Am | Em | F | C |
тут С тяготеет в Am
Я тоже не слышу здесь, что До тяготеет в Am
Я слышу это как параллельно-переменный лад.
Здесь
можно услышать (дело в восприятии, однако) два плагальных оборота
| Am | Em | F | C |
iv i IV I
s t S T
Однако можно так
| Am | Em | F | C |
i v IV I
t d S T
B даже так
| Am | Em | F | C |
i v I V
t d T D
Конечный выбор зависит от контекста всего произведения и от мелодии. Определение смысловых значений имеет логико -психологиеское основание и научно в той же мере, как и лингвистика и психология. Но не как физика.
Если брать математическое понятие функции, то это более менее работает только в классической тональности.
Если правила классической тональности нарушаются или она расширяется всякими модализмами, то функциональность может размываться.
Это выбор нашего восприятия - подобно тому, как смысл предложения "Казнить нельзя помиловать" - тут не хватает запятой, чтобы получить определенность.
Так же и в "модальной" гармонии (слабо функциональной, если угодно) для однозначности нашего восприятия не хватает определенности.
Например, если было бы так | Am | E7 | F | C | то это качнуло бы систему в сторону a/C
| Am | E7 | F | C |
i V IV(bVI) I(bIII)
t d S (Mн) T(Mв)
В этой мелодии тональности (G, C, G, Am, A ) легко и однозначно меняются каждые 2 такт, так как гармония вполне соответствует основным законам классической гармонии:
Цитирую
"Это сделало Мажоро-минорную ладогармоническую систему настолько автономной, что малейшие, даже мимолетные ассоциации со сложившимися на ее основе интонациями способны вызвать действие ее норм в текстах, общая организация которых далека от ее классического вида (подробнее о влиянии ассоциативных факторов на формы ладовой дифференциации см. [1, 2, И: 127-139])."
(Даже в модальном архаичном блюзе с малым мажорным в качестве тоники и пентатонической мелодикой в купе с эклемикой ("общая организация которого далека от ее классического вида") эти ассоциации присутствуют в виде основных тонов аккордов I - V - IV, и вызывают у некоторых убежденность, что это классическая "тонально"-функциональная система).
Здесь я даю большую цитату из работы Бершадской - там много важных моментов говорится, которые имеют отношение к данной дискуссия. В том числи и об объективных предпосылках работы функций.
А так же, я надеюсь станет понятно, почему я считаю, что нужно выделить качества идеальных систем, которые образуют полюса, чтобы понять то, что может происходить при смешении в "расширенной тональности". Очень рекомендую тем, кто действительно интересуется этими вопросами, внимательно прочитать.
МАЖОРНО-МИНОРНАЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, мажоро-минор — гармонический лад основанный на функциональной триаде тоники, субдоминанты и доминанты (не путать с мажоро-минором как объединением одно-именных и параллельных тональностей).
М.-м. л. с. представляет собой ярчайший и типичнейший образец гармонического лада. Носителем ладовой функции, т. е. функциональной единицей лада, в ней является только гармонический комплекс — аккорд. Отдельный тон не способен безоговорочно выявить ладовую функцию, ибо она зависит от того, в какой аккорд (звучащий или подразумеваемый) в данный момент этот тон входит.
М.-м. л. с. является продуктом длительного исторического развития, и прежде всего развития многоголосной инструментальной музыки. Как никакая другая ладовая система, она основана на акустических предпосылках — закономерностях отношений тонов и обертонов .
Именно это породило свойственную ей стабильность форм строения звукоряда и функциональных связей. Ее лады октавные, в основе их звукорядов лежит акустически подтвержденная шестиквинтовая диатоника.
Каждому звукоряду отвечает только одно положение тоники, даже параллельные тональности различаются «случайными знаками» гармонического минора. Соответственно, изменение положения тоники — модуляция — влечет за собой изменения в звукоряде.
Лады М.-м. л. с. отвечают обоим условиям, специфичным для автономной формы лада: это лады наибольшей централизованности и наибольшей активности; свойственная им «предустановленность» последований вызывает острую реакцию при любом нарушении ожидаемого хода развития и способна активно воздействовать на форму.
Стабильность строения порождает важнейшее, специфическое качество М.-м. л. с., отличающее ее от всех других ладовых систем, в той или иной мере стабилизировавшихся в европейской музыке: наиболее характерные для нее элементы обладают способностью даже изолированно от конкретного текста вызвать у воспринимающего субъекта представление обо всей системе в целом (разумеется, речь идет о слушателе, слух которого воспитан в этой системе ). Так, взятые изолированно V7 или II65 позволят немедленно «услышать» (представить себе) всю систему целиком.
Это сделало М.-м. л. с. настолько автономной, что малейшие, даже мимолетные ассоциации со сложившимися на ее основе интонациями способны вызвать действие ее норм в текстах, общая организация которых далека от ее классического вида (подробнее о влиянии ассоциативных факторов на формы ладовой дифференциации см. [1, 2, И: 127-139]).
Функциональные отношения мажоро-минора выражаются предельно краткой формулой T-S-D-T и базируются на кварто-квинтовых связях I, IV и V ступеней — основных тонов главных трезвучий лада.
Акустической предпосылкой этих связей служит квинтовое соотношение основного тона с третьим обертоном — первым, который воспринимается как другой тон, а не октавное повторение основного. То обстоятельство* что от данного звука можно построить только одну квинту вверх и одну квинту вниз (а кварты будут совпадать с квинтами противоположного направления), обусловливает исчерпанность функциональной системы мажоро-минора тремя элементами.
Расположенный в центре системы тон (например, До) согласно отношениям шкалы обертонов, является производным по отношению к нижней квинте (Фа) и производящим по отношению к верхней (Соль). И соответственно своему центральному положению этот тон и в логическом смысле является центральным.
Тоника — трезвучие, построенное на центральном тоне, доминанта — трезвучие, отстоящее oт центра на квинту вверх, субдоминанта — трезвучие, отстоящее на квинту вниз. Тоника представляет собой абсолютный устой.
Функции субдоминанты и доминанты заключаются в создании неустойчивости, тенденции к движению, и характер их действия определяется акустическим фактором — соотношением основных тонов выражающих их трезвучий с основным тоном трезвучия тонического.
Функция доминанты — остро направленная неустойчивость, тяготение в тонику. Всякая другая последовательность создает ощущение неожиданности, поворота.
Действие субдоминанты значительно сложнее: акустическая предпосылка (вторичность верхнего тона квинты по отношению к нижнему) приходит здесь в противоречие с логической — предварительно установленным главенством центрального тона.
Вне такой установленности (с помощью предшествовавших автентических оборотов или ритмоинтонационного подтверждения) тоника в соединениях с субдоминантой не выявит своего главенствующего положения. Одной же доминанты, в силу ее прямолинейной подчиненности тонике, недостаточно для того, чтобы полностью выявилось подлинно централизующее значение тоники (не только в логическом, но и в «пространственном» смысле — как центра, находящегося между двумя симметрично расположенными квинтами).
Т. о., сердцевина М.-м. л. с. — диалектический закон отрицания отрицания: в формуле Т-S-D-T субдоминанта, являясь по отношению к тонике акустически производящим тоном, отрицает тонику, доминанта отрицает субдоминанту и восстанавли¬
вает тонику уже в новом качестве. В этой яркой диалектичности — и сущность, и своего рода логическое превосходство трехфункциональной системы над ладами результативными, в том числе монодическими, не содержащими такого функционального кругооборота и оттого значительно менее централизованными.
В ходе исторического развития М.-м. л. с. постепенно расширялся состав ее звукоряда, сложнее делались формы выявления ладовых связей. Но до тех пор, пока действует функциональная триада, можно говорить о сохранении основы системы. Поэтому всевозможные объединения одноименных, параллельных и однотерцовых тональностей при условии действия тонико-доминанто-субдоминантных отношений являются усложнением М.-м. л. с.
Однако на определенном этапе, в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные, изменение звукорядного состава мажоро-минора повлекло за собой и перерождение его функциональной системы .
... и добавил:arkaine, Оголевец, конечно, занимательный автор, но как-то не получивший поддержку остальных теоретиков и, напротив, получивший резкую критику. Возможно потому, что он тоже не стеснялся критиковать всех подряд ))
Однако у него очень много интересных идей. Мне кажется, когда-нибудь он будет оценен по достоинству. Ну, и война, наверное помешала продвижению его идей - не до того было.
А вообще, я не понял - к чему те цитаты )