ох, уж не знаю - со мной, делающим первые шаги в анализе гармонии, какая тут дискуссия получится...
Важнее слышание - знание в нем. А это у Вас есть. А без слышания и проблем бы не было - объясняй как хочешь - насколько фантазии хватит. А вообще иногда и начинающий (это все-таки не про Вас, а вообще) может так задать вопрос, что начиная отвечать на него, сам в чем-то разберешься )).
В данном случае я имел в виду свою, на данный момент, полную неспособность услышать их родство, несмотря на принадлежность родственным тональностям (наверное, это недостаток практики).
В этом и проблема - однотерцовые тональности не такие уж и близкие.
А вот D в 4 такте Вы как слышите?
Да, если с точки зрения "слышания", то, я уже написал: вроде Bb разрешается в D, как bVI - I п.
В сфере влияния одной из этих тоник, или нет? По мне - что (e): bVII посреди до-минорного (допустим) окружения, что невесть откуда взявшаяся
Думаю, что этот аккорд (D) обладает определенной степенью тоникальности (особенно если сыграть
|Em|Eb|Bb-C|D |). Но и аккорд bVII в минорах или V в мажоре в переменной ладовой гармонии часто становятся временными тониками. Этот топик начался как раз такой переменно ладовой гармонии.
Кстати, вот еще "джазовая" трактовка начала (D): ii-bII-bVI-I (c): bVI-(bIII)-i-bVI-V
Нет, мне не нравится такая трактовка - я не слышу там джаза...
и главное ,куда ведущая двойная доминанта (c): II - выглядят одинаково нелепо...
Верно, двойная доминанта должна бы вести в доминанту. Но я написал об альтерированной субдоминанте, которая вполне логично может идти в субдоминанту (s bVI). Хотя, конечно, все это натяжки - все термины тональной функциональной системы Мажора и Минора. (Здесь терминологическая путаница, поэтому, говоря о европейской тональной системе, в основе которой лежит мажор И минор, лучше говорить "мажорНо-минорная" система, а еще лучше "мажорная и минорная системы", Мажор и Минор, а говоря о ладовом смешении мажора и минора - мажоро-минор, мажоро-минорный лад ("синтетический лад","составная структура" или "расширенная", "объединенная" тональность, "взаимопроникновение мажора и минора"). Очень часто можно встретить термин мажоро-минор в разных смыслах.
К сожалению, эта путанница в терминах идет "сверху". Вообще, читая разные книги по гармонии, выясняешь, что наука эта в целом довольно слабо разработана. То есть то, что касается учебнык рамок функциональной гармонии, все достаточно проработано, но стоит сделать шаг за рамки и тут начинается некоторая неразбериха, самодеятельность и споры. Это на уровне "академиков", а что же говорить о простых смертных?...Gm ,где Ab - видоизмененная доминанта (как ее назвать-то, тритоновой заменой D или "неаполитанским"?).
Опять-таки, смотря чьей терминологией пользоваться - для джазменов - тритоновая замена (доминанта), для классиков - неаполитанский(субдоминанта). Но есть обоснованное мнение, что корни неаполитанского аккорда - во фригийском ладу, и раз уж функциональная система где-то отдыхает, то я думаю, что это фригийская вторая, ладовый неустой.
В конце концов анализируем мы не джаз и не классику.
Вообще, "фригийский оборот" i-bVII-bVI-v в классике (самое забавное - в натуральном миноре) - это рудимент модальной музыки, но там тоника-то, как раз эта "v".
Отсюда следующая мысль.А почему не Соль?
Во-первых, это в принципе не особо что-то меняет: Ре в Соль, что DD-D, что D-T. Во-вторых, все-таки на слух тоника - Cm, хотя G тоже обладает некоторой степенью тоникальности, но скорее как при остановке на доминантовом трезвучии в половинном автентическом кадансе.
Короче, надо еще крепко подумать и разобраться в ощущениях
Вот-вот, у меня такая же мысль. Давно уже ))
PS вопрос возник по ходу: когда следует употреблять термин мажоро-минор, а когда миноро-мажор?
Понятно, что речь идет о смешении, да? При смешении какое-то одно наклонение главное. В данном случае, понятно, что, если решаем, что тоника До минор или Ми минор, то это будет миноро-мажор. Думаю, что Соль здесь не выглядит, как главная тональность, хотя относительно Соль было бы тоже удобно записать
vi - bVI - bIII - V - bII - (bVI) - iv.
Кстати, при таком раскладе похоже на Evanescence - Call Me When You`re Sober
| Em | C | Em | Eb | G | Cm | G |
vi IV vi bVI I iv I
А в общем, не всегда с полной уверенностью можно сказать "мажороминор" или "миноромажор" (мижороманор"
), да и ладно, какая разница, что в лоп, что полпу...
Думаю, если писать ступени относительно одной тональности, то наиболее удобна(наглядна) запись относительно G, а наиболее "правильная" - относительно С.
Кстати, вот и ответ на вопрос, почему традиционная классическая ступеневая не всегда работает и для практика может быть неудобна. Мы еще не знаем в точности как трактовать эту последовательность, но уже можем записать ее ступенями относительно любой тоники, и другой человек может это однозначно прочитать. В классике в этом случае была бы неоднозначность и неразбериха - без дополнительных пояснений не обойтись.