Добавлю свои 5 копеек в разговор о функциях.
Сперва анекдот:
Басист у барабанщика спрашивает:
- Какой аккорд будет субдоминантой к Фа мажор?
- Дурак, Фа это и есть субдоминанта.
А теперь немного истории.
В средние века духовная музыка и светская были жёстко разделены. И так как вся наука была под полным контролем церкви, то теория музыки была только у духовной музыки. Для светской музыки теорию никто не писал. До16 века в католической музыке использовались Грегорианские песнопения в которой была мелодия исключительно по нотам обиходного звукоряда. Второй голос добавлялся не для красоты, а если кому-то неудобно петь по диапазону. Добавлялся второй голос вверх или вниз на терцию или сексту по ступеням опять же обиходного звукоряда. Ни о какой гармонизации мелодии речи не шло. И учитывая, что в то время в хоре разрешалось петь только мужчинам, то и особо не развернешся с аранжировкой, когда весь диапазон хора меньше двух октав. Но в 16 веке церковное начальство узнает, что всякие минестрели поют свои песни используя другие принципы голосоведения. И, что самое неприятное, всякие протестанты, коих к тому времени развелось немерено (гугеноты, англекане, лютеране) поют свои псалмы на светский манер, и службы проходят красивее чем католические.
Католическое начальство ставит задачу сделать, чтоб было не хуже, но при этом нужен жёсткий регламент, как писать музыку для церковных служб. Первое добавили кроме мужских голосов баса и тенора, альт который исполняли женщины в возрасте. А вот кому петь верхний голос, сопрано, стал серьёзный вопрос. Пускать на хоры молодых девок католики категорически не хотели, дабы разврата не было. По этому сначала петь сопрано заставляли мальчиков, у которых еще не сломался голос, потом поняли, что при должном хирургическом вмешательстве у мальчиков голос не ломается. Но потом, поняв, что данный метод может плохо повлиять на демографию, согласились пусть девицы поют сопрано. Но тяга к мальчикам у католических священников осталась и в наши дни. Шо поделать, традиции.
Ну теперь о регламенте. В сущности это и есть те правила голосоведения, которые изучают на теории музыки. Скачки в средних голосах не применять, параллельные кварты, квинты, октавы не использовать. И тогда и ввели понятия тоники доминанты и субдоминанты, чтобы описать какие движения аккордов разрешены, а какие нет. И смысл запрета движения из доминанты в субдоминанту не в том, что данная последовательность плохо звучит, а в том, что сделать движение голосов из доминанты в субдоминанту без скачков и параллельных квинт практически не возможно.
Так к чему этот экскурс в историю? Чтобы показать, что когда вводили в музыкальную теорию термины TSD задача была не описать с их помощью все многообразие музыки и музыкальных подходов к написанию произведений, а как раз наоборот жёстко ограничить композиторов ограниченным набором гармоний.
Далее появляется равномерно темперированный строй, что позволяет композиторам использовать в одном произведении несколько тональностей. А так же понимание, использование мажорной доминанты в миноре позволяет пользоваться теми же правилами функциональной гармонии в миноре, что и в мажоре. Наступает эпоха венских классиков. Тырим мелодии у народа, или как говорили компазиторы, «черпаем вдохновение в народной музыке», перекладываем и перегармонизируем по правилам функциональной гармонии и два века (18-19) безраздельного господства функциональной музыки в европе.
И все было хорошо с теорией пока не появились стили в которые выходят за рамки TSD или плохо описываются функциями TSD.
Например стандартная последовательность в джазе I-vi-ii-V. Cmaj-Am7-Dm7-G7.
Am7 какую функцию выполняет тоники и субдоминанты? Нет однозначности.
Блюз классический 12 двенадцатитактовый квадрат
|C7|C7|C7|C7|F7|F7|C7|C7|G7|F7|C7|C7|
Если в шестом такте F7 значит это по функциональной гармонии это вводная доминанта, и следующий аккорд должен быть Bb или Bbm, ну или Bb7 но никак не C7. Девятый и десятый такт в традиционном блюзе с точки зрения функциональной гармонии это запрещённое движение S-D, а блюзов и рок-н-роллов с таким оборотом тысячи.
Или вот последовательность Am-D-G-Am
Как ее трактовать?
1) Это песня в ля дорийском и к функциональной гармонии ни какого отношения не имеет.
2) это оборот t- дорийская субдомината- D -t
3) это оборот с двойной доминантой t-DD-D-t
Так вот если этот квадрат крутится по кругу, то вероятнее всего правильный вариант 1.
Если дальше идет минорная каденция типа F-E7-Am, то логичнее всего второй вариант с дорийской субдоминантой.
Если далее идет последовательность F-D-G-C, тогда это третий вариант, у нас сначала прерванная каденция, а потом законченная.
Так вот о том как трактовать аккорд D в тональности ля минор как дорийскую субдоминанту или двойную доминанту между московской и санкт-петербургской консерваториями идет спор с начала 20 века. Уже страна 2 раза поменялась. Город, в котором одна из консерваторий находится, трижды сменил название, а холивар так и не закончен. Вот где настоящая 100 летняя война, а не та потосовочка между англичанами и французами в ходе которой они пустили на шашлык Жанку, главную феминистку средневековья.
Рок. Самые основы, Джими Хендрикс Хей Джо
Куплет |C |G |D |A |E | E |E | E|
Как это трактовать с точки зрения TSD
1)До мажор T-D; ре мажор T-D; ми мажор
2)Соль мажор S-T-D; Ля мажор T-D
3)Соль мажор S-T-D; Ми мажор S-T
Что-то мне подсказывает, что ни один из этих вариантов не правильный.
Почему же функциональная теория так популярна сейчас, если она не может описать многие стили музыки?
Да потому, что все теоретики сидят в государственной системе муз. образования, где большую часть времени изучают как раз таки классику 18-19 веков. Там функциональная гармония работает.
А те кто занимается джазом и блюзом и современными стилями им некогда теории разрабатывать, им джемовать надо, и хиты ваять.
По принципам функциональной гармонии написаны практически все романсы, шансон-блатняк, и советские песни. Если не выходить за этии стили, то функциональной теории достаточно. Если выйти за рамки
Описать всю современную музыку только функциональной гармонией, это как описать все разнообразие ЛГБТ сообщества 2 гендерами.
Можно утверждать, что есть нормальные мужики, нормальные бабы, а все остальные п.... И в принципе с вами согласиться большая часть населения земли, весь исламский мир, китай, православный мир. Но если вы с такими заявлениями выступите на территории носителей гей культуры, то как минимум вы получите полное осуждение, как максимум штраф или срок за шовинизм.
Так что если хочется действительно всерьёз заняться роком и блюзом, то придётся признать, как бы это не было трудно, что музыка не ограничивается функциональной теорией.