Автор Тема: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.  (Прочитано 41864 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #390 : Ноября 28, 2020, 11:43:02 »
Это просто шумовые эффекты и вертушки ...

Шумовые эффекты ... может они же создают тяготения ? Так рассуждать, у вас все просто, кроме цыпленка и кузнечика )

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #391 : Ноября 28, 2020, 12:42:37 »
Шумовые эффекты ... может они же создают тяготения ?
А вы слышите там тяготения? Где, на каких нотах и к каким нотам?

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #392 : Ноября 28, 2020, 13:43:20 »
А вы слышите там тяготения? Где, на каких нотах и к каким нотам?

Нет. Я не слышу никаких "тяготений".

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #393 : Ноября 29, 2020, 10:39:08 »
А что вы слышите в TSD?
Только аккорды?
А как же их связи?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #394 : Ноября 29, 2020, 10:47:36 »
To eye:

Пример: Какая тональность во вступлении I am warlus?

_______Твое дополнение о наклонении лада ничего не добавляет к тому определению тональности - это высотное положение центра. ______

1) Как это не дополняет? Высотное положение КАКОГО лада? Еще раз: НИКТО не говорит «тональность ДО. Обозначая тональность говорят ДО мажор или До минор. И именно эта добавка сразу выстраивает в воображении ГАРМОНИЧЕСКУЮ (базисную, функциональную модель.)
А при прослушивании музыки так вообще высотное положение лада для людей не важно (одна и та же музыка в разных тональностях звучит одинаково (для подавляющего большинства). А вот структура лада и определяет в тональности ли музыка (аккорды в логической системе и связи) или с «выходом» из тональности (ощущение нарушения системы).

2) Какого центра? А если в музыке нет  одного центра?


П.С. Похоже мы поменялись местами)))) Я считал, что базисное понятие  «тональность» у тебя основано на идеальной,  эталонной форме тональной (функциональной)  гарм. системы, описанной  Риманом, Танеевым, бригадным учебником и тд.  Именно они и ввели этот термин. То есть  классическая аккордовая тональность мажоро-минорной функциональной системы.
Теперь получается, что под тональностью ты понимаешь не мажоро-минорную гарм. аккордовую систему, а некое широкое понятие, в том числе и модальность (средневековый тип)

П.С. Термин «тональность » априори говорит, что лад «мажор или минор». Поэтому  термин  «Ладотональность» имеет смысл использовать если лад мелодии и тональность (в смысле классической тональной системы мажора/минора)  не совпадают. Без учета лада гарм. анализ провести невозможно.
 
« Последнее редактирование: Ноября 29, 2020, 20:08:14 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #395 : Ноября 29, 2020, 13:31:39 »
Твое дополнение о наклонении лада ничего не добавляет к тому определению тональности - это высотное положение центра.
Существует разграничение: С - тональность, dur, moll  - лад. Даже есть термин, объединяющие эти понятия- ладотональность.
По-моему, C - это в таком виде не тональность, а "высотность". (У перкуссии высотность в общем виде отсутствует, хотя очевидно, что есть более высоко звучащие навесные томы и низкая бас-бочка и их можно настраивать выше-ниже.) А "ключ" "До-минор" может объединять все лады До, имеющие минорное наклонение. До дорийский, например. Я такое встречал кажется в англоязычных объяснениях. Наверное, с точки зрения строгой теории не слишком стройно.

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #396 : Ноября 29, 2020, 16:06:10 »
А что вы слышите в TSD?
Только аккорды?
А как же их связи?

Вот и был задан исходный вопрос - а что в них собственно слышать можно, кроме аккордов как таковых.
Что значит "связи" ? Чем они "связаны"  ? Кроме того, что аккорды в одной тональности и того, что мы их так называем - TSD.

Если надо слышать движение от тоники и движение к тонике - это одно, если что-то другое, то другое, а если это просто
некоторая абстракция от аккордов или ступеней, то третье ...

 

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #397 : Ноября 29, 2020, 17:59:25 »
По-моему, C - это в таком виде не тональность, а "высотность". (У перкуссии высотность в общем виде отсутствует, хотя очевидно, что есть более высоко звучащие навесные томы и низкая бас-бочка и их можно настраивать выше-ниже.) А "ключ" "До-минор" может объединять все лады До, имеющие минорное наклонение. До дорийский, например. Я такое встречал кажется в англоязычных объяснениях. Наверное, с точки зрения строгой теории не слишком стройно.


Под термином «До минор», понятно что имеется ввиду различные лады минора.

Термин «тональность До»  может иметь смысл в мажоро-миноре или расширенной тональности, в которой объединены все лады мажора и минора под одним центром. Но пока это не вошло в практику, так как мажоро-минор или миноро-мажор определяются по одной более главной тональности.


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #398 : Ноября 29, 2020, 21:04:02 »

1) Как это не дополняет? Высотное положение КАКОГО лада?
Вот именно - какого лада? Блюз в До мажоре - это какой лад?

Конечно, лад тесно связан с тональностью. Но если мы играем одно и тоже произведение в разных тональностях, лад остается один и тот же.
Но играем в другой тональности.
С другой стороны мы можем менять лады, оставаясь в той же тональности.

Опять-таки - считать ли модальность наделенной свойством тональности? Холопов говорил о модальной тональности.
Или, например, термин "мелодичская тональность" (Рети, глава 2 http://www.kholopov.ru/arc/reti-tonality.pdf)

И зачем тогда плодить сущности, придумывая термин "ладотональность"? В этом термине две компоненты -  лад и тональность. И это правильно. Понятно, что живя "под диктатом" мажоро-минорной ладогармонической системы, мы имеем мажорную и минорную тональности, и как бы само собой разумеется, что там две компоненты. А если мы выходим за рамки, то обнаруживается, что тональность и лад, несколько разные вещи: лад - это структура (не только натуральные мажор и минор), а тональность - высотное положение этой структуры и ее центрального элемента.

Цитировать
А при прослушивании музыки так вообще высотное положение лада для людей не важно (одна и та же музыка в разных тональностях звучит одинаково (для подавляющего большинства).

И что? Ну, значит тональность неважна исходя из этого утверждения. ) Непонятно тогда зачем эти полутоновые модуляции в конце, если никто их не замечает и они неважны...

Цитировать
А вот структура лада и определяет в тональности ли музыка (аккорды в логической системе и связи) или с «выходом» из тональности (ощущение нарушения системы в виде модуляций (переход в ДРУГУЮ тональность) или модальные гармонии).

Чего-то я не понял довода. Да, лад важен, и что? Мы что обсуждаем, что важнее всего? Типа, детских споров - что важнее сердце или мозг?
Если произведение модулирует из С dur в, предположим, G dur - лад остается тот же, неправда ли? А тональность сменилась. Хм...

Цитировать
2) Какого центра? А если в музыке нет  одного центра, например в паралельно-переменном ладе, где меняются тоники?
В качестве ответа, я просто скопипастчу то, что было в моем первом ответе.
Цитировать
В системах нестабильных однозначное определение центра невозможно, но сам феномен тональности, как характеристики высотного положения системы, тем не менее обязательно имеет место, что с очевидностью подтверждается возможностью транспозиции музыкального текста.
Напомню, я просил привести пример - что значит "аккорд не из этой  тональной  системы".
А также я приводил пример средневековой "тональности", где как бы нет одной тоники, а тональность есть ))

Цитировать
Я считал, что базисное понятие  «тональность» у тебя основано на идеальной,  эталонной форме тональной (функциональной)  гарм. системы, описанной  Риманом, Танеевым, бригадным учебником и тд.
Нет, я так не считал, хотя ты мне это приписывал. Просто у нас разная терминология. Я говорил не о "тональности", а о функциональной гармонической мажоро-минорной  системе - на одном полюсе и монодийно-гармонической системе (или "модальной",  или мелодической тональности) - на другом. В промежутка - много всего, в частности "расширенная тональность". И все это имеет тональность с разной степенью централизации - от максимальной - в классической тональности до всяких разных "рыхлых" и "парящих" тональностей ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Тональность#Состояния_(мажорно-минорной)_тональности ) и до неомодальности с целотонами и уменьшенными.

Цитировать
Теперь получается, что под тональностью ты понимаешь не мажоро-минорную гарм. систему, а некое широкое понятие, в том числе и модальность (средневековую, то есть с движением тональных центров)
 
Изначально я так и говорил. Так что я не "переобуваюсь" - если что можешь отмотать назад.
Не, не, я так тему дискуссии никогда не рассматривал, поэтому и задавал свои вопросы.
Это все тонально. И Сатриани, и So What. Все это называется тональностью. И тональность не противопоставляется (у меня) модальности.
Поэтому вначале я и говорил, что требуется уточнение терминов...
Цитировать
(средневековую, то есть с движением тональных центров)
Как-будто я не приводил примера Орландо и не спрашивал про тональность там ("И что ты не слышишь там тональности?").  Вопрос был не замечен.
Цитировать
Второе, все понимают, что есть второй тип модальности - игра ладов на тонике или риффе. Но мы о ней здесь не говорим, так как в этой организации нет движения аккордов по ступеням (игра на двух аккордах это тот же рифф). Поэтому этот вид модальности лучше  не трогать вообще (в данной теме)
Я не разделяю эти "модальности". Сколько аккордов по-твоему должно быть, чтобы это можно было трогать?
Масса рок песен на трех C-Bb-F - тональность До, лад миксолидийский  + Полилад - блюзовыая пента.

Цитировать
(игра на двух аккордах это тот же рифф)
Понятие "рифф" тоже требует определения. Но что-то мне подсказывает, что здесь вся суть и скрыта. Рифф - это по сути современная монодия - мелодия. А то, что ты (или мы - здесь) называешь модальностью, я считаю правильно называть системой опирающейся на монодийно-гармонические лады.  Следовательно гармония=рифф, гармония=мелодия, независимо от того, сколько там аккордов - это очень даже в точку.
Так же отсутствие классической функциональности "вводного тона" и функциональной триады. И все это имеет тональность.
Главное, что в такой гармонии функциональность подобна функциональности мелодии.
« Последнее редактирование: Ноября 29, 2020, 22:13:47 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #399 : Ноября 29, 2020, 22:19:18 »
Понятно....  Я под словом «тональность» (начиная с классической  до расширенной) понимаю нечто другое. А именно гармоническую систему с единым тональным центром. Расширенная тональность является эволюцией классической тональной функциональной гарм. системы.
Так как если центр  меняется при модальном движении или появляется модуляционной оборот (в классической гармонии), то слух уже опирается на ДРУГОЙ центр и происходит ощущение ВЫХОДА из тональности.

Но мне интересно как ты определяешь  тональность во вступлении I am warlus.

П.С. _______Следовательно гармония=рифф, гармония=мелодия, независимо от того, сколько там аккордов - это очень даже в точку. ______
На мой взгляд эти два вида модальности - разные вещи. Так как в первом случае мы имеем прочную опору центрального тона и ощущаем «тонику» при смене аккордов, а во втором случае, при меняющихся аккордах, меняется опора и слух переключается на другой тональный центр. Слух работает совсем по другим алгоритмам.
« Последнее редактирование: Ноября 29, 2020, 22:32:49 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #400 : Ноября 29, 2020, 22:32:30 »
По-моему, C - это в таком виде не тональность, а "высотность".
Если нравится это слово, используйте его. Я такого термина не припомню (не считая "звуковысотность", что соответствует англ. pitch).
Но высотность (системы) - это и есть в данном случае тональность ))
Есть лад и есть высотность = ладовысотность. (?)
Есть лад и есть тональность=ладотональнсть. (!)
Тональность и лады идут парой, так как тональность - это высотное положения лада. Не может быть тональности без лада.
(Но это не обязательно натуральные мажор или минор. И дело не в вариантности их ступеней. Дело в иных ладах.)
А, лад без тональности можно представить, если записать его ступенями.

Можно сказать, тональность - это материальное воплощение лада на определенной высоте. Когда говорят "тональность Ля мажор" подразумевают лад и тональность - структура и ее высота. Поэтому более точный термин ладотональнсть. Но если мы занимаемся сейчас наукой, то должны освободить термины от посторонних упрощений, которые пришли от повседневного практического использования термина. Тональность - это не структура, а высота. Структура - это лад. Объединение понятий пришло от диктата мажоро-минорной системы.

Так же мы говорим "спой ноту" и это нормально. Но если быть в зоне теоретического обсуждения, то "спой ноту" это глупость, потому что нельзя спеть графический символ.
То же самое - "минорная пентатоника" в мажорном блюзе. Какая же она "минорная"? Подразумевается структура, а не функционал.


... и добавил:

Цитировать
Так как в первом случае мы имеем прочную опору центрального тона и ощущаем «тональность»,
Это только кажется, что она прочная. Прочная благодаря форме или бурдону. На самом деле два аккорда можно истолковать двояко - в зависимости от метроритмического расположения.

Тут как-то разбирали песню Kraftwerk — The model на двух аккордах - с тоникой вопрос не однозначен.
https://m-ludenhoff.livejournal.com/54214.html

... и добавил:

Вот то, о чем я постоянно говорю (из книги "Тональность в современной музыке")

« Последнее редактирование: Ноября 29, 2020, 23:10:14 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #401 : Ноября 29, 2020, 23:16:50 »
Песня Kraftwerk это пример больше  «средневековой модальности», а именно смена тональных центров при смене аккордов последовательности (невозможность выбрать единый центральный тон). Риффовая модальность ( когда ритм секция «опевает» главный тон по аналогии с рагой, мугамом и тд) опирается на центральный тон, слететь слухом с которого сложно. Именно об этой модальности речь.... (где тональный центр не меняется. )

Про цитату: Любой автор имеет право на свою точку зрения. В данной цитате  предлагается автором свое вИдение и он вводит свои термины. Далее он пишет «если такой вид существует (в чем он, судя по тексту не совсем сам уверен, то есть это надо еще доказать) тогда это поменяет взгляд,,,,,,
« Последнее редактирование: Ноября 29, 2020, 23:23:15 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #402 : Ноября 29, 2020, 23:21:55 »
И еще (хотя там вся книга об этом)




... и добавил:

Риффовая модальность ( когда ритм секция «опевает» главный тон по аналогии с рагой, мугамом и тд) опирается на центральный тон, слететь слухом с которого сложно.
Ну вот мы пришли к разным видам модальности.
Тогда архаичный блюз - это и есть "риффовая модальность" )) Но не совсем )))
По-иоему из блюза риффы и пошли (надо проверить)
« Последнее редактирование: Ноября 29, 2020, 23:25:54 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #403 : Ноября 29, 2020, 23:38:14 »
______Ну вот мы пришли к разным видам модальности.
Тогда архаичный блюз - это и есть "риффовая модальность" )) Но не совсем )))
По-иоему из блюза риффы и пошли (надо проверить)______

Архаичный блюз ( 12 тактовый квадрат) основан не на риффе  на одном педальном  фоне (хотя такие первобытные блюзы тоже есть, но не о них речь),  а на смене аккордов в гарм. последовательности. Модальным он бы стал (в моем понимании) если бы слушатели при смене аккордов подсознательно переключались на новый тональный центр ((ощущали выход из тональности). К нестабильным тональностям блюзовый квадрат в моем понимании не относится.

« Последнее редактирование: Ноября 30, 2020, 04:07:01 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #404 : Ноября 30, 2020, 10:57:00 »
К нестабильным тональностям блюзовый квадрат в моем понимании не относится.
Попрошу не выражаться!
 8)

... и добавил:

Цитировать
К нестабильным тональностям блюзовый квадрат в моем понимании не относится.
А, кстати, в каком ладу архаичный блюз написан сформировался?
« Последнее редактирование: Ноября 30, 2020, 11:01:28 от eye »