Когда в конце 80-х я поступил в институт культуры и началась теория музыки тоже был в легком шоке. На эстрадном отделении нас "учили", что параллельные квинты это нельзя и т.д.))). То есть теория была "наукой" 19-го века, где-то "само по себе", совершенно оторванной от реальной практики. Но мне повезло, что специальность вел В. Ткаченко, который не только сам занимался теорией (современного эстрадного и даже классического направлений), но все это мог сыграть и объяснить как это работает на звуке. Проводил тщательные анализы композиций Холсфорда, Метени и других ребят, ушедших от народа далеко)))
Кстати сейчас он аранжировщик в оркестре Финберга. (Только не надо путать с аранжировщиком, который одним пальцем забивает MIDI секвенсор))))). Писать партитуры для оркестра в 60 человек - совсем другая работа. Надо видеть как все делается! Обладая абсолютным слухом, он пишет ноты (в программе) по вертикали (без инструмента) предслыша его звучание. Совершенно нереальный уровень.
И оркестр играет с листа, как будто репетировали полгода))) Сергей Антишин - гитарист оркестра, совершенно потрясающе играет с листа. Любые ноты! Открывает Джо Пасса аккордовое соло и свободно играет. Никогда не видел у гитаристов такую читку! Но это 30 лет оркестровой практики, плюс самостоятельные ежедневные занятия. И теорию он знает через практику, по слуху. Смотрит на ноты и понимает что там происходит.
И, кстати, в видошколе Джо Пасса автор открыто говорит, что не всегда может теоретически объяснить что он играет, так как опирается при выборе аккордов на слух и голосоведение.
Я уже давно понял, что изучение теории должно идти через практику, через слух. Он главный приемник и "осмыслитель" процессов. Поэтому статьи и книжки не помогут, если это не будет подкреплено звуком и практикой.
... и добавил:
Кстати, кто-то просил сетки хитовых гаромний)))) Все их и сами могут составить без труда. Вот ехал в машине, включил Европу плюс для анализа рынка шоу-бизнеса. Из 10 песен семь было построено на гармонии натурального минора: |i VI|III VII|
Подумалось даже, что время генерирует не только свои ритмы (по которым сразу можно определить эпоху написания музыки), но и гармонические сетки)))