Автор Тема: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.  (Прочитано 36768 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #150 : Октября 30, 2020, 13:54:01 »
В моем понимании ответ на вопрос «тональность-модальность» лежит не в плоскости строгих правил теории музыки, а в субъективной оценке каждого человека по уровню подготовки (тренировки) его  слуха.
Так, для человека, который всю жизнь играл классическую музыку, любой выход из привычных гармонических ладов будет считаться модальностью. А тот, что постоянно играет на ладовых гармониях, для того эти лады в тональности будут как дом родной,  функциональной системой.
Для кого-то музыка Прокофьева (сложные части)  это непонятная «атональность», а для автора это мажор и минор (по его словам).

Так что вопрос остается открытым. Если вы слышите смену блюзовых функций и чувствуете их разрешения\тяготения, если воспринимаете блюзовую прогрессию со сквозной тоникой на каждом аккорде, то мышление это тональное. Если же на аккордах вам кажется переход в другой лад и при этом слух цепляется за новый тональный центр, то такое мышление модальное. Иногда можно слышать  и тональность и модальность одновременно. Воспринимается это как легкое тональное отклонение, но в то же время ты ожидаешь  разрешения в следующую функцию.  Конечно это очень приближенное объяснение, которое в данный момент как-то может показать разницу между тональным восприятием и модальным.

П.С. Кстати, поэтому в модальном джазе переход в другой лад (модуляцию) делают на малую терцию, тритон, или секунду. Так как если сделать модуляцию в IV или V ступень, то слух это будет воспринимать как субдоминанту и доминанту основной тональности и  яркого эффекта  модальности не .будет.  Так как мышление у современных людей в подавляющем большинстве - тональное. А все осознание ладогармонических связей идет через мажор и минор. И это отражается и в названиях (мажорная пентатоника, дорийский минор и  т.д.)
« Последнее редактирование: Октября 30, 2020, 14:24:41 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Kmat2

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1287
  • Репутация: +278/-8
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #151 : Октября 30, 2020, 22:38:28 »
Дмитрий Малолетов, , родненький, куда же вы пропали?
интеллектуальное насыщение текстов форума сразу просело и люд начал разбредаться по хип-хапам дряблым и за негров блеклайвзметтерить.
срочно вернитесь в струю дабы перевоспитать плебеев местных, завсегдатаев слабых духом

никто уж не чувствует в музыке эмоциональную нагрузку, никто не хочет ваять целостные образы, слово динамика является уже анахронизмом, если не атавизмом.


Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #152 : Октября 31, 2020, 08:22:10 »
Дмитрий Малолетов, такой вопрос
Если последовательность Am-D-G-Am и в мелодии есть f# и нет f, то в современной теории это функциональная музыка, а не модальная в дорийском ладу?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #153 : Октября 31, 2020, 09:15:46 »
Дмитрий Малолетов, такой вопрос
Если последовательность Am-D-G-Am и в мелодии есть f# и нет f, то в современной теории это функциональная музыка, а не модальная в дорийском ладу?

Я уже ответил на этот вопрос: если человек всю жизнь играл только в гармонических ладах и изучал гармонию по учебнику Римана, то гармонии других диатонических ладов ему будут казаться нефункциональными. Значит для него это будет модальность.
А если человек всю жизнь играл помимо мажора-минора в других ладах, осмысливает их через «12 тоновую тональность» (по учебнику Холопова), то для него это будут тональные функциональные аккорды. Мышление тональное.

Проще говоря: если человек, слушая и играя приведенную гармонию воспринимает ее как один из миноров: слышит сквозную тонику  на всех гармонических ступенях, его слух не «цепляется» за другую «тонику», (нет ощущения выхода из тональности), то такие гармонии считаются тональными (для конкретно этого человека). Если человек в ладу слетает в другие «тоники» (его слух подгоняет все непонятные с его точки зрения  гармонии к строгим гармоническим ладам), то для него это модальность.

Таким образом, одна и та же гармония для разных людей может трактоваться двояко: кто то будет считать, что он в дорийском миноре, в тональности с аккордами-функциями, кто-то будет осмысливать их модально (как чужеродный элемент в тональности). А кто-то на слух будет воспринимать их тонально, а трактовать модально, по учебнику. Я считаю это не совсем продуктивно, так как слух и теория у этого человека находятся в раздрае. Считать дорийский минор модальностью в наше время можно только относительно классической гармонии 18 века. Это полезно знать с точки зрения эволюции и истории, но непродуктивно для практической деятельности, так как никто в наше время из музыкантов и композиторов не мыслит исключительно строгими гармоническими ладами. Реальность современной музыкальной жизни такова, что тональность охватывает множество ладов и в разных стилях впитала в себя устоявшиеся конструкции, которые у всех уже на слуху.

Надеюсь ответил на вопрос. Если кто-то с таким подходом не согласен и имеет свои, то это его право. Теория музыки это не наука, где есть объективные законы, которые можно доказать математически, а описание происходящих явлений. А явления у каждого человека интерпретируются субъективно. Поэтому я в этих спорах давно успокоился - если кто то считает дорийский минор модальностью, то это его право. Для меня этот лад с юности, когда я начал играть рок) считается  тональностью, одним из миноров.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #154 : Октября 31, 2020, 09:42:55 »
Дмитрий Малолетов, спасибо за подробный ответ.

Оффлайн Marsel Schmier

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2818
  • Репутация: +838/-42
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #155 : Октября 31, 2020, 11:10:46 »
Дмитрий Малолетов, Добрый День! У меня к вам такой вопрос: как вы относитесь к астрологоческой музыкальной теории? 7 планет в геоцетрической системе Клавдия Птоломея, 12 зодиакальных знаков и 12 нот диатонической гаммы. Сейчас уже учитываются 10 планет, вместо тех которые знал Пифагор. Значит и музыкальная теория должно измениться. Уран и Нептун были открыты в 17-18 веках, а Плутон в 20 веке а именно в 1930 году. Как вы относитесь к тому чтобы совместить Астрологию и музыку в творчестве и Духовном развитии человека? К примеру человек занимается медитацией и использует теорию музыкальной гаммы и чакр для практики.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2251
  • Репутация: +699/-1941
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #156 : Октября 31, 2020, 13:22:47 »
Знатоки, тут у нас модальная музыка ? Или можно TSD обойтись ?

Дело же не в том, можно ли обойтись чем-то - можно и свои понятия ввести и объяснять ими музыку. Типа, "вибрация сфер - вот здесь музыкант настроился на вибрацию малой голубой сферы, а вот тут у нас четвёртая красная" ;D

Вопрос в том, что вы там слышите? Слышите ли более устойчивые и менее устойчивые аккорды? Если да, то какой наиболее устойчивый, а какой наименее, и в каком порядке они меняются?

Оффлайн Craneg

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1741
  • Репутация: +1435/-5
  • Yamaha YZF-R1
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #157 : Октября 31, 2020, 13:54:17 »
, а Плутон в 20 веке а именно в 1930 году.
Плутон уже закрыли - не планета

Оффлайн Marsel Schmier

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2818
  • Репутация: +838/-42
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #158 : Октября 31, 2020, 15:22:25 »
Craneg, Даже если сейчас Плутон, вовсе не планета, то тот космический объект который
открыл Клайд Томбо - активно используется в современой астрологии, можно найти точное положение этого космического объекта в отношении Солнца и Земли. А вот индийской и китайской астрологии, все также используют 7 планет, причем Солнце (Мажор) и Луна (Минор) это светила. Вот почему в Китайской музыке всего 5 нот (Пентатоника).

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7756/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #159 : Октября 31, 2020, 18:47:45 »
Утверждение о том, что теория музыки — "не совсем наука", выбивает почву из-под ног у любой дискуссии. Истины, которую можно доказать, получается, нет. Есть только практические навыки ремесла.

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • Репутация: +17/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #160 : Октября 31, 2020, 19:03:17 »
Вопрос в том, что вы там слышите? Слышите ли более устойчивые и менее устойчивые аккорды? Если да, то какой наиболее устойчивый, а какой наименее, и в каком порядке они меняются?

Я так и не понял завязки на слух и почему все так к этому апеллируют, практика и теория - разные вещи. Как будто от того, что кто-то не слышит функций они исчезнут - нет не исчезнут. Исходя из совокупности экспертных мнений, я понял, что есть две теории и можно рассматривать музыку через обе, как собственно и предполагал изначально, с модальными(ладовыми) принципами я не знаком почти совсем, с функциональными на базовом уровне. Что касается умения слышать, то это практическое умение развивается постепенно, но непосредственно с теорией оно не связано, и не может быть связано, на то она и теория, так во всех сферах и музыка - не исключение. Первопроходцы развивают теорию для того, чтобы другие пользовались готовенькими принципами.  Что это дает ? Это дает то, что даже не имея большого слухового опыта, и не умея точно определять смену функций на слух, можно тем не менее самому строить музыку, опираясь на теорию функций, обыгрывать сменяющиеся функциональные аккорды, отклоняться в разные тональности и это будет звучать как музыка, потому что базируется на теоретических принципах, звучать при этом можно и вполне "модально". А кто-то более грамотный может это сразу воспринять через "модальные" принципы, кому как удобнее и привычнее. Как-то так ...

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7756/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #161 : Октября 31, 2020, 19:16:28 »
есть две теории и можно рассматривать музыку через обе
Можно, но с разной степенью продуктивности. Обычно говорят, например, что бригадный учебник хорош для анализа музыки, где присутствует "тональность классико-романтического типа". Это музыка определённых эпох и регионов. Есть музыка, анализ которой таким способом будет недостаточно продуктивен, недостаточно полезен (за уши притянут, короче). Например, музыка Джо Сатриани :)
« Последнее редактирование: Октября 31, 2020, 19:18:03 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #162 : Октября 31, 2020, 20:04:04 »
Утверждение о том, что теория музыки — "не совсем наука", выбивает почву из-под ног у любой дискуссии. Истины, которую можно доказать, получается, нет. Есть только практические навыки ремесла.

Нет, наоборот, дискуссия принимает интересный формат - каждый раскрывает свою систему. Вот встречаются три человека - один считает 12-ти тактовый квадрат (блюз) модальностью, другой тональностью, а третий вообще не занимается анализом, безграмотный лабух.... Но это никак не мешает им чувствовать музыку и играть ее. Причем этот лабух может это делать свое дело куда лучше «теоретиков».

Мораль сей басни - орган восприятия музыки - чувства, а не мозг (на основе логики, и умахаключений). А как можно научно (математически) доказать возникающие у человека чувства, если у всех это восприятие свое? Вот пишут в учебниках, что «доминанта тяготеет в тонику». А для папуаса из Новой Гвинеи эти аккорды как для нас Шенберг - сплошная кокофония. Для него красивая и благозвучная музыка это ритуальный барабан и попевка в пределах трихорда.  ))) И поди ему научно докажи, что «серийная музыка» это «эволюция тональной системы».

Теория музыки очень важный предмет с точки зрения анализа эволюции музыки и систем. И по отношению к устоявшимся жанрам (например классической музыке 18 века) теория музыки может считаться наукой. Так как там изучены и  описаны все детали. И если кому то необходимо сочинить музыку 18 века, то он будет опираться на эти «законы», игнорировать которые не получится (это будет автоматически выводить из стиля).

Поэтому спорить можно (В теории музыки) об устоявшихся стилях музыки. И если мы говорим о классической гармонии, с позиции человека 18 века, то блюз это модальная музыка. Никаких вопросов. Никоим образом функции блюза не работают в классической гармонии.

Но с позиции сегодняшнего дня и мышления практикующих музыкантов - это совсем другая история. Я даже специально проводил опрос у блюзовых музыкантов (наших и не наших) как они мыслят в квадрате. Вывод однозначный - мыслят все тонально - через мажор/минор. Именно он лежит в основе и шкалой, системой отсчета.

Но в то же время с педагогической точки зрения важно понимать, что расширенная тональность, в которой мы живем сегодня, является процессом длительной эволюции. Без понимания этого процесса, заскочив на подножку  поезда, можно потерять нить и оказаться в неведении и непонимании происходящего. Поэтому в учебных целях необходимо разделить строгую тональность от «Средневековой» модальности. Это даст возможность  объединить системы и мыслить в 12-ти тоновой тональности, что облегчит жизнь в практической деятельности.

Оффлайн Marsel Schmier

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2818
  • Репутация: +838/-42
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #163 : Октября 31, 2020, 21:24:30 »
Известно, что в Китае определенные музыкальные фразы использовались для влияния на больные органы. Они различались в зависимости от времени года и существует детально разработанное целительское искусство, основанное на музыке. Один из вариантов соотнесения китайских ладов с пятью планетами, стихиями и человеческими качествами таков:

Гун — земля, Сатурн, забота — лечит селезёнку, а также тоску, меланхолию.

Цзюэ — дерево, Юпитер, гнев — лечит печень.

Чжен — огонь, Марс, радость — лечит сердце .

Шан — металл, Венера, грусть — лечит лёгкие.

Юй — вода, Меркурий, страх — лечит почки.

Однако в Китае и в Индии звук всегда брался как некая абсолютная природная данность, которая даже вне зависимости от музыки несет в себе определенное влияние.

Нота или лад Кхарай Са. Под покровительством Агни. 1 небо. Планета Камар (Луна). Темперамент счастливый, холодный, влажный. Цвет — розовый. Белые одежды. Все времена года. Нота производится из желудка. Звук сопоставим с криком павлина или голосом 70-летнего старика.

Рикхаб Рэ. Под покровительством Брахмы. 2 небо. Солнце. Темперамент счастливый, холодный, сухой. Цвет — светлозеленый. Красные одежды. Жаркий сезон. Нота звучит от сердца. Звук сопоставим с криком попугая и голосом 3-летнего ребенка.

Гандхар Га. Под покровительством Сарасвати. 3 небо. Венера. Печальный темперамент, холодный и влажный. Цвет — оранжевый, красные одежды. Горячий сезон. Нота производится из груди. Крик гуся или голос человека 50-ти лет.

Мадхьям Ма. Под протекцией Махадевы. 4 небо. Планета Меркурий. Беспокойный темперамент. Цвет — бледнорозовый, красно-черные одежды. Звук из глотки. Крик журавля. Голос 2-летнего ребенка.

Панчам Ра. Под покровительством Лакшми. 5 небо. Планета Марс. Страстный темперамент. Теплый, сухой. Цвет — красный. Одежды —желтые. Дождливая погода. Звук изо рта. Крик птицы. Голос 30-летнего человека.

Дхавайт Да. Под покровительством Ганеши. 6 небо. Планета Юпитер. Равномерный темперамент. Теплый и холодный. Желтый цвет. Холодная погода. Нёбо — место образования звука. Нота слышится в ржании лошади или голосе 20-летнего человека.

Ни-кхад-Ни. под защитой Сурьи. 7 небо. Планета Сатурн. Счастливый и страстный темперамент. Холодный и сухой. Цвет — темный, черные одежды. Холодная погода. Место образования звука — нос. Звук похож на крик слона или голос 10-летнего ребенка.

В этом описании каждая нота, соответствующая определенной планете, представлена неким многоплановым образом, неоднозначным, но оказывающим синтетическое влияние на разум человека. Индийцы, в отличие от европейцев, ничего не говорят о смысле тональности, зато хорошо чувствуют материю, физиологию тона, что позволяет Востоку использовать музыку в целительстве.

Образы, которые стоят за планетами, тоже сотканы из вибраций Космоса и потому музыкальны. Возможно, когда-нибудь мы будем чувствовать и слышать их, объединяя эмоциональное  и рациональное восприятие. Всегда, когда человек пишет музыку, он делает нам доступным это единство.

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • Репутация: +17/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #164 : Октября 31, 2020, 21:42:03 »
В этом описании каждая нота, соответствующая определенной планете, представлена неким многоплановым образом, неоднозначным, но оказывающим синтетическое влияние на разум человека. Индийцы, в отличие от европейцев, ничего не говорят о смысле тональности, зато хорошо чувствуют материю, физиологию тона, что позволяет Востоку использовать музыку в целительстве.

Тональность тоже ничего не говорит о смысле музыки, как и функции, они описывают структуру музыки, в том числе музыки Индии, Китая и прочих . Можно вместо TSD использовать слова: Марс, Сатурн, Юпитер, а можно хрен, редька и бузина. Вряд-ли это наделит звуки целебными свойствами ... Есть научное знание, а есть псевдонаука и фантазии ...