Автор Тема: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.  (Прочитано 41863 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #345 : Ноября 20, 2020, 13:39:23 »
eye,
«Большая часть мировой народной и художественной музыки может быть отнесена к тональной», если определение будет следующим: «Тональная музыка отдает приоритет одному тону или тонике. В этом виде музыки все составляющие тона и возникающие в результате тональные отношения слышны и идентифицируются относительно их тоники »( Susanni 2012 , 66).

Эта цитата близка к тому, о чем говорил Дмитрий :) противопоставляя "функциональность" как "атональность"
Однако, снова-таки: в том же фригийском ладу мы же отчетливо осознаем тонику? И там тоже есть свои "тональные отношения" относительно этой тоники. Другое дело, что во фригийском ладу эта тоника может быть не таким сильным центром, как в мажоре; из-за чего становится возможным то, о чем уже говорили ("ладовая функция не диктует форме, а сама диктуется формой").
Ну и при модуляциях (что не редкость в классической гармонии) у нас много тоник на протяжении всего произведения, однако от этого музыка не становится менее функциональной.
Определение само по себе не неверное, но слишком уж обобщающее, как мне кажется.

Однако «в рамках продолжающейся гегемонии тональности есть свидетельства относительно отдельной традиции подлинной народной музыки, которая не действует полностью или даже в основном в соответствии с допущениями или правилами тональности ...
На протяжении всего господства тональности, похоже, существовали народные музыкальные традиции, которые организованы на принципах, отличных от тональности, и часто являются модальными: кельтские песни и блюз - очевидные примеры »

Вот тут интересно бы почитать, что авторы подразумевают под "правилами тональности", тогда было бы яснее, чему они противопоставляют блюз и народную музыку. Мельком поискал, но не нашел книгу (Whose Music? A Sociology of Musical Languages).

Кстати, вот еще один один взгляд американца на блюз:

"Установив, что блюз может быть определен по его характерному мелодическому и гармоническому содержанию, мы столкнулись с вызовом в примирении блюзовой тональности с нормами "стандартной" западной тональной теории. Блюз нарушает несколько базовых правил классической тональности. Должны ли мы таким образом считать, что есть набор исключений из этих правил, или же блюз вообще следует другому набору правил?"

И дальше:

"Поскольку блюз свободно сочетает элементы диатонического мажора и минора, некоторые авторы понимают его как разновидность модальной смеси. Например, ван дер Мерве (1992) характеризует блюз как "модальность", не тональность (стр. 118). Турек и МакКарти (2013) рассматривают блюз как возникающий от добавления пониженной седьмой ступени к диатоническим аккордам: "Пониженная седьмая ступень над каждой тоникой придает "доминантсептовый" характер каждому аккорду. Блюз и его наследие - единственная  народная западная музыка, в которой Mm7 обычно отделён от функции доминанты, требующей разрешения"

https://www.ethanhein.com/wp/2014/blues-tonality/

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #346 : Ноября 20, 2020, 13:53:59 »
По всей видимости, ему преподают теорию музыки как чистое ремесло :hitrez:, отсюда и до-мажор в едином замесе в ля-минором. Ну а что, вполне практичный подход :crazy:

.Кстати, если взять стандартную блюзовую фишку в Ля минорной пентатнике и сыграть ничего не меняя на До мажор, то прозвучит она крайне криво. Вот эту, например:

---------- 5---------------------
-------- 5---5--8-B(10)--------
-7-B(8 )-------------------------
---------------------------------
---------------------------------
---------------------------------
B=bend до (N)

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #347 : Ноября 20, 2020, 14:57:59 »
То, что разный понятийный аппарат, я уже давно заподозрил и сказал.
Но я думал, что говорю о настолько базовых вещах(тональность, функции), где давно уже нет разно-толков.
Не тут-то было, что сколько людей, столько и представлений ..

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2449
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #348 : Ноября 20, 2020, 19:41:08 »
А с чего это музыка должна быть измеряема линейкой? Кто-то скажет, что музыка - это ведь математика. Может и так отчасти, но вот что-то до сих пор мы играем на расстроенных пианинах в равномерной темперации. 21 век на дворе и тут такое :crazy:
И океан все никак не могут изучить, хотя, казалось бы, поплыл на корабле да изучил.

Цитировать
Кто приблизится к храму Муз без вдохновения, веруя, что достойно лишь мастерство, останется неумелым, и его самонадеянные стихи померкнут пред песнями безумцев.
У безумцев нет линеек. Ну нельзя же так с музыкой поступать, все в ней измерить, тогда никакого волшебства и очарования не останется. Суть искусства - удивлять подобно представлению фокусника. А вы тут все расколдовываете своей теорией >:(

Я хочу сказать, что это даже хорошо, что в музыкальной теории нет единогласно принимаемой истины.
« Последнее редактирование: Ноября 20, 2020, 19:44:43 от Rock Lobster »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #349 : Ноября 23, 2020, 06:22:39 »
То, что разный понятийный аппарат, я уже давно заподозрил и сказал.
Но я думал, что говорю о настолько базовых вещах(тональность, функции), где давно уже нет разно-толков.
Не тут-то было, что сколько людей, столько и представлений ..
"Представлений" как минимум столько же, сколько видов музыки (даже если отбросить субъективность отдельных людей при анализе и восприятии искусства).

Почему существует только теория западной музыки?

«...мы не используем теорию индийской классической музыки для описания западной музыки... [потому] что она не была разработана для описания западной музыки. Она не может учесть особенности западной классической музыки, которых нет в индийской классической музыке.

И наоборот, мы не используем концепции, разработанные для анализа музыки Бетховена, для описания индийской классической музыки, потому что это было бы похоже на попытку перевести отрывок с санскрита на английский с помощью немецко-английского словаря.»

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #350 : Ноября 24, 2020, 01:29:34 »
rocknrollplayer: Если в общих сертах, простым языком, то Модальная музыка бывает двух видов:

1) средневековая модальность, при которой слушатель не может определить  «тонику». Мелодия разворачивается так, что она проходит по разным опорным тонам, за которые «цепляется» слух. И только в конце слушатель может ощутить окончательный покой и разрешение и сделать вывод о ладе и главном тоне (хотя мелодия может закончится на любой ноте.) Вот такая музыка и получила название модальная. И такая музыка НЕ ТОНАЛЬНАЯ.

2) потом в теории музыки к модальной музыке приписали и другой вид: когда на фоне центрального тона звучит мелодия (индийская рага, турецкий мугам и тд)

Два вида модальной музыки возникли в период одноголосия, когда не было аккордового аккомпанемента. Когда же началось развитие многоголосия, то музыканты интуитивно  находили благозвучия вертикали. Одноголосная мелодия и многоголосие требовали разных подходов. Постепенно образовалась мажоро-минорная тональная гармоническая система, при которой все аккорды имели свое место, свою функцию.
Главным атрибутом этой системы является то, что слушатель ощущает постоянно тонику (находится в тональности). То есть смена аккордов-функций не приводила слух к потере тоники. Кроме этого, слушатель в этой системе предслышит движение аккордов по их тяготеням. Нарушение этого движения приводило к тому, что человек терял логику и ощущал потерю тоники. Именно по этой причине строгая классическая гармония предписывала жесткие правила, отход от которых, воспринимался как возврат к модальности.

Как и в одноголосии, в модальной гармонической структуре слушатель не может определить сходу центральный тон, поэтому у него нет ощущения тональности. Зачастую тональность можно определить только по последнему аккорду. Это типичная средневековая модальность, только на аккордах, в терцовой гармонии Эту музыку нельзя назвать тональной (так как тональность не ощущается, а логика движения аккордов слухом  не прогнозируется). В этой музыке не гармония задает правила игры, а мелодия, под которую подстраивается аккомпанемент.

А что с другим видом модальности? Когда мелодия звучит на фоне основного тона.... Такой вид модальности получил распространение в частности в модальном джазе. На фоне риффа или баса играется тема, а аккорды выполняют роль красочного оттенка. Функций эти аккорды не несут. Чтобы не сваливаться в тональности и слухом не цепляться за функции аккомпанемент в таком стиле делают не на терцовых аккордах, а на квинтово-квартовых.
Можно ли назвать эту музыку тональной? Видимо ДА. Но можно ли отнести ее, что ее гармония подчиняется тональной ГАРМОНИЧЕСКОЙ системе? Нет. Так как понятия тональная музыка и тональная гармоническая система - разные вещи.


Проблема состоит в том, что сейчас масса пограничных слоев, где тональность и модальность переплелись и сложно определить к какому виду относится та или иная гармоническая конструкция. Кстати, во времена раннего барроко, когда тональность входила  в обиход, но при этом еще сохранялись модальные принципы теоретики разделялись во мнениях: одни анализировали музыку через тональные связи, другие эту же музыку по старинке через модальные.

Имеет ли это все практическое значение? Имеет. Так как для изучения языка композитора важно не только самому ощущать  (как рядовой слушатель), но и понимать логику композитора, понимать его принципы и технологию конструирования элементов.

В рамках дискуссии по данной теме спор был в том, что считать тональной системой, а что модальной. На мой взгляд тональность идет по пути развития и вбирает в себя все новые модальные структуры. Это здорово облегчает практическую жизнь и дает понимание механизмов и конструкции ладогармонии.



... и добавил:

Как изучать новую (расширенную) тональность? Собирать ее из частей старых школ, где описаны идеальные системы или сразу осваивать все в сумме?

Это вопрос. Мне кажется надо идти от практики. А практика такова, что модальные конструкции (по учебникам) встречаются на каждом шагу, а в некоторых стилях так гораздо чаще чем классические. То есть современный музыкант должен мыслить расширенной тональностью во всем ее разнообразии и стартовать с этого. И в процессе изучать исторические этапы развития.
« Последнее редактирование: Ноября 24, 2020, 01:39:29 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #351 : Ноября 24, 2020, 06:24:16 »
В рамках дискуссии по данной теме спор был в том, что считать тональной системой, а что модальной.
Не, не, я так тему дискуссии никогда не рассматривал, поэтому и задавал свои вопросы.
Это все тонально. И Сатриани, и So What. Все это называется тональностью. И тональность не противопоставляется (у меня) модальности.
Поэтому вначале я и говорил, что требуется уточнение терминов...
Я вообще не понимаю, как можно спорить о том, что считать тональной системой, не уточнив, что подразумевается под тональной системой.   ???

eye,
Однако, снова-таки: в том же фригийском ладу мы же отчетливо осознаем тонику? И там тоже есть свои "тональные отношения" относительно этой тоники. Другое дело, что во фригийском ладу эта тоника может быть не таким сильным центром, как в мажоре; из-за чего становится возможным то, о чем уже говорили ("ладовая функция не диктует форме, а сама диктуется формой").
rocknrollplayer (смайл)
Тоника может слышаться в любом случае. Без нее мы не сможем воспринимать лад и, соответственно, понимать музыку. Нужна настройка, отправная точка. В индийской раге мы тоже слышим тонику... И ладовом джазе.
Не зря МакКой Тайнер ее плюхает в конце каждого пассажа, наиграв кружева из пентатоник, ладов, хроматики, и атональных сдвигов. А в конце - бах! И слушатель дома.
Вопрос не в тонике, а в том на чем основана музыка, на каком ладу - на автономном или результативном. При этом надо учитывать, что могут быть всевозможные комбинации, переходы, смешения.

Холопов, написав
(нажмите чтобы показать/спрятать)
он  только запутал всех.
Потому что люди видят слова "тональность" и "модальность", но не видя что о тональности сказано "как принцип лада".
И дальше идет обобщение на тональность вообще. Между тем любая музыка тональна (за исключением случаев, когда от нее целенаправленно избавляются).

Нет единственно правильного описания тональных систем. Их много, поэтому требуется какое-то ограничение.

В моем представлении в современной "эстрадной" (поп, рок, джаз и тд) тональности (не хочется лезть в особенности творчества отдельных композиторов, речь идет о массовой культуре), работают два базовых вида ладовых систем, которые отчетливо различаются на слух - классическая функциональная система (и если перечитать мои посты, то можно увидеть, что я не ленился писать "классическая функциональная") на основе автономных ладов (и это не только венские классики) и монодийно-гармоническая ("модальная", "мелодическая" и тд) , в основе  которой лежат результативные лады (лады без вводного тона и других особенностей строения автономных ладов) - с размытыми, рыхлыми функциями так, что по сравнению к классической определенной функциональностью, это можно считать по сути отсутствием функций (какие-то функции есть всегда - устой-неустой - это закон восприятия, вопрос в их качестве, характере, действии, динамике-статики).

В них тоника, тоникальность аккордов тоже слышна, но она может блуждать с аккорда на аккорд в зависимости от разных факторов, плюс субъективное восприятие слушателя и его опыт. В классической функциональной тональности такой неопределенности не бывает (если слушатель воспитан в европейской культуре).
Соответственно и восприятие функций (функции - это наш непроизвольный прогноз, ожидание) меняется от 100% предвидения до, условно, 0, ну или 10%.

Таким образом внутри явления "тональность" имеется как-бы два полюса, две крайности - "консервативная" функциональность и "демократическая" ладовость-модальность-звукорядность, в которой функции то ли есть, то ли нет - важнее красочность гармоний, интервалы, отношение каждого аккорда непосредственно к тонике, а между этими полюсами располагается масса вариантов, оттенков, смешений. Например, как в блюзе.

В целом эволюция тональной гармонической системы шла от модальности к классической функциональной тональности (хотя там оставались рудименты старой модальности), затем эта тональность стала разбавляться/обогащаться красочными элементами модальной системы, что снижало стерильную функциональность классической тональности. Тональность расширялась все новыми гармоническими идеями, красками, что снижало действие классических функций.

Всякие прокофьевские доминанты не настолько овладели общественным слухом, чтобы выполнять ту же функцию, что и классическая доминанта. А вот блюз, его лад и форма, наоборот, глубоко проник в общественный слух... ну, ладно, эту тему лучше не трогать.

Так что я считаю, что за основу надо брать тональность, научиться слышать классические функции, а потом смотреть, что с тональностью и этими функциями происходит при ее расширении.
Проблема в том, что часто не понимают, где работают классические функции, а где не работают, или рассматриваются условно. И пытаются рок гармонию, основанную, например, на миксолидийском ладу (кстати, тональную) анализировать с помощью классических SDT.
И не срастается.
Хотя использовать функциональный анализ тоже можно, но с пониманием, что это несколько иные функции.
« Последнее редактирование: Ноября 24, 2020, 06:36:12 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #352 : Ноября 24, 2020, 17:14:14 »
Eye:


_____В рамках дискуссии по данной теме спор был в том, что считать тональной системой, а что модальной. _____

Не, не, я так тему дискуссии никогда не рассматривал, поэтому и задавал свои вопросы.
Это все тонально.

__________

Я вижу опять извечную проблему понятий и терминов))) 

Интересно,  как модальная музыка (средневековый тип) может быть тональной, если в процессе прослушивания мы не знаем где ГЛАВНЫЙ тон, когда ощущаем только временные опоры от которых отсчитываем подсознательно лад? 
Тональная гармоническая система и отличается от модальной тем, что в тональности гармония жестко цементирует конструкцию и мы по первым нотам понимаем тональность и логику движения аккордов. А в модальной структуре мы не имеем этих ощущений, слушатель ощущает постоянные выходы из тональности -   «модуляции» ( говоря тональным языком).

Ты сам приводил пример модальной лидийской гармонии: F G C F, в которой мы непременно зацепимся за тонику С. Но вся необычность модальной музыки и заключается в том, что пока мы будем играть на F вступление и тему, слушатель примет ее за «тонику» и будет слышать лидийский «мажор», и второй аккорд G еще не выбьет слух, а вот оборот G7  - C, слух переключит уже на другую тонику. Возврат в изначальную тонику F  постепенно переключит слух и вернет ее к лидийскому ладу.
Вот модальная музыка и ее нерабочие функции в действии в чистом виде. Где тут тональность? Для автора этой музыки «тональность» F.... Но слух в процессе развития музыки сначала был настроен на F, потом переключился на С  и вернулся в F.

Для того, чтобы модальную лидийскую музыку сделать тональным лидийским мажором (чистую модалтность сделать тональным модализмом) надо избегать оборотов, которые выбивают слух из тональности. В этом случае лидийский мажор будет звучать тонально, а аккорды логически осмысливаться как функции. Если же «гулять по ступеням»  и делать на них остановки, то они в скором времени будут слухом восприниматься как временные «тоники» - получаем модальный принцип в чистом виде. 

П.С. Разговор усложняется тем, что модальность второго вида «мелодия на фоне главного тона» (которая тональная по своей сути, только без движения аккордов-функций) и «средневековая модальность» которая по своей структуре НЕ тональна (временной опорой может быть любая нота лада) названы одним термином.  Получается «если мы слышим сквозную тонику», в раге, то то мы в тональности. Нет, мы не в тональности, так как гармоническая тональность это структура аккордов, а в раге нет аккордов (мажоро минорной тональной системы) их движения нет. В модальном джазе игра дорийской гаммы на опорном тоне это не тональность, а один из аккордов гармонической структуры. Это временный центр, который в модальности тональный слух принимает за тонику.  Аккорды всей пьесы эти меняются не по законам тональной системы.

Тональные и модальные принципы отличаются главными постулатами:

В тональности:
1) Человек слышит на всех аккордах тонику и подсознательно от нее ведет отсчет лада.
2) Все аккорды тональности ощущает системно, функционально, понимая логику движения, предугадывая их появление по тяготениям. Каждый аккорд в системе занимает свое место и имеет функцию.

В модальности:
1) Человек НЕ ощущает сразу главный тон, он ведет отсчет лада от временных опорных центров. И только в конце осознает структуру в целом. Тональный гармонический слух воспринимает такую музыку как «выходы из тональности», или частые модуляции.
2) Движения аккордов непредсказуемы и зависят целиком от мелодии. Логику и системность смены аккордов понять трудно, поэтому и о функциях говорить бессмысленно.

Исходя из этих базисных принципов можно строить разные ладогармонические структуры, исходя из художественных задач.
 





... и добавил:

Кстати, у того же Холопова отражена мысль, что тональная система образовалась из модальных  ячеек: каждая ступень модальным слухом воспринималась как аккорд - лад. То есть С - ионийский G - миксолидийский и тд.....  То есть отсчет лада модальный слух вел не от основного тона тональности, а от временного тонального центра. И только со временем такой слух уступил тональному восприятию.

Но при целенаправленной тренировке можно добиться, что тональные функции могут превратиться в модальные центры со своими ладами.

... и добавил:

Понимаю вроде как все писали, ля-минор: a,b,c,d,e,f,g, до-мажор: с,d,e,f,g,a,b, нетрудно заметить, что звуки те-же, но дело в том, что тональности не из 7ми звуков состоят,
и можно каждый ряд продолжить и влево и вправо до пределов слышимости, получится длиииииинная клавиатура ... белые клавиши будут - тональность, одни и те-же в обоих случаях.

Знаки при ключе я не проходил  :)

Да, можно спросить почему их тогда две, а не 7мь одинаковых ? Потому что есть минор и мажор. Си-минор уже другой звукоряд будет, поэтому две(параллельных).




:hitrez:

Похоже вы не совсем корректно понимаете слово «тональность». с d e f g a b может быть как натуральным мажором тональной гармонической системы, так и модальностью - ионийским ладом. Тональность означает что это ГАРМОНИЧЕСКАЯ структура, то есть аккордовая система (а не просто гамма). Когда люди говорят «Тональность До мажор», то понимают это как:
1) лад - мажор (со всеми входящими в него ступениями-аккордами)
2) высота лада - нота С

В модальной  структуре вы не сможете легко определить «тональность». Например в последовательности Em Dm Am G по знакам в ключе тональность получается Am. Но музыку можно сделать так, что вначале будет казаться, что тоника Еm, потом Am, а конечный тон (главный в системе)  будет G (миксолидийский). Поэтому тональность (для нотной записи) будет определяться  относительно мажора G (при ключе один знак).

Осмысление модальной музыки через мажор-минор вносит большие проблемы в изучении, так как тональность не всегда совпадает с ладами и временными тональными центрами.

« Последнее редактирование: Ноября 24, 2020, 19:24:32 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #353 : Ноября 24, 2020, 19:54:21 »
Как вам соображение о том, что аккорд (мажорное минорное/трезвучие) является носителем/выразителем тональных функций, а в модальности (в соответствии с устоявшимися представлениями) проблематично/невозможно сразу определить функции/звукоряд из-за её (одно/двух)голосности — т.е. сугубо из-за разности в музыкальном материале / гармоническом языке модальности/тональности; при том, что и в тональности и в модальности имеют место одни и те же "фундаментальные свойства" (музыки), выделяя которые, мы и (теоретически)измышляем/(психологически)воспринимаем функции?


Вы вроде бы за расширение тональности.) Как-то же представления о тональности следует расширять.
« Последнее редактирование: Ноября 24, 2020, 21:08:28 от arkaine »

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #354 : Ноября 24, 2020, 20:33:30 »
Похоже вы не совсем корректно понимаете слово «тональность». с d e f g a b может быть как натуральным мажором тональной гармонической системы, так и модальностью - ионийским ладом. Тональность означает что это ГАРМОНИЧЕСКАЯ структура, то есть аккордовая система (а не просто гамма). Когда люди говорят «Тональность До мажор», то понимают это как:
1) лад - мажор (со всеми входящими в него ступениями-аккордами)
2) высота лада - нота С

А может ли это сказаться на практике ? Для простоты, допустим, у нас клавиши, я на этих же нотах могу аккорд ля минор взять, при этом я выйду из тональности до мажор ? Да, может быть это не совсем корректно и надо это называть параллельными тональностями, но с практической точки зрения - существенно-ли ?
Или примерно как F назвать  E# ? Ну не говорят так, но практически без разницы.

Модальности я не изучал еще ... аккордами оперирую(в тональностях)
« Последнее редактирование: Ноября 24, 2020, 21:15:15 от Overkill69 »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #355 : Ноября 25, 2020, 02:23:43 »
А может ли это сказаться на практике ? Для простоты, допустим, у нас клавиши, я на этих же нотах могу аккорд ля минор взять, при этом я выйду из тональности до мажор ? Да, может быть это не совсем корректно и надо это называть параллельными тональностями, но с практической точки зрения - существенно-ли ?
Или примерно как F назвать  E# ? Ну не говорят так, но практически без разницы.

Модальности я не изучал еще ... аккордами оперирую(в тональностях)
t

Если вы возьмете в тональности До мажор аккорд Ля минор, то это будет шестая ступень. Из тональности вы не выйдете. Но для того, чтобы слушатели поняли, что ваш аккорд Ля минор относится к Тональности До мажор нужно сначала обозначить тональность. Если же тональность слушателям не задать (например во вступлении), то изолированно аккорд будет расценен как тональность ЛЯ минор. 

Но аккорд Ля минор может быть и второй ступенью тональности Соль мажор или третьей в тональности F. Или чего страшнее  тоникой дорийского или фригийскоГо минора.....  Поэтому чтобы настроить слушателя во вступлении лад надо как то показать.
 
П..С. Все о чем мы здесь говорим и даже спорим имеет практическое значение.
П.С. Нота  Е# это не F. Точно также как и B# это не С. Попробуйте записать в нотах аккорды в тональности До-диез мажор и вы это поймете. )))



... и добавил:

Как вам соображение о том, что аккорд (мажорное минорное/трезвучие) является носителем/выразителем тональных функций, а в модальности (в соответствии с устоявшимися представлениями) проблематично/невозможно сразу определить функции/звукоряд из-за её (одно/двух)голосности — т.е. сугубо из-за разности в музыкальном материале / гармоническом языке модальности/тональности; при том, что и в тональности и в модальности имеют место одни и те же "фундаментальные свойства" (музыки), выделяя которые, мы и (теоретически)измышляем/(психологически)воспринимаем функции?


Вы вроде бы за расширение тональности.) Как-то же представления о тональности следует расширять.

Модальная музыка уже давно существует в гармоническом виде. Ее базовые постулаты (невозможность определить общую тонику  (ощущается только промежуточные центры) остались от одноголосия.
Но то, что терцовые аккорды создают тональные тяготения - бесспорно. Поэтому в неомодальной музыке их стараются избегать. Также как и в модальном джазе используются кварто-квинтовые аккорды, которые не несут функций. 
« Последнее редактирование: Ноября 25, 2020, 03:50:32 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #356 : Ноября 25, 2020, 10:08:12 »
Совсем запутали ..

Короче, похода "можно играть как нравится, кому не нравится - идите лесом", вот базовая аксиома музыкальной теории.

Я сам например не всегда понимаю тот же джаз, мне кажется они долбят что-то от балды, я ничего там не нахожу и не понимаю -
на что и кто там кого настраивает какого слушателя, а кому-то нравится ...
« Последнее редактирование: Ноября 25, 2020, 10:18:53 от Overkill69 »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #357 : Ноября 25, 2020, 11:05:26 »
Короче, похода "можно играть как нравится, кому не нравится - идите лесом", вот базовая аксиома музыкальной теории.
Как ни странно — да, именно так и есть. Теория идёт за практикой, но не наоборот. Вся теория музыки — это обобщение уже ранее существовавшей практики. Новатор в музыке идёт (и обязан идти) "против" теории, иначе он не новатор.

Сама же теория музыки нужна для человека, который хочет быстрее и эффективнее освоить пласты музыки, созданной до него. Без теории такое (чисто интуитивное) освоение будет мучительным и в него вкрадутся ошибки.

... и добавил:

При анализе музыки чисто по слуху всегда где-то будет "Let eat bee" вместо "Let it be" ;) Потребовались бы годы коллективных усилий, чтобы это разрулить :crazy:
« Последнее редактирование: Ноября 25, 2020, 11:50:10 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #358 : Ноября 26, 2020, 00:31:23 »
Совсем запутали ..

Короче, похода "можно играть как нравится, кому не нравится - идите лесом", вот базовая аксиома музыкальной теории.

Я сам например не всегда понимаю тот же джаз, мне кажется они долбят что-то от балды, я ничего там не нахожу и не понимаю -
на что и кто там кого настраивает какого слушателя, а кому-то нравится ...

Да, можно играть все что угодно.... Даже полную какофонию))) Точно также как и рисовать «черные квадраты»))) Вопрос только в том, кто будет это слушать, поверят ли вам слушатели и найдут ли в этом творчестве что то интересное. А найти они  что то смогут только тогда, когда уловят идею в содержании и в реализации идеи в форме.

Что касается джаза, то видимо вы слушаете какие-то современные стили, которые не всегда понимали даже и сами джаз-мены. Так например Луи Армстронг бибоп (стиль джаза 50-х годов) называл «китайской музыкой», а король свинга Бэни Гудман называл короля бибопа неплохим саксофонистом, только НЕ джазовым. )))  Майлза Девиса за его «эксперименты» в музыке в джазовом мире как только не называли.
Советую послушать ранний джаз (период новоорлеанского, чикагского стиля и свинг 30-х-40-х годов). Лучше всего слушать песни (молодую Эллу Фиджеральд, например)
Возможно отношение к джазу и изменится.

Кстати это большая проблема для молодежи, так как под джазом сейчас обозначается десятки  разных стилей и не все они благозвучны. Но поди там разберись....
Хорошо хоть в классике мы всегда можем слышать Вивальди, Моцарта, Бетховена,, Чайковского. Если бы людям давали слушать Шонберга и называли это классической музыкой, то думаю любителей бы музыкального искусства заметно поубавилось)))




Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #359 : Ноября 26, 2020, 12:36:45 »
Интересно,  как модальная музыка (средневековый тип) может быть тональной, если в процессе прослушивания мы не знаем где ГЛАВНЫЙ тон, когда ощущаем только временные опоры от которых отсчитываем подсознательно лад? 
А что в модальной музыке нет "тональности" - высотного положения того же звукоряда - который типа, является "центральной категорией модальной системы"? Да, устои перемещаются, но мы все равно можем сказать - вот это в Ля миноре, дальше временным устоем стал До мажор, Ми минор и тд. А в конце опять ля минор.
Мы и в функциональной музыке ощущаем переменность, и там тоже происходят смены тональности.

Но дело даже не в этом - надо бы определиться, что мы сейчас называем "тональностью". Об этом уже много было и раньше и сейчас и не хочется больше тратить на это время - вряд ли договоримся.
Поэтому каждый излагает свою точку зрения, не расчитывая переубедить оппонента и не претендуя на истину в последней инстанции.

Дело в том, что мы сейчас все слушаем тональными ушами.
Вот это произведение (Orlando - прилагаю) ты, Дмитрий, сам приводил в пример, как средневековую модальность. И что ты не слышишь там тональности?
Тональность есть, а классических функций нет.
К тому же модальность имеет много форм - он не только в том, что там нет тоники или она плохо определяется.
Поэтому и нужны критерии. А для этого нужно определить полюса, на которых располагаются стерильные системы имеющие такие-то признаки (в том числе те, которые ты назвал, но это не все или не обязательно только так).

Цитировать
Тональные и модальные принципы отличаются главными постулатами:

В тональности:
1) Человек слышит на всех аккордах тонику и подсознательно от нее ведет отсчет лада.
2) Все аккорды тональности ощущает системно, функционально, понимая логику движения, предугадывая их появление по тяготениям. Каждый аккорд в системе занимает свое место и имеет функцию.

В модальности:
1) Человек НЕ ощущает сразу главный тон, он ведет отсчет лада от временных опорных центров. И только в конце осознает структуру в целом. Тональный гармонический слух воспринимает такую музыку как «выходы из тональности», или частые модуляции.
2) Движения аккордов непредсказуемы и зависят целиком от мелодии. Логику и системность смены аккордов понять трудно, поэтому и о функциях говорить бессмысленно.

В принципе я с этим согласен. Но, условно, "рага" породила  производные, которые звучат уже иначе, и там есть аккорды - тот же Сатриани. И в роке полно песен, когда без модуляций меняются устои, лады, где отсутствует вводный тон и избегаются доминанты. Либо вообще все построено на 2-3 модальных аккордах. И ты их сам назовешь тональными.

Вот та средневековая тема - я слышу в ней Ля минор и дальше временные устои. И что - она "атональна"?