Автор Тема: Гармошки (гармонические обороты, последовательности)  (Прочитано 112716 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
я к тому, что стоит ли углубленно вдаваться изучению теории, заниматься анализом и разбором произведений и тп.. с целью написания муз. произведений по "математическим" формулам, которые будут иметь успех и тп.
Так бы и спросил. А получается, ты на моем же творчестве собираешь мне доказывать, что никакое знание теории не помогают мне создать "шедевр". При чем заранее настроен на критику.
Я и написал, что "шедевры" я начал сочинять еще до того, как узнал названия аккордов, не говоря уж о гармонии. Точнее сочинять я стал, когда мне показали первый аккорд До мажор и я нечаянно поставив не туда пальцы, получил Fmaj7.
Так что знание гармонии не связано с сочинением. Счинение - это другая область: воображение, креативность и тд.
А вот чтобы понять чужую музыку ,или исполнять, или сделать аранжировку, обработку или просто снимать или слышать рилтайм при игре с другими музыкантами помогает. То есть это развивает теоретическую подкованность и гармонический слух, который, кстати, в иерархии "слухов" стоит выше звуковысотного и мелодического.

Насчет сочинения, возможно все наоборот - чем больше знаешь, тем труднее сочинять и слышать оригинально. Вот последний пример с Битлз - эти гармонии не от знания, а просто человек переставлял аккорды... Но все "переставляют", а услышал в этом музыку - он.
Цитировать
прости, если чем-то задел, совершенно не собирался, скорее я не те слова подобрал..
Так и быть, просто ради того, чтобы не выглядело, что я только говорить горазд - вот пример моей гитарной акустической пъески. Мидюк почти не обработан.
« Последнее редактирование: Августа 12, 2008, 22:54:34 от eye »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Кстати, знание нот так же мешает непосредственному восприятию звуков. Я заметил, что перестройка гитары в необычные строи ( то есть привычные ноты моментально "исчезают" с грифа) лишает возможности пользоваться привычными шаблонами (они правда быстро нарабатываются вновых строях), освежает слуховое восприятие и стимулирует поиск интересных гармоний, звучаний и тд.

Цитировать
а может действовать по-другому - я напишу просто музыку так, как мне слышиться/видится

Давай, конечно. Только никто чего-то у нас практически не пишет, условно говоря, за рамками "Em-D-С" или "Am-Dm-E7", хоть и знания нулевые. Либо дерут у фирмачей.

А топик этот, во-первых, для тех кому интересны гармонии, во-вторых, для тех, кто не может вырваться за эти "Em-D-С", в-третьих это способ меня себя заставить работать ))
« Последнее редактирование: Августа 08, 2008, 16:34:50 от eye »

Оффлайн Dee...

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 222
  • 8-91б-42О-б5-бЗ
спасибо! интересная музыка, я бы еще послушал твоего чего-нибудь с удовольствием
я конечно пишу не так разнообразно в плане гармонии, но и совсем в другом стиле


« Последнее редактирование: Августа 08, 2008, 18:48:03 от Dee... »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx

Похожая последовательность есть в вещи Oregon "The Silence of a Candle"
Правда здесь тоника минорная, но это нас на 13й странице топика уже не должно пугать :)
      (Em - D - C) -   Em - D -   C   - Bb - A
(e:) (i - bVII - bVI) - i - bVII - bVI - bV - IV
Оно не то, чтобы пугает, а просто в данном случае производится совершенно иной эффект. В  "The Silence of a Candle" сначала я слышу однозначно натуральный Ми минор (Em - D -   C), а потом вдруг появляется довольно резко звучащий аккорд bV, нарушающий распознанную слухом диатонику. На лицо конфликт.
В случае с "I am the Walrus" никаких тональных нарушений я не чувствую - слух доверчиво следует за гармоническими сменами, не делая никаких предположений, а от того не  спотыкающийся о неожиданную гармонию. Конфликта нет. Так можно было бы и по тонам двигать мажоры - вместо E взять Eb, или после G взять не F, а F# ))
А можно было бы продолжить после D  сыграть C. Что они в коде и делают.
Можно считать, что в этом отрывке каждый новый аккорд или пара аккордов - новая тональность, а точнее модальность. Само по себе секундовое движение - модально. Принцип тональности с его центральным элементом не работает. Вместо тоники есть финалис - им может быть любой аккорд, на котором завершится последовательность. Вместо вертикального принципа функциональных кварто-квинтовых гармонических отношений здесь работает, как мне кажется, горизонтальная модально-мелодическая связь аккордов на основе ленточного параллельного многоголосия и опирающаяся на энергию нисходящего поступенного движения (ето нада в цетатнег!). Во, погуглил -"ленточное многоголосие линеарного типа".
Это как гармонизовать какую-то мелодию только параллельными мажорными аккордами или параллельными аккордами любой другой структуры. Самые простые случаи - гармонизация ступеней диатонического звукоряда или пентатоники.
Аккорды мажорной и минорной пентатоник:
С Eb F G Bb
C D  E G  A
"Модусы"
С D F G A
C D F G Bb
C Eb F Ab Bb
 
Использование квинт - Паверкордов, которые по сути своей "мажоры" (из-за обертона) упрощает использование этих модальных параллельных гармоний и на них строится много роковой музыки. Правда все-таки с центральным тоном, который приходится удерживать постоянным навязыванием при помощи открытой Мю )) Иначе вся система может поплыть куда угодно - при желании смена тоники происходит элементарно - "играли Ми, а теперь давайте долбить Соль" -  и они никак не связаны параллельностью, так как на E5 играли Ми минорную 5-ку, а теперь на G5 - Соль-минорную пентатонику.
« Последнее редактирование: Августа 09, 2008, 09:37:00 от eye »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
  Вот, кстати, обзор, где разложено по полочкам по академической музыке (просто, чтобы знать чего, где бывает):

========================================================================
Барокко: модальная гармония, гетерофония, полифония свободного письма, гомофония.
Венский классицизм: функциональная система классического мажора и минора (XVIII – начало XIX века), гомофония, аккордика, мелодика, жанры, фактура, полифония.
XX век: моноаккордика.

     Композиторы: Монтеверди, Рамо, Куперен, Люлли, Букстехуде, Бах; Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Слуховой анализ. Звукоряды в модальных структурах, характерные мелодические и гармонические модальные обороты (начальные, серединные, заключительные – клаузулы), модальные функции (простые и составные). Мажорные и минорные звукоряды в тональных структурах. Отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Постепенная модуляция в отдаленные тональности. Аккордика терцовая вне ладотональности и в ладотональности. Полигармонии, в том числе: аккорд с чуждым басом, аккорд с чуждым интервалом и полиаккорд вне ладотональности. Неаккордовые звуки в разных голосах. Эллипсис, многотерцовые созвучия и нетерцовые моноаккорды (квартовые, квинтовые, секундовые). Терцовые аккорды с добавочными и заменивши тонами.
==================

Романтизм: функциональная система мажоро-минора (одноименный, однотерцовый, одноименно-однотерцовый); модально-тональные гармонические явления; аккордика, мелодика, жанры, фактура; гомофонный склад, полифонический, гетерофонный.
XX век: моноаккордика в линеарной гармонии; полиаккордика.

     Композиторы: Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Вагнер, Григ, Дебюсси.

     Слуховой анализ. Звукоряды мажоро-минора (одноименный, однотерцовый, одноименно-однотерцовый), звукоряды в модально-тональных структурах («средневековые», гемиольные, ангемитонные). Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп. Энгармонизм малого мажорного и уменьшенного септаккордов. Аккорды с модальными тонами в функциональных отношениях нелинеарного типа (дорийская субдоминанта, миксолидийская доминанта и др.). Аккорды с двумя добавочными или заменными тонами. Неаккордовые звуки во всех голосах. Новофункциональные образования: терцовые ряды (диатонические и хроматические), квинтовые ряды, функциональные дубли, хроматические медианты, тритонанта. Монотональная полигармония в диатонической и мажоро-минорной тональности в гармонических оборотах. Сокращенная модуляция в отдаленные тональности. Энгармоническая модуляция (мМ7 , ум.7). Моноаккорды нетерцового строения в простейших схематических линеарных последованиях (проходящие вспомогательные обороты, обороты типа скачок с заполнением, опевание. Эти и другие обороты взятые порознь и в сочетании друг с другом). Полиаккорды терцового, нетерцового строения (моноинтервальные и полиинтервальные) вне ладотональности.
=============================

Русская музыка XVIII – XIX веков: система русских ладов: обиходные лады (большой, малый и укосненный), модальная гармония (обиходные лады, эолийский, ионийский, дорийский, переменный и другие; переменность опор-центров и звукорядов); классическая функциональная система в русской музыке XIX века (аккордика, мелодика, жанры, фактура); функциональная система мажоро-минора (одноименного и одноименно-однотерцового); полигармония; новомодальная гармония в произведениях второй половины XIX столетия.
XX век: моно- и полиаккордика в линеарной гармонии; интервальные группы, серийные структуры.

     Композиторы: см. произведения из «Новых памятников знаменного распева» MB. Бражникова, «Октоиха. Нотное приложение» и др.; Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Танеев, Рахманинов, Скрябин.

     Слуховой анализ. Звукоряды обиходных ладов, диатонических (постоянные и переменные), мажоро-минора (одноименного, однотерцового, одноименно-однотерцового), гемиольные, ангемитонные, хроматические симметричные (целотоновый, тон-полутон). Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп. Аккорды с модальными тонами в функциональных отношениях нелинеарного типа. Аккорды с добавочными и заменными тонами. Неаккордовые звуки во всех голосах. Новофункциональные образования: терцовые ряды, квинтовые ряды, секундовые ряды (ленточное многоголосие линеарного типа. Уменьшенные созвучия, малый мажорный септаккорд, увеличенное трезвучие и другие в качестве аккордов-дублировок), функциональные дубли, хроматические медианты. Сокращенная модуляция в отдаленные тональности. Внезапные модуляции (энгармонизм мМ7 , ум.7, м.ум.7, ув.35). Полигармония монотональная в оборотах с тоникой в одноименном и одноименно-однотерцовом мажоро-миноре. Моноаккорды нетерцового строения в линеарно-гармонических оборотах из художественной музыкальной литературы. Полиаккорды нетерцового и смешанного типа (с терцовыми субаккордами) в простейших схематических оборотах .
=========================

 Западноевропейский романтизм и русская музыка XIX начала XX столетий: функциональная система полного мажоро-минора (одноименно-однотерцового) в ее дальнейшей эволюции; хроматическая тональность с диссонантным центральным элементом (полизвукорядная, хроматическая не мажоро-минорного типа -"ладонейтральная"); диатоническая и мажоро-минорная тональность в наиболее важных типизируемых состояниях; новомодальная гармония; моно- и полиаккордика различной структуры в линеарной гармонии (продолжение темы 3 семестра); техника интервальных групп; серийная техника; мелодика, жанры, фактура.

     Композиторы: Дебюсси, Равель, Лядов, Скрябин, Стравинский, Шенберг, Веберн.

     Слуховой анализ. Звукоряды диатонических, хроматических ладов – гемиольные, ангемитонные, симметричные и несимметричные однооктавные и многооктавные). Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп с участием добавочных и заменных тонов. Повторение тем: аккорды с модальными тонами в различных функциональных отношениях, новофункциональные образования, сокращенные и внезапные модуляции. Полигармония в полном мажоро-миноре в разных функциональных оборотах. Хроматическая тональность с диссонантным центром (уменьшенные аккорды; трезвучия с секстами и квартами; малые септаккорды с мажорным трезвучием, с большой терцией и тритоном, с увеличенным трезвучием, с большой терцией и расщепленной квинтой, с ноной; увеличенное трезвучие с добавочными тонами; мажоро-минорное трезвучие и септаккорд мажоро-минорный с ноной). «Рыхлая тональность», «диссонантная тональность», «парящая тональность», «инверсионная тональность», «переменная тональность», «многозначная тональность» в примерах из художественной музыкальной литературы.
=====================
     
Западноевропейская музыка XX столетия. Хроматическая тональность в важнейших типизируемых состояниях с консонантным и диссонантным центральным элементом. Полимодальная гармония. Моно- и полиаккордика различного строения в гомофонных структурах – монопластовых и полипластовых. Техника интервальных групп. Серийная техника. Пуантилизм. Мелодика, жанры, фактура.

     Композиторы: Дебюсси, Равель, Мийо, Пуленк, Шенберг, Веберн, Берг, Барток, Хиндемит, Мессиан.

     Слуховой анализ. Звукоряды диатонические и хроматические (гемиольные, ангемитонные, симметричные и несимметричные, однооктавные и многооктавные). Хроматическая тональность: аккорды терцового и нетерцового строения в соотношениях с тоникой (консонантной и диссонантной); неаккордовые звуки во всех голосах; аккорды с добавочными и заменными тонами – диатоническими и хроматическими. Характерные гармонические последования в хроматической тональности «переменного типа», «рыхлого типа», «инверсионного типа» (диссонантный центральный элемент, диссонантная тоника). Полиаккорды нетерцового и терцового строения в гомофонных структурах (монотональных, политональных) и в линеарных. Полимодальные многоголосные фрагменты (гетерофония, полифония) диатонического и условно диатонического звукорядного содержания, а также как сочетание ангемитонных ладов с диатоническими и условно-диатоническими. Интервальные группы (3-4 группы) из двух-трех интервалов в фрагментах с двух- и трехголосной структурой (протяженность – 3-5 тт.). Серийные построения (двух-, трехголосие) с интонационным материалом "новотонального" содержания. Серии в разных формах и позициях. Двухголосные серийные построения с тенденцией к амелодическому – дискретному содержанию. Изложение: схематическое, ритмизованное, с динамическими и агогическими указаниями.

===============================
Отечественная музыка XX столетия: хроматическая тональность в важнейших типизируемых состояниях с консонантным и диссонантным центральным элементом. Полимодальная хроматическая гармония. Моно- и полиаккордика разного строения в гомофонных моно- и полипластовых структурах. Техника интервальных групп. Серийная техника. Пуантилизм. Мелодика, жанры, фактура.

     Композиторы: Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Свиридов, Денисов, Губайдулина, Шнитке, Слонимский, Гаврилин и др.

     Слуховой анализ. Полимодальные линеарно-мелодические фрагменты из художественной музыкальной литературы в многоголосии диатонического, условно диатонического, ангемитонного – диатонического и хроматического – звукорядного содержания, а также с различными симметричными и несимметричными хроматическими модусами. Полимодальные линеарно-гармонические небольшие обороты в один или два такта с интервальной и аккордовой дублировками отдельных голосов (модусы диатонические и хроматические). Интервальные группы (3 – 5 групп) из двух-четырех интервалов в фрагментах с трехголосной структурой. Протяженность фрагментов – 4-5 тактов. Серийные трехголосные построения "атонального" и тонального типа. Пуантилистические фрагменты в схематизированном и художественном вариантах.

(Шульгин  Д. Из программы для высших музыкальных заведений "Сольфеджио (барокко, классицизм, романтизм, современность)". Цитата из dishulgin.narod.ru/Metodika/ProgSolf.doc

« Последнее редактирование: Августа 13, 2008, 23:29:14 от eye »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
До мажорная прелюдия Баха. Забавно, никогда не встречал ее записанную "эстрадными" буковками - неужели это сделал первым я?  ))
Все очень просто:
| C      | Dm/C | G/H | C    | тт 1-4
| Am/C| D/C   | G/H  |C/H |     5-8

|Am7  | D7  | G   | C#o/G    |     9-12
|Dm/F | Ho/F  |C/E | F/E   |     13-16

|Dm7   | G7   | C       |C7  |   17-20
|Fmaj7 |F#o  |Dø13/Ab |G7  |   21-24

|C/G  | G7sus4 | G7  |Ebo/G |  25-28
|C/G  | G7sus4 | G7  | C7     |  29-32
|F/C  | G/C |C  ]|                     34-35


А это цифровка. Там отклонения в тональности D и S.

|  I    | ii/7   | V/3      | I        |   тт 1-4   = (C): |  I    | ii/7  | V/3   | I           |
| vi/3 | II/7  |V/3      |I+7/7  |       5-8   = (G): | ii/3 | V/7  | I/3    |IV+7/7  |

| vi7   | II7   | V        | Vo       |      9-12 = (G):| ii7   | V7   | I    | (d):viio/5  |
| ii/3  | ivo    | I/3     | IV+7/7|      13-16=       | i/3=ii/3(C):| viio/5 | I/3    | IV |

| ii7     | V7     | I            | I7    |    17-20  =  | ii7    | V7     | I      | I7=(F):V7|
| IV+7 | #ivo  | iiø13/5   | V7    |    21-24  =  | I+7=(C):IV+7 | #ivo  | iiø13/5   | V7    |

| I/V   | V7sus4| V7      |#ivo/7/V|  25-28   (C): ....
| I/3/V| V7sus4| V7     | I7          |  29-32
| IV/I  | V/I      |  I      |                  34-35


« Последнее редактирование: Января 16, 2020, 04:55:08 от eye »

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2721
На днях пытался снять гармонию песни Dying for you love товарища Steve Vai. До конца правильно снять так и не смог. Поэтому предлагаю сделать это всем вместе.

Вот ссылка на песню:

http://webfile.ru/2197667


А вот приблизительно то, что у меня получилось.

1. Интро.
||: G5 | G5 | G5 | G5 :||

2. Куплет ( и началось...)
|G - Gdim| F+5 9 - G6| G - Gm7(6) | Ab+5 (b3) - G 11|
      (A7/G)

|G - Gdim | C/G - G| A7/G | F+5 |

|Gm | G dim| A7/G| Hm11 (3/4 такта) - D dim (1/4 такта) |

|D dim/G| A7/G (3/4 такта) - G (1/4 такта)|

3. Припев (снято поверхностно).
 | D dim/G | G|
 | D dim/G | % | G | % |

Что обратило на себя внимание в целом. Большинство аккордов привязано к басу G (Соль). Если я правильно понял, данный приём называется Тональная ось (Pitch Axis).

Цифра 1. Гармония вступления основана лишь на одном безтерцевом аккорде G5. Мне там слышится минор. Тем более второй оборот вступления обыгрывается интересным минорным ладом с восточным колоритом:
соль - ля - сиb - до# - ре - ми - фа
 1        2     b3    #4       5     6    b7
В принципе, по составу этот лад совпадает с Соль дорийско-блюзовым минором с пропущенной чистой квартой:
соль - ля - сиb - ре b - ре - ми - фа
1         2     b3     b 5    5     6    b 7
Но мне ощущается здесь именно полный семиступенный звукоряд без пропущенных ступеней, включающий увеличенную кварту и чистую квинту, а не "неполный" " блюзовый" лад с уменьшенной квинтой и чистой квинтой.
Этот же лад можно получить если сыграть Гармонический Ре-минор от кварты - Соль. Фокус в том, что тоникой является Соль, а не Ре.
2. Куплет... Что-то сложно вышло. Как уже говорил, большинство аккордов привязано к басу G (Соль). Если я правильно понял, данный приём называется Тональная ось (Pitch Axis).
3. В припеве на фоне аккордов D dim/G  и G   идёт голосоведение вверх с альтерацией ступеней. Но что там именно доподлинно происходит, я, к сожалению, не расслышал.

За сим прошу всех поснимать и проанализировать гармонию этой песни.
« Последнее редактирование: Сентября 01, 2008, 11:04:35 от Greeboss »

Оффлайн Сержио

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 205
  • чушь
вот в другой ветке уже создавал тему, никто не ответил.

Песня вся на стандартных оборотах и я частично вроде снял её, но какие-то расхождения местами, аккордов с бас-гитарой, не пойму в чём тут дело :)
Если кому не лень, помогите пжлста полностью и правильно гармонию подобрать.

Тут мп3шка http://slil.ru/26092147 тут видео  http://www.youtube.com/watch?v=iyRPfK-U0Oc

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2721
я частично вроде снял её

Ну, тут такая "типо традиция" выкладывать для начала свою хотя бы "рыбу" гармонии, пусть и не до конца верную. Тем более что ты её частично нял. Давай, выкладывай, что у тебя получилось.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Сержио, Greeboss, к сожалению сейчас некогда посмотреть вещи, отъезжаю

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2721
eye, тогда будем ждать вашего возвращения и помощи. :)

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
вот в другой ветке уже создавал тему, никто не ответил.

Brand New Heavies - Never Stop
0) 1-4 тт drms
1) 5-16 тт
[| (Em7) F#m/E  G/E | (%) F#m/E Em | (%) F#m/E  G/E |(%) F#m G |

2) 17-24 тт
[|: (Em7) F#m/E  G/E | (%)  F#m/E  G/E | (%)  F#m/E  G/E | 1. A/H H7/9 :]|
                                                                                          | 2. H7(+9+5) H7+9+5/G |

3) 25-33 тт
|[ Gmaj7 | F#7(+5-9) | H9sus4(=A/H) | H7(9) |
 | Em9    | A13           | Dmaj7(9)        | H7(+9+5) |

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2721
eye, c возвращением!

А "Dying for you love" Стива Вая можете посмотреть?

Ссылка на песню ещё рабочая:
http://webfile.ru/2197667


Мой приблизительный анализ гармонии я выложил несколькими постами выше ( Ответ #201).

Спасибо!

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
А "Dying for you love" Стива Вая можете посмотреть?
Там с "посмотреть" не отделаешься. Слишком много всего, чтобы точно понять - это надо снимать всю аранжировку и анализировать партитуру, что потребует много времени и желания. Пока я не чувствую "вдохновения" на такую работу. :)

Оффлайн jitoff

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 125
может быть у кого-нибудь из господ теоретиков появится вдохновение на то чтобы проанализировать вот это? :)

http://www.youtube.com/watch?v=Krledk_WDxI

было бы интересно посмотреть что получится.