Настолько сильно эта конструкция въелась в слух, что выбить его из этого квадрата нет никаких сил))). И поэтому он этим очень отличается от модальных «переливов», с ощущением выходов из тональности.
Модальные «переливы» - это только одна из форм проявления "модальности". Есть другие, в которых тоника ощущается, но не благодаря стабильной ладовой системе (я не беру сейчас гармонию блюза с функциональными оборотами, там, где последние 8 тактов | I7 | VI7| ii | V7 | I каде|нция|| ), а благодаря форме.
Также есть виды модальной музыки, где тоникальность поддерживается остинатной фигурой в басу - риффом или бурдоном или есть формы, где чередуются пара аккордов - устой - неустой. Вот, например, первая часть Таке 5 - чисто ладовая, на "тонике". И импровизация играется в ладу на два аккорда.
Опять-таки, термин "модальность" не отражает сути явления и каждый может понимать под ним, что ему угодно.
Позже я попробую ответить более развернуто (если надо), но сейчас, сорри, нет времени. Поэтому, Дмитрий, у меня просьба - пока не дискутировать со мной - я не смогу отвечать.
Я в принципе, твою позицию понимаю, ты уже много раз изложил эту концепцию модальности - это извлечение из учения Холопова, хотя на самом деле Холопов имеет более широкий взгляд, но почему-то все видят только эту сторону - "отсутствие стабильной тоники" и признают либо средневековую модальность, либо "неомодальность", типа, на симметричных ладах.
Просто у меня несколько другой взгляд на всю эту проблему. Я тоже уже много раз пытался объяснить.
Я придерживаюсь учения, которое идет из питерской консы, а не московской (холоповской). Их учение мне ближе - оно кажется более проработанным, непротиворечивым, совместимой с западными учениями, и расставляющей все явления по полочкам - отвечающим на многие вопросы.
А пока напишу, что я понимаю под тональностью (цитирую).
ТОНАЛЬНОСТЬ — абсолютно-высотное положение ладовой системы.
В условиях стабильных ладовых систем с четко выявленным центром тональность определяется положением этого центра (тональность До, Ми и т. п.).
В системах нестабильных однозначное определение центра невозможно, но сам феномен тональности, как характеристики высотного положения системы, тем не менее обязательно имеет место, что с очевидностью подтверждается возможностью транспозиции музыкального текста.
/Что может создавать путаницу:/
"Существует и еще более узкое понимание тональности — только как «классической» тональности, т. е. «организации, господство которой установилось в европейской профессиональной музыке конца XVII в. и продолжалось в двух последующих столетиях» .
PS А насчет того, почему в блюзе ощущается тоника (с этим никто не спорит) я тоже уже писал аргументированно, но ты как-будто не замечаешь - ни да, ни нет и продолжаешь писать то, что мне понятно, но с чем я не могу согласиться (точнее, соглашаюсь, но как с одним из проявлений результативных ладов, но не единственным - это самое главное).
В итоге мы зачем-то ходим по кругу.