Overkill69,
Говоря о современной европейской и основанной на ней (а не на других традициях) популярной мировой музыке, представьте себе 12СРТС, всё функциональное взаимодействие совершается в звукоряде которого и его частях.
Это множество, в котором динамически (в зависимости от подмножества, в котором оказываются) инициализируются и реализуются функции — смысловые значения, присущие элементам (разным и иерархически разным звуко элементам: тонам, аккордам, гармониям, тональностям).
Представление о том, дескать, тональность существует строго в диатоническрм звукоряде из 7 звуков неверно, поскольку фактически в каждой тональности есть (пускай и выходящие за пределы основных ступеней звукоряда тональности) аккорды, содержащие в своём составе каждую из условно 12-ти ступеней.
Тональность До мажор (7 основных ступеней +):
1. db — основание неаполитпнского секстакорда / ступень дважды гармонического До мажора.
2. eb — ступень переменного (одноимённого) мажоро-минора.
3. f# — терция двойной доминанты.
4. ab — ступень гармонического До мажора.
5. bb — ступень мелодического До мажора.
И это ещё не всё.
В тот-же время, например, тоны bb и f# могут создать игру "модальными" (ладовыми) красками, если "До мажор" не будет сконцентрированно централизован, как это в строгом (классическом) гармоническом стиле.
И это ещё не всё.
Звуковысотная организация музыки сложна.
Иногда для того, чтобы, так сказать, декларировать тональность (возможно, как отклонение/модуляция от основной/исходной тональности), хватает 1—2 аккордов; в то время как порой изложение тональности бывает весьма сложным (многоаккордовым или, скажем так, многотоновым — напр., так или иначе задествующее или даже одноразово подходящее во всем ступеням тональности).
И это ещё не все.
Есть такие способы организации музыкальной материи / звуковысотностей, традиционно причисляемые к ладовым/модальным, но которые лично мне мыслятся вполне тональными, где основным выразителем функциональности мыслятся звукоряды — это, по-моему, чисто теоретико-иерархичемюский момент. Иначе говоря, тоны / аккорды /звукоряды как выразители функций — вопрос формальный, и формализации с точки зрения единой теории.
Тут и бурдонный (как органный пункт) аккорд, на фоне которого разворачиваются звукоэлементы, реализуюшие на фоне данного аккорда полный (т.е. содержащий в себе все функции) функциональный оборот (— пример Дмитрия — аккорд [гармония [всё многообразие воспринимаемых как принадлежащие единому целому сочетаний/последовательностей тонов] с аккордовым "стержнем"] как "сам себе" тональность; смена аккорда/гармонии — смена тональности); и вертикальная (разно)звукорядная (на аккорд) игра/импровизация; и мне видится вполне уместным причислить к ("слабой") тональности историческую/народную "ладовую" музыку разных народов с их музыкальными традициями (говоря о музыкальных традициях, уже имевших дело с звуковысотностями, а не, например, сугубо с ритмом); и, конечно, же "атональность" — рассеянная (за счёт одновременнго/последовательного/перекрёстного звучания тональностей) тональность.
Всё это многообразие (и иные аспекты) организации музыкального материала / звуковысотностей и образует то множество музыкальных явлений/феноменов, что впоследствии. исследует гармония и которые, исходя из объективной теоретической потребности (в развитии/систематизации/подытоживании знаний), следует рассматривать с точки зрения единой, непротиворечивой теории с минимумом исключений, подтверждающих горе-правила, и которая (теория) не явилась бы прокрустовым ложе для этих явлений.