Автор Тема: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.  (Прочитано 41860 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #375 : Ноября 27, 2020, 12:47:49 »
ИМХО, если на аккорд Em сразу играть в теме фа бекар, то вряд ли слух настроится на  Emoll.

А если  не обозначать фа бекар, а строить мелодию на нотах трезвучий. Тогда без сомнения слух настроится на Em.
Но даже если мы и отразим фа-бекар, то сразу почувствуем фригийский лад на тонике Em. А далее при переходе в ля-минор слух поймает новую тонику Am. А окончание будет на G и адаптирует слух на миксолидийский.
Это и есть модальное восприятие - мы при смене аккорда слышим не ступень тональной системы и сквозной лад мажоро-минорной системы с опорой на общую тонику, а переход в другой лад с новой «тоникой».

Мне кажется, что именно это отличие в восприятии отличает тональную гарм. систему от модальной.

Overkill69 : Изучайте гармонический минор. Это первый класс музыкальной школы)))

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #376 : Ноября 27, 2020, 13:10:35 »
Overkill69 : Изучайте гармонический минор. Это первый класс музыкальной школы)))

Если все подряд изучать так и будешь "цыпленка" играть ))

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #377 : Ноября 27, 2020, 13:54:58 »
Это песня в гармоническом ля-миноре. С ярчайшей доминантой — E7.
А мелодия в каком ладу написана?

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #378 : Ноября 27, 2020, 16:35:24 »
А мелодия в каком ладу написана?
дважды гармонический минор, он же "цыганская", "венгерская" гамма

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #379 : Ноября 27, 2020, 17:01:44 »
Цитировать
Настолько сильно  эта конструкция  въелась в слух, что выбить его из этого квадрата нет никаких сил))). И поэтому он этим очень отличается от модальных «переливов», с  ощущением выходов  из тональности.
Модальные «переливы» - это только одна из форм проявления "модальности". Есть другие, в которых тоника ощущается, но не благодаря стабильной ладовой системе (я не беру сейчас гармонию блюза с функциональными оборотами, там, где последние 8 тактов | I7 | VI7| ii | V7 | I  каде|нция|| ), а благодаря форме.
Также есть виды модальной музыки, где тоникальность  поддерживается остинатной фигурой в басу - риффом или бурдоном или есть формы, где чередуются пара аккордов - устой - неустой. Вот, например, первая часть Таке 5 - чисто ладовая, на "тонике". И импровизация играется в ладу на два аккорда.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Опять-таки, термин "модальность" не отражает сути явления и каждый может понимать под ним, что ему угодно.

Позже я попробую ответить более развернуто (если надо), но сейчас, сорри, нет времени. Поэтому, Дмитрий, у меня просьба - пока не дискутировать со мной - я не смогу отвечать.
Я в принципе, твою позицию понимаю, ты уже много раз изложил эту концепцию модальности - это извлечение из учения Холопова, хотя на самом деле Холопов имеет более широкий взгляд, но почему-то все видят только эту сторону - "отсутствие стабильной тоники" и признают либо средневековую модальность, либо "неомодальность", типа, на симметричных ладах.
 
Просто у меня несколько другой взгляд на всю эту проблему. Я тоже уже много раз пытался объяснить.
Я придерживаюсь учения, которое идет из питерской консы, а не московской (холоповской). Их учение мне ближе - оно кажется более проработанным, непротиворечивым, совместимой с западными учениями, и расставляющей все явления по полочкам - отвечающим на многие вопросы.

А пока напишу, что я понимаю под тональностью (цитирую).
ТОНАЛЬНОСТЬ  — абсолютно-высотное положение ладовой системы.
В условиях стабильных ладовых систем с четко выявленным центром тональность определяется положением этого центра (тональность  До, Ми и т. п.).
В системах нестабильных однозначное определение центра невозможно, но сам феномен тональности, как характеристики высотного положения системы, тем не менее обязательно имеет место, что с очевидностью подтверждается возможностью транспозиции музыкального текста.

/Что может создавать путаницу:/
(нажмите чтобы показать/спрятать)

PS  А насчет того, почему в блюзе ощущается тоника (с этим никто не спорит) я тоже уже писал аргументированно, но ты как-будто не замечаешь - ни да, ни нет и продолжаешь писать то, что мне понятно, но с чем я не могу согласиться (точнее, соглашаюсь, но как с одним из проявлений результативных ладов, но не единственным - это самое главное).
В итоге мы зачем-то ходим по кругу.
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2020, 17:24:58 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #380 : Ноября 27, 2020, 17:31:06 »
дважды гармонический минор, он же "цыганская", "венгерская" гамма
А тогда откуда в дважды гармоническом миноре в восьмом и десятом такте до диез появляется?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #381 : Ноября 27, 2020, 18:00:47 »
Если все подряд изучать так и будешь "цыпленка" играть ))
Круто отбрил ))
А вы какую музыку слушаете, что вам нравится, на что ориентируетесь? (обещаю, никаких своих оценок давать не буду).

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #382 : Ноября 27, 2020, 18:08:18 »
А тогда откуда в дважды гармоническом миноре в восьмом и десятом такте до диез появляется?
я бы трактовал как хроматизм, опевающий септиму Е7

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #383 : Ноября 27, 2020, 19:41:29 »
А вы какую музыку слушаете, что вам нравится, на что ориентируетесь? (обещаю, никаких своих оценок давать не буду).

О вкусах все равно не спорят ...
Блюз, блюз-рок в основном заходит, на них ориентируюсь.

... и добавил:

я бы трактовал как хроматизм, опевающий септиму Е7

Я бы трактовал как хроматизм, отпевающий септиму ) 
Цыпленок непрост оказывается, сколько в нем всего намешано )
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2020, 19:54:14 от Overkill69 »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #384 : Ноября 27, 2020, 21:33:20 »
Цыпленок непрост оказывается, сколько в нем всего намешано )
ну если даже цыпленок непрост, то можно разобрать "кузнечика". Там куплет тоже на двух аккордах, только ритмика и мелодия ещё проще, нет никаких хроматизмов и экзотических гамм.

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #385 : Ноября 27, 2020, 22:03:02 »
Ну раз пошла такая пьянка ...

https://www.youtube.com/watch?v=qtl3W7mhRLs

До 0:50 кто может что-то прокомментировать ?  Или я один тут "чайник" ? ... ;D
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2020, 22:07:50 от Overkill69 »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #386 : Ноября 28, 2020, 00:50:22 »
To eye:

С странно слышать твое понятие тональности,

_____ В условиях стабильных ладовых систем с четко выявленным центром тональность определяется положением этого центра (тональность  До, Ми и т. п.)._______

так как помимо высоты лада, оно обозначает еще и «мажор» или «минор». Никто не говорит «тональность До».... Говорят «тональность До мажор» или «До минор». И только после этого в голове музыканта выстраивается картина, состоящая из двух элементов:
1) высота лада ( До, Ре и тд.,.)
2) структура лада со всеми базовыми ступенями - мажора или минора.

И когда начинается музыка в тональности  До мажор и вдруг там появляется аккорд не из этой  тональной  системы (оказывается аккорд До вовсе и не тоника), то тут «тональность» рушится и начинается поиск логики конструкции и какое-то осознание координат.
Но действительно, не стоит ходить по кругу. )))) 

Второе, все понимают, что есть второй тип модальности - игра ладов на тонике или риффе. Но мы о ней здесь не говорим, так как в этой организации нет движения аккордов по ступеням (игра на двух аккордах это тот же рифф). Поэтому этот вид модальности лучше  не трогать вообще (в данной теме)

Речь идет - как отличить и как позиционировать два вида ГАРМОНИЧЕСКОЙ организации  - тональную гарм. систему (строгую маж-мин систему) и модальную («средневековую», где происходит движение аккордов по ступеням и «игра ладов») . И дать им характеристики в идеальной форме (понятно, что в реальной практике они могут переплетаться).

Как трактовать высоту модального лада? На счет слова «тональность» есть определенные шероховатости в терминологии. Конечно, мы анализируем модальные конструкции (в том числе и в нотной записи) через маж-мин тональности. От этого не уйти.... Но на «плавающих» гармониях, когда меняются «тоники» и слух ощущает выход из тональности ( на первом типе модальности)  прикреплять такую организацию к одной единой тональности не совсем корректно. Высота звукордяда модального лада (в котором меняются тональные центры)  и «тональность» как гарм. система маж. минора,  все же не совсем одно и тоже. 

П.С. Я просто рассуждаю.... Не пытаюсь кого-то переубедить.... Кстати, ты Сергей, не обязан отвечать.... )))  Если нет желания, то не стоит мучиться))))



Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #387 : Ноября 28, 2020, 00:54:11 »
А что там комментировать? Это просто шумовые эффекты и вертушки на основе натурального ми-минора и минорной пентатоники с блюзовой b5 :pozor:
Может, после 0:50, там, где орган вступает?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #388 : Ноября 28, 2020, 01:07:28 »
Overkill69:

Есть такой музыкант ZeeRock в Техасе, бывший гитарист группы Ред Элвисес. Я его хорошо знаю, провели много времени в штатах в разговорах о русском щансоне и в целом о влиянии цыганской музыки на нашу музыку. Он спец. по всяким  экзотическим ладам ( имеет цыганские корни).
Так вот он наглядно показал, что вот эти «Цыпленки» и «Мурки» далеко не простые в ладово-гармоническом плане структуры. И если вы попытаетесь более плотно гармонизовать и теоретически проанализировать подобные «одесские» песни (в которых намешано много национальных кровей), то придется столкнуться с некоторыми сложностями.
Так что «Цыпленок жареный» не самый простой пример ладово-гармонической организации. Кстати, блюзовые музыканты, играющие «пентатонику на квадрат зачастую входят в ступор и не знают что делать в этой «блатной» цыганочке))))

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #389 : Ноября 28, 2020, 02:04:13 »
To eye:

С странно слышать твое понятие тональности,

_____ В условиях стабильных ладовых систем с четко выявленным центром тональность определяется положением этого центра (тональность  До, Ми и т. п.)._______

так как помимо высоты лада, оно обозначает еще и «мажор» или «минор». Никто не говорит «тональность До».... Говорят «тональность До мажор» или «До минор». И только после этого в голове музыканта выстраивается картина, состоящая из двух элементов:
1) высота лада ( До, Ре и тд.,.)
2) структура лада со всеми базовыми ступенями - мажора или минора.
Твое дополнение о наклонении лада ничего не добавляет к тому определению тональности - это высотное положение центра.
Существует разграничение: С - тональность, dur, moll  - лад. Даже есть термин, объединяющие эти понятия- ладотональность.
Цитировать
И когда начинается музыка в тональности  До мажор и вдруг там появляется аккорд не из этой  тональной  системы (оказывается аккорд До вовсе и не тоника), то тут «тональность» рушится и начинается поиск логики конструкции и какое-то осознание координат.
Можно пример? Непонятно, что значит "аккорд не из этой  тональной  системы".
Я привел пример (Orlando) старой модальности - там все аккорды одной ладовой системы. Это пример нестабильной ладовой системы.