eye, возможно, и сработали стереотипы - уж очень прочно у меня ассоциируется с мажоро-минором ход "минорный аккорд - мажорный на полтона ниже" (vi - bVI). И D прямо-таки тяготеет в G, однако, очень неожиданно берется аккорд на полтона выше) Звучит круто, но я толком не могу понять, как работает эта модуляция
что-то типа тритоновой замены в джазе, но тут не "пахнет" джазовыми оборотами. Теоретически, если второй кусок в Cm, то аккорд D это доминанта к доминанте, которая разрешается не в неё, а в аккорд шестой ступени. Но, возможно, это объяснение притянуто за уши...
"
началу этого оборота предшествует G, как гармоническая доминанта?" - доминанта в тональности Cm, соответственно, тоника в G мажоро-миноре.
По функциям - как раз тут не все однозначно для меня. Можно было бы расписать, что "Bb медианта III ступени, воспринимается как тоника...". Однако тут такие неожиданные смены аккордов, что вскоре каждый последующий звучит довольно устойчиво, лишь D и G тяготеют в G(Gm) и Cm соответственно.
Кстати, еще на D для меня интересный момент: гармонически слышу тяготение в G, а гитарист играет фразы в мажорной пентатонике в духе Хендрикса, и из-за этого мне эти фразы показались немного "мимо". Но послушал внимательнее, всё в тональности.
Ах да, и еще один стереотипный оборот заметил, который тоже навёл меня на G мажоро-минор: bIII - V - i (Bb - D - Gm). Только в данном случае у нас два первых аккорда, а тоника так и не появляется.