Tigran
Ок, я объясню немного развёрнуто, как я это воспринимаю.
Учится парень играть на гитаре, что он играет? Понятно - своих кумиров, что-то что наиболее реально можно сыграть в обозримом будущем. А это, в основном, околоблюзовый рок, в моё время это были Cream, Zeppelin, Hendrix. Это было то, что я мог хотя бы попытаться сыграть. Сейчас добавились тяжёлые группы типа Метлы, у которых есть вещи типа Enter Sandman - ещё и их разбирают. А соляки там - сплошная пентатоника, за ооочень редкими исключениями. Вот и ложится она в основу, "въедается" в пальцы. Дальше, если пустить на самотёк (как большинство и делают), получится то, что видим - 90% всех соло - пентатоника. Да, они выражают свои мысли и чувства (вроде), но получается только то, что пальцы могут. Это как рисовать только зелёной краской. Некоторые понимают, что звучат скудно и пытаются примешать к этому что-то типа "интересное" и/или "модное" - выучивают пару ладов, арпеджио и т.д. Но в базе остаётся опять же только пентатоника. Kак только эти пара гамм заканчивается - опять пентатоника. Альтернативным вариантом пентатоники, немного более продвинутым, мне представляется неоклассика - гармонический минор со стандартными арпеджио: минорными, мажорными и уменьшенного септаккорда. Kороче - Мальм. И в конце всё это соединяется, получается пентатоника с неоклассикой.
У меня в начале было то же самое: пентатоника и мальмовские пассажи. А потом это мне настолько надоело, что я себя просто заставил неделями играть только в определённых других ладах. Неделя - дорийский (с соотв. арпеджио), следующая - лидийский или миксолидийский, в общем и т.д. Через некоторое время начинаешь чувствовать, что уже звучишь лучше. Инструментов больше - есть из чего выбирать и к той же пентатонике возвращаешься, но уже гораздо реже и всё чаще в виде того же дорийского лада. Но что плохо - всё в конечном итоге упирается в конкретные фразы, в конкретные аппликатуры. Опять чувствуешь себя зажатым в эти рамки, мне представляются такие решётки, по рёбрам которых бегаю, как ступил между ними - проваливаешься. Kуда - неизвестно, может получится хорошо, может лажа. Но плохо что - непредсказуемо!
Допустим играешь-играешь, остановился на 4-м пальце и чувствуешь, что сюда бы хорошо вписалось "вон то" арпеджио, да вот незадача - его мы разучивали не с 4-го пальца, а с 1-го. Поменять палец - теряешь время, ритм нарушается. Не меняешь - не сможешь сыграть. И дело даже не в том, чтобы повторить фразу в точности, каркаса этого арпеджио нет - он там - "в первом пальце".
Поэтому я начал строить аппликатуры всех ладов, всех типов фраз так, чтобы использовать их в любой ситуации, с любого пальца. Плохо то, что чересчур много их - надо унифицировать. Kак я это пытаюсь делать - сейчас об этом не буду - много времени займёт. Но то, что унифицировать надо - очевидно, иначе комбинаций просто чересчур много. Вот и обсуждаем.
И последнее - обыгрывание аккордов. Самая тяжёлая тема. Kак импровизируют почти все гитаристы? - Реальная смена лада происходит (в лучшем случае) в наиболее болезненных точках - при модальных сменах аккордов, когда альтернативы просто нет, аккорды почти не перекрываются. А в остальном - гоняют одни и те же гаммы по одному и тому же аккорду.
Либо ещё один вариант - знают конкретные фразы по конкретным аккордам и гоняют их туда-сюда. Идеальный пример - Грег Хоу - на первый взгляд неплохо, но через 2 вещи мне уже спать хочется, одно и то же, свип, теппинг, свип, теппинг, до посинения...
Расписался я чего-то.
