Автор Тема: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.  (Прочитано 41798 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #165 : Октября 31, 2020, 23:16:03 »
Я так и не понял завязки на слух и почему все так к этому апеллируют, практика и теория - разные вещи.
Само собой разные, только вот они неразрывно связаны; нельзя стать футболистом, изучая лишь механику бега, ударов по мячу и т.п. Теория без практики - мёртвый груз. А вот практика без теории в случае с музыкой вполне жизнеспособна (да и в футболе так же).

Что касается умения слышать, то это практическое умение развивается постепенно, но непосредственно с теорией оно не связано, и не может быть связано
Без умения слышать невозможно изучить теорию, потому что не будет понимания о чём идёт речь, будет лишь иллюзия знания.

Ваш вопрос равносилен "ребята, подскажите, какой вкус у блинов?" (при условии, что вы их никогда не ели) - и мы тут на десяти страницах начинаем рассказывать про основные виды теста, пропорции ингридиентов, а потом выясняется, что есть много рецептов, и некоторые напрочь отказываются добавлять соль, а другие вместо масла маргарин кладут... Вопрос: вы хоть немного почувствуете вкус во рту? Максимум, будет иллюзия вкуса, которую вы создадите в воображении; но это не настоящее возбуждение вкусовых рецепторов.

В начале этой темы очень доступно объяснили ощущения, которые вызывают основные функции, и много других полезных вещей - эдаких "рецептов". "Попробуйте" теперь что-то из этого. На любых песнях, которые нравятся. У нас тут же не экзамен по гармонии, из-за которого отчислят и выгонят из общаги - ничто не мешает попробовать самому определить функции.
А вы, ещё не "распробовав тесто гармонии", снова говорите "блины сладкие, и от того, что кто-то это не чувствует, они не перестанут быть сладкими. Ведь рецепт говорит, что там есть сахар" ??? Загвоздка только в том, что не будете знать наверняка, пока сами не попробуете.

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #166 : Октября 31, 2020, 23:31:38 »
Само собой разные, только вот они неразрывно связаны; нельзя стать футболистом, изучая лишь механику бега, ударов по мячу и т.п. Теория без практики - мёртвый груз. А вот практика без теории в случае с музыкой вполне жизнеспособна (да и в футболе так же).

Стать футболистом, играя во дворе или гитаристом, играя на диване, не получится. Нужна школа, а школа уже опирается на теорию.

Без умения слышать невозможно изучить теорию, потому что не будет понимания о чём идёт речь, будет лишь иллюзия знания ...
"блины сладкие, и от того, что кто-то это не чувствует, они не перестанут быть сладкими. Ведь рецепт говорит, что там есть сахар" ??? Загвоздка только в том, что не будете знать наверняка, пока сами не попробуете.

Не согласен, вы же не пробовали г..вно, но знаете что это г..вно ? Сорри за грубый пример  :)

Оффлайн Marsel Schmier

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3392
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #167 : Ноября 01, 2020, 01:20:23 »
https://www.youtube.com/watch?v=WS5UxLHbUKc&feature=emb_logo
Система звезды Trappist-1 – это семь планет почти земных масштабов с удивительно компактным расположением орбит. Некоторые планеты расположены так близко друг к другу, что должны столкнуться либо вылететь с орбиты и начать удаляться от звезды. Но система остается стабильной уже миллиарды лет. Группа канадских астрономов находит объяснение в резонансе: вторая планета заканчивает пять оборотов вокруг звезды за то же время, за которое первая планета совершает восемь оборотов. Три оборота третьей планеты равняются пяти оборотам второй и так далее – все планеты резонируют друг с другом.

Это явление впечатлило Мэтта Руссо – музыканта и астронома, который перевел движение планет в ноты и записал “музыку сфер”.


Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #168 : Ноября 01, 2020, 10:25:26 »
https://www.youtube.com/watch?v=WS5UxLHbUKc&feature=emb_logo
Система звезды Trappist-1 – это семь планет почти земных масштабов с удивительно компактным расположением орбит. Некоторые планеты расположены так близко друг к другу, что должны столкнуться либо вылететь с орбиты и начать удаляться от звезды. Но система остается стабильной уже миллиарды лет. Группа канадских астрономов находит объяснение в резонансе: вторая планета заканчивает пять оборотов вокруг звезды за то же время, за которое первая планета совершает восемь оборотов. Три оборота третьей планеты равняются пяти оборотам второй и так далее – все планеты резонируют друг с другом.

Это явление впечатлило Мэтта Руссо – музыканта и астронома, который перевел движение планет в ноты и записал “музыку сфер”.



Связь музыки и астрономии в западно-европейской музыке началась еще с  Пифагора. Он и его последователи стояли на позиции, что натуральный обертоновый звукоряд, его числовые пропорции, это количественный закон Вселенной. То есть по каким пропорциям построен звук, по таким построена и Вселенная. Термин «Гармония сфер» или «музыка сфер» пошло от туда. Музыка для Пифогорейцев была  не просто удовольствием и развлечением, а некая таинственная связь с мирозданием через числа и пропорции.

Поэтому ваше изучение музыки через астрономию очень интересно и полезно. Хотя для кого то это может показаться чудачеством, лишенного практического смысла. 

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #169 : Ноября 01, 2020, 12:16:27 »
Стать футболистом, играя во дворе или гитаристом, играя на диване, не получится. Нужна школа, а школа уже опирается на теорию.
Получится и то, и другое. Была и есть масса гитаристов, не разбирающихся в теории, при этом являющимися очень хорошими музыкантами. И Дмитрий выше приводил пример с Прокофьевым. А уж в бюзе, рок-музыке и подавно не было никакой школы, что не мешало людям творить.

Не согласен, вы же не пробовали г..вно, но знаете что это г..вно ? Сорри за грубый пример  :)
Отличный пример - я как раз и говорил не о знаниях, а о вкусе. Вот вы знаете, что это такое. А теперь расскажите, какое оно на вкус? Кислое? Или сладковатое? Может, терпкое?
« Последнее редактирование: Ноября 01, 2020, 12:22:25 от rocknrollplayer »

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #170 : Ноября 01, 2020, 12:54:38 »
Отличный пример - я как раз и говорил не о знаниях, а о вкусе. Вот вы знаете, что это такое. А теперь расскажите, какое оно на вкус? Кислое? Или сладковатое? Может, терпкое?

Я к тому, что не обязательно переиграть кучу музыкального г..вна, чтобы понять что оно плохо звучит, на то и теория. И блюз звучит не "просто так", а потому что в нем есть законы, и эти законы давно осмыслены.

Получится и то, и другое. Была и есть масса гитаристов, не разбирающихся в теории, при этом являющимися очень хорошими музыкантами. И Дмитрий выше приводил пример с Прокофьевым. А уж в бюзе, рок-музыке и подавно не было никакой школы, что не мешало людям творить.

Это не масса, а единицы, масса - дома сидит на диване "творит" и так и останется массой.


... и добавил:

В мире 7 лярдов людей(почти 8мь), пусть как-то играет на гитаре каждый 7й-8й, грубо миллиард, о скольких гитаристах вы слышали или видели ? ну вспомните пусть сотню от силы,
получается вы знаете об одном из 10ти миллионов. Т.е. шансы стать сколько-нибудь заметным гитаристом равны 1 из 10 миллионов. Вот вам и "массы".
« Последнее редактирование: Ноября 01, 2020, 13:09:06 от Overkill69 »

Оффлайн Marsel Schmier

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3392
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #171 : Ноября 01, 2020, 13:12:32 »
Дмитрий Малолетов, Cпасибо за ваш комментарии! У меня есть книги, и в них очень мало информации о связи астрономии и музыки,и эти книги написаны давно. А еще когда слушаешь классическую музыку: И.С Баха или Антонио Вивальди а он был священиком, то начинаешь понимать что существует такая наука, но полных книг у меня нет. Есть даже одна книга ее написал еврейский равин, где он пишет о связи музыки и созвездии. :chelobiting:

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #172 : Ноября 01, 2020, 13:59:14 »
Получится и то, и другое. Была и есть масса гитаристов, не разбирающихся в теории, при этом являющимися очень хорошими музыкантами. И Дмитрий выше приводил пример с Прокофьевым. А уж в бюзе, рок-музыке и подавно не было никакой школы, что не мешало людям творить.
Отличный пример - я как раз и говорил не о знаниях, а о вкусе. Вот вы знаете, что это такое. А теперь расскажите, какое оно на вкус? Кислое? Или сладковатое? Может, терпкое?


Знания бывают теоретические и эмпирические (через практику и опыт). Если блюзовый музыкант не знает как называются лады и аккорды (ступени или блюзовые функции), это не означает, что он «не знает» теории. Он ее прекрасно знает, просто у него выработались свои стереотипы.


П.С. Прокофьев как раз был прекрасным теоретиком и гармонию знал на экспертном уровне  (учился в консерватории у Римского Корсакова и других видных людей). Другое дело, что трактовал (осмысливал) он свою музыку тонально, через мажор-минор, в 12 ти тоновой системе. То есть он в мышлении вышел за пределы классической теоретической школы. Эту систему описал Холопов - профессор Московской консерватории. Мой коллега, с которым я играю в одном проекте, его ученик. Его знания в плане гармонии далеко за рамками «эстрадных песенок» в дорийском  миноре. Он делает оркестровки для оркестров с полиладами)))).
Так вот по его мышлению все гармонические лады мажора и минора это строгая классическая гармония, далее идет  мажоро-минор (объединение мажоров и миноров), далее интеграция натуральных ладов в систему (лидийские ступени, дорийские и тд.... ) И последняя стадия -  включение в систему любых аккордов (в том числе нетерцового строения)  под единой тоникой.
В зависимости от художественных целей он может использовать всю палитру - от строгой классической структуры, до полной растворимости тональных связей. При этом мышление остается в рамках тональности  как отправной точки (с тоникой и соответсвенно и другими функциями, которые могут проявляться конкретно или очень размыто).

Конечно, изучать эту систему без понимания эволюции тональной системы, пропустив школьные учебники, не следует. Просто, изучая какие либо теоретические дисциплины, надо понимать к какой ступени развития они относятся. Например, написано, «что паралллельные квинты это нельзя, или субдоминанту после доминанты» стоит понимать, что эти правила голосоведения и гармонии были актуальны для строго классической музыки (18 века). А сейчас в 21-м веке эти «законы» не актуальны. Что подтверждается музыкальной практикой в современной классической музыке и музыке других жанров.
« Последнее редактирование: Ноября 01, 2020, 14:02:31 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #173 : Ноября 01, 2020, 15:43:27 »
Знания бывают теоретические и эмпирические (через практику и опыт). Если блюзовый музыкант не знает как называются лады и аккорды (ступени или блюзовые функции), это не означает, что он «не знает» теории. Он ее прекрасно знает, просто у него выработались свои стереотипы.
Я и пытаюсь донести, что для выработки этих стереотипов нужна практика.

И блюз звучит не "просто так", а потому что в нем есть законы, и эти законы давно осмыслены.

Конечно, и это касается любой музыки. И речь о том, что осмысление это не оторвано от практики.
Поэтому вопрос "можно ли обойтись функциями" выглядит странно, ведь в начале темы вы написали, что поняли, что означают функции. Значит, должны были услышать, есть ли они в том, что играет Джастин Джонсон, или нет. Если не услышали, значит, либо не поняли, либо их там нет. И именно поэтому я задал вопрос "что вы там слышите? Слышите ли более устойчивые и менее устойчивые аккорды? Если да, то какой наиболее устойчивый, а какой наименее, и в каком порядке они меняются?"
Это же не экзамен. Наоборот, вам пытаются дать ответ, только для правильного ответа нужно понять что вы слышите.
Вот два примера:
Dm - Gm - C - F
Dm - Gm - C - Am
Какие, по-вашему, здесь функции? Что вы слышите как "устойчивое состояние", где происходит "выход из равновесия", а какой аккорд снова "стремится в устойчивое состояние" ?

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #174 : Ноября 01, 2020, 16:31:14 »
Вот два примера:
Dm - Gm - C - F
Dm - Gm - C - Am
Какие, по-вашему, здесь функции? Что вы слышите как "устойчивое состояние", где происходит "выход из равновесия", а какой аккорд снова "стремится в устойчивое состояние" ?

Они тут не по-моему, а по теории, Dm, F тоническая функция. Gm субдоминанта, Am, C выражают доминантную функцию. И не обязательно ничего слушать. На то и теория.
Выход произойдет на субдоминантах, Доминанта предвещает возврат в равновесие, тоника - равновесие.
     

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #175 : Ноября 01, 2020, 18:28:52 »
Хорошо, а теперь по такой же аналогии это
https://youtu.be/H73b9MMXDO8
Есть ли здесь места равновесия, выхода, тяготения обратно к равновесию? Аккорды и ноты называть не обязательно, можно просто время в ролике

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2449
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #177 : Ноября 01, 2020, 19:51:29 »
Есть ли здесь места равновесия, выхода, тяготения обратно к равновесию? Аккорды и ноты называть не обязательно, можно просто время в ролике

Я же знаю к чему эти вопросы... Чтобы на чем-то подловить ? Я что-то неправильно скажу, и будет что-то типа:
 - "Ага, я же говорил, что без практики это все бесполезно !",

Ну и к чему это ? Речь-то не об этом была совсем ...

А то, что функции там есть и есть устойчивый аккорд -факт, в конце вступления 0.58 разрешается в тонику, ну и в самом конце разумеется тоже ...
Скорее всего Ре мажор у него тональность, соответственно определяются все функции и аккорды которые он обыгрывает ...
« Последнее редактирование: Ноября 01, 2020, 20:03:03 от Overkill69 »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #178 : Ноября 02, 2020, 00:53:34 »
Нет, я ж говорю, что у нас тут не экзамен. Вопросы для того, чтобы подсказать, стоит ли использовать функции для анализа этого примера, или пойти другим путем. Если вы слышите функции, продолжайте копать в этом направлении. Если нет, значит стоит задуматься.
Пример хорош тем, что здесь нет уймы аккордов с надстройками, сложной аранжировки и т.п.
Правильно сказали, тональность Ре, и аккорд он обыгрывает Ре мажор. Только обратите внимание вот на что: часто используется аккорд Фа мажор. В тональности Ре мажор нет такого аккорда. Так что это уже не привычный нам мажор.
Хотя ничто не мешает вам слышать это как обычный мажор с временным отклонением в другую тональность. Такой подход тоже допустим и может давать результаты на практике.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #179 : Ноября 10, 2020, 18:07:12 »
О.... Идут годы, но темы форума не меняются))))
1) Сергей (eye) мне кажется, что ты напрочь не принимаешь факт эволюции тональной системы и мыслишь строгими « римановскими» категориями.
Был сильно занят, не хотел влезать в дискуссию.
Я принимаю факт эволюции Тональной системы, тем более, что тональная система подразумевает и функциональную и слабофункционально - ладовую). В этом и есть эволюция и развитие тональной системы - объеденить все, что существует.
Но я отделяю то, что реально различается, так как это важно понимать.
И я не мыслю какими-то навязанными кем-то категориями, а опираюсь на свои слуховые ощущения, а потом уже принимаю или нет какие-то теоретические положения. 
Дмитрий Малолетов,  у нас могут быть разные точки зрения (и я считаю твою не совсем корректной, потом объясню) - это нормально. Проблема в том, что ты на основе этой своей точки зрения, делаешь уже какие-то выводы лично в отношении меня ("ты напрочь не принимаешь факт эволюции тональной системы") будто мое мышление на уровне "18 века", и в этом случае  ты вызываешь, не интеллектуальный ответ, а провоцируешь эмоциональный отклик и нормальная дискуссия становится затруднительной - я же тогда обязан ответить в духе "сам ты не поэт"(с).
Дмитрий, дело в том, что в своей аргументации ты некорректно манипулируешь терминами (сознательно или по заблуждению - неважно). Но об этом, наверное, потом.
Сначала хочу процитировать предисловие профессора Бершадской к ее "Звуковысотная система музыки" Словарь ключевых терминов (не 18 век, издание 2013г). Я думаю, там отлично написано про те вопросы, которые так или иначе касаются этого топика.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
Так на блюзовом сейшне все музыканты спрашивают:  «Какая тональность?».... А солист в ответ: «Минорный блюз, Ля-минор» И все сразу понимают, какие аккорды играть, в какой «тональности».
Вот здесь и начинаются манипуляции. Или непонимание, что "тональностью" могут называться разные вещи. Ранее я приводил цитату Шенберга (он то сам и ввел термин атональность) -"Музыкальная пьеса всегда будет тональной уже постольку, поскольку между тонами должна существовать связь, благодаря которой они... образуют последовательность, воспринимаемую как таковую."
То есть понятие тональности можно натянуть даже на атональность.

Когда музыканты на джеме спрашивают о тональности, они подразумевают не функциональную организацию, а "тонику" - от чего плясать - тональность в смысле "высотного положения лада" и плевать какая там система - тональность это или модальность.
Так же плевать на функциональность и что ее обуславливает - объективные факторы или привычки.

Поэтому, когда ты приводишь такие аргументы - ты или совсем не в теме, или не заботишься о "чистоплотности" своей аргументации.

Цитировать
Это есть реальность, то есть факт, который и надо описать в теории. И вот заходит человек на форум и читает, что блюзовая последовательность не функциональна и нет там никакой доминанты, что нет там тональности, а это некая «народная» модальная система. Все это оторвано от жизни (в теоретическом смысле)
Так и есть. Только надо рассматривать с научной точки зрения, а не "кухонных" разговоров.
Это ни чуть не оторвано от жизни, так как соответствует реальности, даже если лабухи об этом не в курсе. Есть четкое научное объяснение - почему мы слышим функции в блюзе, вообще в модальной музыке. Но об этом позже.
Прежде, чем написать далее по существу о функциях и прочее, хочу все-таки ответить на твой выпад: вопрос этого топика касался не эволюции тональной системы, а обычных классических SDT, о которых люди узнают из учебника гармонии, например из Бригады, и я это многократно подчеркивал, что имел ввиду в данный момент
Вот вопрос автора топика
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Так что функции есть всегда, только какие. Вот, например, картинка. На ней автор, то что у нас относят к расширенной тональности, отнес к модальности. Я не совсем согласен в этой схеме, но просто вот одна из точек зрения.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
А вот картинка, которую я постил, но, видимо, она прошла мимо внимания. Здесь о разных типах функциональности. Подробно комментировать не буду, надеюсь, интересующиеся вопросам, разберутся. Там надо сравнивать то что обведено красным и синим.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

И теперь, наконец, о природе функционального восприятия. Это самое важное для понимания процессов, чтобы не валить все в кучу, оправдывая "эволюцией тональной системы". Тут ответ на вопрос - как доминантсептаккорд становится тоникой и что происходит с функциональностью
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Еще раз.
Три типа факторов, способствующих возникновению ладовой дифференциации в результативных ладах ("результативных" - читай в "модальных"):
1.  факторы внутритекстовые (объектные), исходящие из самого материала, его интервалики, ритмики и т. п.;
2.  факторы внетекстовые (субъектные), исходящие из природы восприятия;
3.  факторы ассоциативные (субъектно-объектные), возникающие на основе ассоциативных связей воспринимаемого текста со стереотипными структурами стабильных систем.

Если что-то непонятно по этим факторам - могу пояснить.
И теперь еще раз по поводу "тональных" и "модальных" ладов (у Бершадской это названо псевдо терминами и заменено более обобщающими понятиями - автономные (стабильные) и результативные лады):
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Все это работает и применимо к современной музыке.
А вот городить 12 функций, свою на каждый аккорд, я считаю, это доводит до абсурда и лишает смысла идею базовой троицы - один устой и два типа неустоев ("от" и "к"). И смешиваются в кучу аккорды с "модальными" и "тональными" (использую псевдотермины для краткости) функциями.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
"Это мое оценочное суждение"(с)

« Последнее редактирование: Ноября 11, 2020, 02:53:00 от eye »