) по причинам запросов клиентов или техническим соображениям. Все, что можно было сказать о ели, было сказано сотни лет назад, и, я думаю, правильно сказать кое‐что в пользу туи (кедра), которая почти беззащитна от необоснованных атак из‐за своей явной юности."
Если кого-то заинтересовали выдержки - можете почитать книжку далее. Там есть еще не одна тема, например, следующий раздел - "Палисандры"