В рамках дискуссии по данной теме спор был в том, что считать тональной системой, а что модальной.
Не, не, я так тему дискуссии никогда не рассматривал, поэтому и задавал свои вопросы.
Это все тонально. И Сатриани, и So What. Все это называется тональностью. И тональность не противопоставляется (у меня) модальности.
Поэтому вначале я и говорил, что требуется уточнение терминов...
Я вообще не понимаю, как можно спорить о том, что считать тональной системой, не уточнив, что подразумевается под тональной системой.
eye,
Однако, снова-таки: в том же фригийском ладу мы же отчетливо осознаем тонику? И там тоже есть свои "тональные отношения" относительно этой тоники. Другое дело, что во фригийском ладу эта тоника может быть не таким сильным центром, как в мажоре; из-за чего становится возможным то, о чем уже говорили ("ладовая функция не диктует форме, а сама диктуется формой").
rocknrollplayer (смайл)
Тоника может слышаться в любом случае. Без нее мы не сможем воспринимать лад и, соответственно, понимать музыку. Нужна настройка, отправная точка. В индийской раге мы тоже слышим тонику... И ладовом джазе.
Не зря МакКой Тайнер ее плюхает в конце каждого пассажа, наиграв кружева из пентатоник, ладов, хроматики, и атональных сдвигов. А в конце - бах! И слушатель дома.
Вопрос не в тонике, а в том на чем основана музыка, на каком ладу - на автономном или результативном. При этом надо учитывать, что могут быть всевозможные комбинации, переходы, смешения.
Холопов, написав
"Как принцип лада модальность (опора на звукоряд) не противоречит тональности (опора на центр=тонику и понятие периферии, соотнесённой с этим центром). Модальность и тональность — два некоррелятивных принципа музыкального лада. Из этой предпосылки следует, что модальная музыка может содержать сколько угодно «тяготений», а тональная музыка — сколько угодно модализмов.
он только запутал всех.
Потому что люди видят слова "тональность" и "модальность", но не видя что о тональности сказано "как принцип лада".
И дальше идет обобщение на тональность вообще. Между тем любая музыка тональна (за исключением случаев, когда от нее целенаправленно избавляются).
Нет единственно правильного описания тональных систем. Их много, поэтому требуется какое-то ограничение.
В моем представлении в современной "эстрадной" (поп, рок, джаз и тд) тональности (не хочется лезть в особенности творчества отдельных композиторов, речь идет о массовой культуре), работают два базовых вида ладовых систем, которые отчетливо различаются на слух - классическая функциональная система (и если перечитать мои посты, то можно увидеть, что я не ленился писать "классическая функциональная") на основе автономных ладов (и это не только венские классики) и монодийно-гармоническая ("модальная", "мелодическая" и тд) , в основе которой лежат результативные лады (лады без вводного тона и других особенностей строения автономных ладов) - с размытыми, рыхлыми функциями так, что по сравнению к классической определенной функциональностью, это можно считать по сути отсутствием функций (какие-то функции есть всегда - устой-неустой - это закон восприятия, вопрос в их качестве, характере, действии, динамике-статики).
В них тоника, тоникальность аккордов тоже слышна, но она может блуждать с аккорда на аккорд в зависимости от разных факторов, плюс субъективное восприятие слушателя и его опыт. В классической функциональной тональности такой неопределенности не бывает (если слушатель воспитан в европейской культуре).
Соответственно и восприятие функций (функции - это наш
непроизвольный прогноз, ожидание) меняется от 100% предвидения до, условно, 0, ну или 10%.
Таким образом внутри явления "тональность" имеется как-бы два полюса, две крайности - "консервативная" функциональность и "демократическая" ладовость-модальность-звукорядность, в которой функции то ли есть, то ли нет - важнее красочность гармоний, интервалы, отношение каждого аккорда непосредственно к тонике, а между этими полюсами располагается масса вариантов, оттенков, смешений. Например, как в блюзе.
В целом эволюция тональной гармонической системы шла от модальности к классической функциональной тональности (хотя там оставались рудименты старой модальности), затем эта тональность стала разбавляться/обогащаться красочными элементами модальной системы, что снижало стерильную функциональность классической тональности. Тональность расширялась все новыми гармоническими идеями, красками, что снижало действие классических функций.
Всякие прокофьевские доминанты не настолько овладели общественным слухом, чтобы выполнять ту же функцию, что и классическая доминанта. А вот блюз, его лад и форма, наоборот, глубоко проник в общественный слух... ну, ладно, эту тему лучше не трогать.
Так что я считаю, что за основу надо брать тональность, научиться слышать классические функции, а потом смотреть, что с тональностью и этими функциями происходит при ее расширении.
Проблема в том, что часто не понимают, где работают классические функции, а где не работают, или рассматриваются условно. И пытаются рок гармонию, основанную, например, на миксолидийском ладу (кстати, тональную) анализировать с помощью классических SDT.
И не срастается.
Хотя использовать функциональный анализ тоже можно, но с пониманием, что это несколько иные функции.