Автор Тема: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.  (Прочитано 41346 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #225 : Ноября 13, 2020, 18:45:40 »
Ладно, какой смысл лично меня подлавливать на конкретных примерах, вы же определили функции правильно ?
Ну так и что, каждый сам как хочет что-ли может их определить ?  Нет, они будут для всех одинаковыми. т.е. объективно существующими.
Линия разговора была об объективности их наличия, а не том как лично я их определяю - правильно ли, нет-ли.
Тут пример касался не правильности определения, а того, что функции объективно существуют в голове слушателя,  а не на бумаге. Они появляются тогда, когда мы слышим тяготение куда-то или устой; а не сами по себе, "автоматом". Это ощущения человека. Да, они вполне реальны и объективны, но ощущения не могут существовать вне самого человека.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #226 : Ноября 13, 2020, 18:50:18 »
Т.е. по вашему две разные группы музыкантов могут найти в одном произведении разные тоники и разные функции определить и обе группы будут по-своему правы ?
Имхо, ДА.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #227 : Ноября 13, 2020, 19:17:29 »
Ладно, какой смысл лично меня подлавливать на конкретных примерах, вы же определили функции правильно ?
Ну так и что, каждый сам как хочет что-ли может их определить ?  Нет, они будут для всех одинаковыми. т.е. объективно существующими.
Линия разговора была об объективности их наличия, а не том как лично я их определяю - правильно ли, нет-ли.
Я не подлавливаю, я пытаюсь понять вашу логику и откуда уверенность, что функции - это результат каких-то физических законов.

... и добавил:

Цитировать
Ну опять по кругу пошли, психология - наука, но к музыке и TSD отношения не имеет. TSD определены объективно и безотносительно восприятия.
Просто, если  "безотносительно восприятия", то значит  вам должен быть известен какой-то научный способ определения функций без использования слуха и субъективного восприятия. Думаю, тогда должен быть софт, где достаточно вбить аккорды и получите соответствующие функции.
Более того, вы написали
Цитировать
На частотных принципах.
Если E тоника, то a A субдоминанта, B доминанта ... а не B - субдоминанта, а A - доминанта. Что в этом необъективного ?
... а потом почему-то отступили от этого варианта. (E=I=T, A=IV=S, B=V=D) .
« Последнее редактирование: Ноября 13, 2020, 19:32:03 от eye »

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #228 : Ноября 13, 2020, 19:34:33 »
Я не подлавливаю, я пытаюсь понять вашу логику и откуда уверенность, что функции - это результат каких-то физических законов.

Из того, что если определились с тональностью, скажем Ля минор, это значит, что:
Am, C - тоническая функция, Dm, F - субдоминантная, Em, G - доминантная и вроде как без вариантов ... 

И назначить G субдоминантой "субъективно" не получится. Ну и ясно, что у каждого аккорда есть частотная характеристика,
которая задает тот самый "характер" функции который вы определили как, "я вам покажу кто тут тоника". Это не субъективно,
а определяется тем, какие частоты звучат относительно тоники - в контексте прочих частот. Ваша образная интерпретация - субъективна,
а наличие такой функции - теоретический факт.

Тут пример касался не правильности определения, а того, что функции объективно существуют в голове слушателя,  а не на бумаге. Они появляются тогда, когда мы слышим тяготение куда-то или устой; а не сами по себе, "автоматом" ...

Ну вот по-моему наоборот, "автоматом".
« Последнее редактирование: Ноября 13, 2020, 20:08:24 от Overkill69 »

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #229 : Ноября 13, 2020, 19:36:32 »
Обратите внимание на такой "парадокс", как то, что ход I-IV (обозначение аккордов, построенных от ступеней тональности/лада) — это ход I-IV от исходного (в данном случае I) аккорда; но в то же время ход IV-I (опять же, обозначение ступеней лада/тональности, от которых построены аккорды) — это ход I-V от исходного (в данном случае IV) аккорда.

Понятно, что с точки зрения системы (тональности) ходы I-IV и IV-I — ходы "туда и обратно"; но, мысля и, главное, воспринимая музыку интервально/ступенево (не исключая тонального чувства), мы сразу слышим, что ходы I-IV и IV-I противоположны друг другу.

(Много/неодно)значность не есть отсутствие значения вообще.

Такая амбивалентнось ступеней/функций получается, если мыслить каждый аккорд "сам себе" тоникой; дело в том, каково соотношение между относительным (между парой аккордов) ступеневым соотношением и абсолютным/общим — в тональности.

Подменяю/отождествляю ли я функции и интервалы/ступени? Нет, лишь обращаю внимание на тот момент, что предназначение понятия с таким громким названием и фундаментальным/общим значением, как функция — адекватно отображать музыкальные процессы хотя бы в области звуковысотности/гармонии, к тому же, когда речь о тяготениях — т.е. о том, что смыслом связано с функциями практически непосредственно.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #230 : Ноября 13, 2020, 20:24:52 »
Из того, что если определились с тональностью...
Тоника может быть спорной. Отсюда и следует, что всё остальное будет спорным.

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #231 : Ноября 13, 2020, 20:45:58 »
Тоника может быть спорной. Отсюда и следует, что всё остальное будет спорным.

Несколько постов назад я рассуждал подробно об этом моменте - когда мы начинаем с ней спорить и самое главное - как.
Субдоминанта кстати тоже спорит с тоникой в каком-то смысле ...
Я пришел к заключению, что как бы мы с ней не спорили, мы все равно придем к некой тонике, спорим с одной, значит намекаем
на другую и либо переходим в другую, либо обратно соглашаемся на первую.
И да, на практике - уловить эту определенность на слух - нужен опыт, она может наступать где-то совсем на короткий момент,
но по-идее должна наступать, из одного только "спора тоник" музыка вероятно не сложится(мне так думается), а как только определенность с тоникой
наступила, то наступила и функциональная определенность, и опять не факт что все функции будут сыграны, но идея в том, что объективная
определенность всегда есть, и  TSD как бы пронизывает всю музыку ...

Ну это мои умозаключения из той теоретической базы, которую я уловил.
« Последнее редактирование: Ноября 13, 2020, 20:52:33 от Overkill69 »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #232 : Ноября 13, 2020, 20:55:43 »
из одного только "спора тоник" музыка вероятно не сложится(мне так думается)
Сложится, запросто совершенно. Можно на двух аккордах сыграть очень приличную музыкальную тему, и это периодически делают. Чередуй бесконечно два аккорда A и D, например. У группы Крафтверк есть песня, где куплет целиком на чередовании Am и Em, и больше ничего нет.

Никакая теория не запрещает брать произвольные последовательности аккордов, которые просто "приятно" звучат. Например, после Cmaj7 взять Emaj7. Эти аккорды вместе не вписываются ни в одну тональность ни в каком ладу.

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #233 : Ноября 13, 2020, 21:00:41 »
Сложится, запросто совершенно. Можно на двух аккордах сыграть очень приличную музыкальную тему, и это периодически делают. Чередуй бесконечно два аккорда A и D, например. У группы Крафтверк есть песня, где куплет целиком на чередовании Am и Em, и больше ничего нет.

Никакая теория не запрещает брать произвольные последовательности аккордов, которые просто "приятно" звучат. Например, после Cmaj7 взять Emaj7. Эти аккорды вместе не вписываются ни в одну тональность ни в каком ладу.

Можно и на одном аккорде сделать .... Это тривиальные, "вырожденные" случаи.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #234 : Ноября 13, 2020, 21:01:09 »
Архаичный блюз является ни чем иным, как "спором тоник". Если ты сочинил хорошую мелодическую фразу на первом аккорде, ты можешь её просто в точности повторить на двух других аккордах, но на другой (соответствующей) высоте. Получится, что ты просто в лоб меняешь тональность со сменой каждого аккорда, играя одно и то же на разной высоте. Это будет звучать вполне по-блюзовому.

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #235 : Ноября 13, 2020, 21:26:48 »
Насчёт "спора тоник" думается, что он не может быть однозначно разрешён (ну как "не может" — последнее, во что перейдёшь / чем завершишь гарм. оборот, то и выступит в роли полноправной тоники), как раз по той причине, что разные тоники = разные аккорды = разные высоты (и аккордов в целом и некоторых/всех составляющих их тонов порознь) = нахождение в звуковысотном соотношении, которое и определяет разность/функции аккордов относит. др. др.; переводя же разговор в другие плоскости (в частности, в "у каждого своё восприятие" и что "решает форма/синтаксис“), рискуем уйти от гармонии — поэтому если и переходить в эти темы, то, имхо, следует максимально предметно.


Также видится важным отметить сложную функциональность "тоники" (не столько в классическом, сколько в современном значении, под которым подразумевается "тональный центр"):

С одной стороны, под ней подразумевают такой аккорд, который задаёт характер/колорит звучания всех остальных ступеней/аккордов (иначе не было бы известных нам лидийского/миксолидийского/фригийского/дорийского, а мажора/минора / ионийского/эолийского и подавно).

С другой стороны, это всё-таки аккорд, звучащий наиболее "устойчиво".

И эти "функции" могут выполняться разными аккордами.
Был такой весь "ладово" окрашенный некоторым аккордом гарм. оборот и тут бац — перешли и разрешились в некоторый наиболее устойчивый аккорд (или не совершили этого).

Люди слышат и выделяют в музыке новые свойства и свойства свойств (потом сочиняют/импровизируют/исполняют/слушают/любят ту или иную музыку), и это хорошо.
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2020, 06:24:05 от arkaine »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #236 : Ноября 14, 2020, 09:08:46 »
Из того, что если определились с тональностью, скажем Ля минор, это значит, что:
Am, C - тоническая функция, Dm, F - субдоминантная, Em, G - доминантная и вроде как без вариантов ... 
Аккорд C в ля миноре может выполнять как тоническую функцию так и доминантную.
Аккорд F в ля миноре может выполнять как субдоминантовую функцию так и тоническую.
Так что варианты есть.
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2020, 09:59:10 от Taps »

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #237 : Ноября 14, 2020, 11:30:16 »
Аккорд C в ля миноре может выполнять как тоническую функцию так и доминантную.
Аккорд F в ля миноре может выполнять как субдоминантовую функцию так и тоническую.
Так что варианты есть.


Мне объясняли, что Ля минор и До мажор суть - одна тональность, что логично,
откуда до-мажор станет доминантой - непонятно, запишем в загадки ...

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #238 : Ноября 14, 2020, 12:17:40 »
Мне объясняли, что Ля минор и До мажор суть - одна тональность, что логично,
Кто такое мог объяснить? Очень грубая ошибка - как же это одна тональность, если даже тоника разная? До и Ля. Ну и разницу в звучании мажора и минора улавливают даже дети - До минор и До мажор одна тональность? Теперь же тоника одна)
Либо неправильно объяснили, либо неправильно поняли. Это параллельные тональности, они состоят из одних звуков. Но ладовая структура разная, звучание разное. И разница эта намного больше, чем просто "грустное-весёлое".
Почему в Ля миноре аккорд С может быть доминантой здесь уже тоже писали:
"У аккордов vi (ST) и iii (DT) ступеней (медианты) смешанные функции, которые проявляют себя в зависимости от контекста."
Такое ощущение, что у вас какие-то странные источники информации ???

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #239 : Ноября 14, 2020, 12:32:31 »
Кто такое мог объяснить? Очень грубая ошибка - как же это одна тональность, если даже тоника разная? До и Ля. Ну и разницу в звучании мажора и минора улавливают даже дети - До минор и До мажор одна тональность? Теперь же тоника одна)

все правильно объяснили, и правильно поняли, тоники разные, но тональности из одних звуков ... параллельные ...
почему С - доминантная функция непонятно ...

но даже если так( буду проверять :) ), пусть в тональности несколько больше вариантов, чем я описал(возможно я еще не все уяснил), но они все равно определенные - конечный набор вариантов и так в любой тональности, речь шла об объективности, вот она и есть объективность,в том что набор вариантов - конечен и определен заранее для тональности, т.е. их не обязательно играть, чтобы знать какой аккорд как себя проявит в контексте других- это и есть объективная определенность.
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2020, 12:45:22 от Overkill69 »