To eye:
____ На самом деле в Ре мы можем придумать здесь функции, ведь аккорд на 7й ступени в тональности выполнят роль доминанты:
|Dm| C | G | Dm |
i bVII IV i
t dvii s dor t
______
Срузу хочется поставить точку в вопросе, что это не наезд и не удар по проф. самолюбию.
Но мне не понятно, почему ты Сергей TSD понимаешь исключительно в строгой классической форме, без желания принять, что тоналтная система (функциональная) может выходить за пределы эталонных рамок. В то же время, делая прекрасный функциональный анализ (в третьей строке).
Я здесь вижу некое раздвоение: с одной стороны хочется придерживаться научной парадигме (чтобы не заподозрили в дилетанстве), с другой показать свое понимание предмета.... В результате получается некие две теории музыки даже в рамках одной песни)))) Взял одни аккорды - это тонально и функционально, чуть изменил их (без видимых последствий для слуха и ощущения тональности (тоники), ты уже в некой другой сфере. Ну хорошо, в классической гармонии не принято после D идти в S..... Но со временем этот оборот вошел в практику и стал привычной нормой. Почему нельзя это принять и ввести в нормы функциональных отношений?
Дорийский минор давно вошел в практику и его аккорды воспринимаются как функции одного из видов минора. Почему не считать это функциональной гармонией (современной)?
Если все аккорды системы слух воспринимает системно, где каждый аккорд на своем месте (функция), если слушатель не вылетает из «тональности» и предугадывает разрешение аккорды, почему это не считать работой функций и тональной системой? Если в натуральном миноре последовательность Am Dm Dm Am это норма, то почему в дорийском миноре Am Em D Am это «не работа функций»? Почему нельзя это включить в работу функций, так как практика давно это использует и все слышат эти последовательности тонально?
Overkill: Я прекрасно понимаю ваши негодования.... У меня есть товарищ, который стоит на позиции, что человек это биомашина, мозг которой работает по объективным законам (заложенной программе). Что красота у человека (в музыке, в живописи, в архитектуре, в теле женщины и тд. это ничто иное как математический алгоритм. И возможно он прав, в его суждениях есть логика. Но пока не созданы такие компьютерные программы, которые бы раскрыли сущность человеческих ощущений и чувств, полагаться стоит на человеческие ощущения.
Но проблема в том, что восприятие музыки у всех людей разное и зависит от проф. подготовки, природных данных и общего культурного уровня. Оно зависит даже от времени суток, погоды и настроения в данный момент!
Поэтому изучать предмет теории музыки надо с двух сторон:
1) Искать объективные закономерности (присущие всем людям, независимо от их культурного уровня, ) то есть на физическом математическом уровне.
2) Изучать другие области (психологию, культурологию и тд) Которые не менее важны в этом познании.
Алексей Козлов (руководитель гр. Арсенал), когда то рассказал мне теорию о развитии музыки (появления стилей музыки) на основе общественно-политической (и экономической) жизни общества. То есть по его теории не музыкальные науки являются движителем прогресса в музыкальной жизни, а явления жизни, которые отражаются художниками в искусстве. То есть источником вдохновения является не теория музыки, а желание что то высказать миру. И художник ищет для этого выражения свой (новый) язык. На основе своих чувств, интуитивно.....
Я сделал серию статей с Козловым по теме. Можно почитать здесь:
https://maloletov-guitar-club.ru/1school/Style.htmНикакая теория музыки не расскажет Хендриксу выкрутить гейн лампового усилителя, довести искажения до предела, подойти к колонке, чтобы началась обратная связь и вылетел случайный обертон, который можно «играть» при помощи рычага вибрато..... Все возникало экспериментально, на слух. Люди находили интуитивно новые звуки, созвучия, аккорды, их комбинации и это входило в практику. Да, потом, можно это как то привести к теории (и даже к компьютерной программе, которая покажет «алгоритм красоты»), но это было потом, после того, как музыка создана.
Мораль сей басни - не стоит через теорию пытаться найти «чашу грааля», которая откроет все тайны музыки. Полагаться надо на свои чувства и искать свою музыку, опираясь на свой слух. И если это вам будет нравится самому, то 100% это понравится еще кому-то (своей целевой аудитории).
С другой стороны через теорию можно найти что то новое, что может вдохновить и стать источником (направлением) поиска. Но в любом случае именно слух и художественный вкус является определителем «нравится - не нравится», «красиво - не красиво»...... И у каждого человека эти критерии оценки свои. Поэтому любое искусство субъективно.
... и добавил:Тема скатилась в типичное рунетное хамство из серии "вы ничего не знаете", очень "педагогичный" перл от eye "вы не имеете музыкального слуха от слова совсем - вы рассуждаете, как абсолютно глухой." (т.е. есть образцовый слух, а остальные -- глухие . вообще, рассуждать так ["как абсолютно глухой"] и надо. где аргументация на уровне "рассуждений"?) и особенно позабавило определение тоники на слух -- как будто то, что это практический навык, имеет какое-то значение в контексте образовавшейся дискуссии.
Определение тоники на слух является самым главным, фундаментальным элементом восприятия музыки. Так как, всем известно, если человек на белых клавишах, на одном звукоряде, за тонику берет разные ноты, то получается СЕМЬ РАЗНЫХ ладов (и их гармоний), то есть семь
разных настроений и чувств. Поэтому если автор сочинил музыку в Dm дорийском миноре, а кто-то это воспринимает в До мажоре, то это не будет отражать замысла автора, слух не будет корректно влиять на чувства и ощущения, соотвественно теория не будет правильно описывать явления. Лад и гармонию слух (сознательно или подсознательно) считает от тоники (главного тога или созвучия). Меняется тоника и одни и те же звуки и аккорды принимают другие краски и ощущения.