______ Например, из F - G7 - C ты F лидийской гармонии не получишь.
Ну, или докажи, свое утверждение.______
Речь идет об устоявшихся гармонических конструкциях, которые исторически плотно осели в общественном слухе. Лидийские, локрийские и тд гармонии не являются предметом разговора, так как если слух не воспринимает сквозную тонику на каждой гармонической ступени (пытается зацепиться за другую тонику), то это не является тональным гармоническим восприятием. Это модальность.
То есть, например, лидийская Flying in blue Dream Сатриани не тональна ? И в ней твой слух не воспринимает "сквозную тонику"? Или, например, его фригийская War?
Напиши уже прямо, чтобы была конкретика, а не рассуждения про эпохи и эволюцию.
Сначала ты пишешь это:
1) Любая тональная гармония (ТSD), то есть самая супер-пупер тональная и функциональная, элементарно превращается в модальную и нефункциональную.
Потом, оказывается, что речь идет о каких-то "устоявшихся гармонических конструкциях".
Хорошо, просто приведи свой пример - как у тебя оборот С-F-G7 (TSD) превращается в модальную и нефункциональную гармонию.
(2All - знаю, знаю, на этот вопрос, как и предыдущие, я опять не получу ответа. ))
Модальная музыка, в гармоническом виде, когда слух не может уловить тонику (и других функций системы), не входит в категорию «тональной гармонической системы».
Опять-таки - в лидийской Flying ты можешь или не можешь уловить тонику?
Это «тональная гармоническая система» или модальная и нефункциональная?
Этим модальность и отличается от тональности (при которой по словам Танеева «тоника чувствуется на расстоянии», то есть на каждой ступени гармонической системы.
Похоже, ты не вник в эти слова.
Так же как не понимаешь, что означает "ладовая функция не диктует форме, а сама диктуется формой"
Если ладовая функция диктует форме - это и есть "тоника чувствуется на расстоянии" независимо от метроритма, протяженности, долям - это стремление к разрешению в эту тонику.
В случае модальности тоже есть ладовая функция (то есть ощущается тоника, все как ты любишь), но она диктуется формой.
Прекрасная иллюстрация ведения беседы)))) Идет обсуждение КОНКРЕТНОГО вопроса (о тональном восприятии блюза и осмысливании его через мажор-минор), и вместо ответа посыл уязвленного самолюбия))))
Тебе отвечать бесполезно - ты не читаешь. Иначе извинился бы за "
Если бы ты, объясняя тему T S D, высказал мысль, что все понятия относятся исключительно к классической гармонии" . Тебе уже и rocknrollplayer указывал на это. Но нет, ноль реакции, совесть просто отсутствует. Так что, это у меня не уязвленное самолюбие, а просто насмешка над человеком, к которому теряешь уважение.
к классической гармонии (середины 18 - начала 19 века), то никаких вопросов бы не возникло.
18 век - очередная дичь. Почти вся советская эстрада построена на функциональной гармонии, шансон ("три аккорда" - это и есть s-d-t). Почти весь классический джаз основывается на ii-V-I=SDT. Это как минимум.
Образец музыки 18 го века
Не мимо, а как раз в точку. Так как теоретическая система анализа музыки не может идти вразрез с восприятием музыки. И если модальную музыку мы слышим через мажор-минор, то так тому и быть
.
Она и не идет вразрез. Мы слышим ступени через призму мажоро-минора, на котором воспитаны, но действие этой гармонии иное - не функциональное, а красочное. И последствия ладовой организации иные. Ты не понял про ассоциативный фактор.
Не обязательно понимать, чтобы это работало и у тебя )
Похоже, что ты просто не видишь и не понимаешь разницы функциях SDT и ладовых "Устой-Неустой".
Ну про блюз, адаптированный под функциональную гармонию я писал. Проехали.
Где я такое говорил??? Я стою на позиции, что если слух воспринимает все ступени гармонии, ощущая тонику, то эта система тональная.
Это следует из твоих слов. Ниже поясню, каким образом следует.
Я попросил проанализировать пару гармонических оборотов, - ты проигнорировал. Понятно, п. - не мешки ворочать. Как до дела - ноль. Не смогла, так не смогла.
А если слух «ищет тонику» и не может найти опору на ступенях, то это явный признак модальной системы.
У тебя примитивное представление о модальности. Оторванные от практики и жизни - аккурат из учебника Холопова ))).
Хотя, нет, Холопов говорит о слабой централизации и слабости тонального тяготения, а не его отсутствия. Он говорит, что (цитирую) "Так как модальность и тональность не имеют абсолютной разделяющей их границы (это не коррелятивные понятия), вопрос о взаимоотношении того и другого типа ладов представляется чрезвычайно сложным."
Ну и в приерах, которые он приводит как новомодальную гармон (Грига, Шопена, Мусоргского и тд) вполне улавливается тоника.
А у тебя все просто - слышишь тонику - тональность, не слышишь - модальность. Такая вот вульгаризация учения Холопова )) А поскольку в любой музыке (джаз-поп-рок-фьюжн, ну и прокофьева туда же) мы слышим тонику (явно и неявно(с)), то все у нас "тонально". Таким образом, вывод - в данных жанрах по-твоему модальности не существует (уточнил, почему я так написал).
Так чего So What - модальная или "тональная"? Тот же вопрос про большое количество композиций Сатриани - в них ты тонику улавливаешь, или твой слух «ищет тонику» и «не может найти опору на ступенях?»
Проблема заключается в том, что у каждого разный уровень подготовки слуха. Для кого-то тонально воспринимаются только классические «картошки», а для кого-то «прокофьев» это мажор-минор....
Ну, а для кого-то серийная техника - тональна (выше я давал цитату). Вот я и говорю, по твоим рассуждениям модальности не существует, так как все зависит от "подготовленности" слуха, и если ты слышишь тонику в индийской раге, значит она тональна.
Толк в том, что человек, открывающий учебник и читающий «идеальную систему», где написано, что «параллельные квинты это табу», а потом берет гитару и играет параллельными квинтами получает шизофрению.
Ну так проблема в том, что изучили только ОДНУ систему. Про другую ты слышать не хочешь, потому что тебя этому не учили...
И у меня такое было в институте, когда на теории нам рассказывали об «идеальной системе» с «законами гармонии и голосоведения» «профессиональной музыки», а через час-два ты идешь и на практике оказываешься далеко не в идеальной системе фольклоров разных народов мира))).
Теперь я понимаю, откуда в тебе засела вся эта путаница и непонимание. Тебе не сообщили, что есть другие системы, при чем не только в академической музыке, но и популярной. Тем более в народной.
Фольклор по определению - модален. Хоть и "тонален".
Хорошо, что мне повезло и по специальности у меня был выдающийся человек не только в практике, но и как теоретик.
Не думаю, что педагог по специальности мог между делом преподать полноценный системный курс теоретической гармонии.
Понятно - дал знать, что не все так, как в Бригадном. Но, судя по предыдущей дискуссии, про реальную модальность ты узнал относительно недавно. Тоже тогда начал бодро.. Хорошо лютнист помог. Но потом ты попал под влияние ученика Холопова с консерв0торским образованием, и все пропало ))
Опять тебе приходится получать не системные знания, а хватать между делом вершки, то у педагога по спец, то у лютниста, то на форумах, то от ученика Холопова.
Поэтому, говоря об идеальных системах, надо всегда напоминать о том, к какой эпохе это относится, к каким стилям.... Так как без этого человек сталкивается с противоречиями теории и практики.
Это у тебя сплошные противоречия, а у меня нет противоречий.
А вообще я рассматриваю теорию музыки периода, когда возникла звукозапись и до наших дней. Музыка ушедших эпох тоже может анализироваться этим аппаратом - так как мы и сейчас слышим исполнение этой музыки. Возможно, в другие времена у людей было иное восприятие. Меня это особо не интересует.
И ты, конечно же, со своей книгой, вышедшей у Руднева, не поспешил))))
Да? А что там не так?
Можно привести конкретный пример, где у меня проблемы с терминами?
Собственно об этом все мои сообщения. Например
Или непонимание, что "тональностью" могут называться разные вещи.
Ты сначала написал, что когда (цитирую) "на блюзовом сейшне все музыканты спрашивают: «Какая тональность?».... А солист в ответ: «Минорный блюз, Ля-минор» И все сразу понимают, какие аккорды играть, в какой «тональности»." . То есть ты сам написал - какие аккорды играть, в какой тональности.
А потом начал фантазировать, будто бы музыканты интересуются названием тональности - т.е не высотой тоники тональности/модальности (лада), от которой плясать, а спрашивают, типа, о гармонической системе. Очень-да надо им лезть в дебри теории, когда щас барабанщик ударит три раза и понеслось.
Тебе самому-то не смешно? У них есть гармонический (ступеневыйй) шаблон, под который надо подставить аккорды-буковки, чтобы это можно было сыграть вместе. А как это назвать - модальность или тональность, что там за функции - этого они не спрашивают у солиста.
Так что ты сначала одно сказал, потом решил это представить иначче, получилось еще хуже.
Если конкретно, то с терминами модальность, тональность/тонально, функции/функциональная гармония.
Могу предположить, что это следствие невразумительности псевдо-терминологии, которой пользовался Холопов.
Псевдотермины — слова и словосочетания, укоренившиеся в музыковедении, но не отвечающие статусу термина, поскольку они не раскрывают, а подчас искажают сущность определяемого ими явления (некоторые из них возникли в результате абсолютизации мажорно-минорной системы).
Модальные лады — широко распространенный термин, которым обозначают лады слабой централизации: «Модальные лады — те, которые в основном принципе опираются на определенные ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать)» . Термин представляется не вполне корректными, т. к., во-первых, его определение страдает нечеткостью, условностью («в основном принципе», «может отсутствовать»), а во-вторых, он связывает понятие средневекового модуса с категорией звукоряда, тогда как музыкальная медиевистика убедительно доказывает мотивно-тематическую, а не ладофункциональную природу модусов. Т. о., термин «модальные лады» переносит проблему из ракурса теоретического в ракурс историко-эстетический («лады, характерные для эпохи модального мышления»).
Тональность — абсолютно-высотное положение ладовой системы.
В условиях стабильных ладовых систем с четко выявленным центром тональность определяется положением этого центра (Т-сть. до, ми и т. п.). В системах нестабильных однозначное определение центра невозможно, но сам феномен тональность как характеристики высотного положения системы тем не менее обязательно имеет место, что с очевидностью подтверждается возможностью транспозиции музыкального текста.
Существует и еще более узкое понимание тональности — только как «классической» тональности, т. е. «организации, господство которой установилось в европейской профессиональной музыке конца XVII в. и продолжалось в двух последующих столетиях»
Расширенная тональность — термин, введеный А. Шёнбергом в контексте суждений о тональности и обозначающий весьма расплывчатое понятие. Призван определить ладовую систему, базирующуюся на мажорно-минорных отношениях, но с максимальным расширением звукоряда благодаря привлечению альтераций, взаимопроникновению одноименных, параллельных, однотерцовых и вводнотонных тональностей (см. Вводнотонная тональность. Однотерцовые тональности), а в конечном итоге — любых «эстетически желанных» (по определению Ю. Н. Холопова) аккордов. При этом сохраняется определяющий мажорно-минорную систему трехфункциональный костяк, преимущественно на ассоциативно-результативной основе.
Тональные лады — термин, который применяется как антитеза термину «модальные лады» для обозначения ладов централизованных: «Тональные лады — те, которые в основном принципе опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определенность звукоряда может и отсутствовать)» . Термин не кажется удачным, т. к. подразумевает устаревшее понимание тональности как явления, определяемого в первую очередь наличием тонального центра.
Ладовые функции Ладовая функция — логико-психо-логическая оценка характера действия звуковысотного элемента (тона, аккорда, соноблока) в его взаимосвязи с другими такими же элементами, объединенными с данным в единую структуру.
Мажорно-минорная ладогармоническая система, мажоро-минор — гармонический лад (см. Гармонические лады), основанный на функциональной триаде тоники, субдоминанты и доминанты (не путать с мажоро-минором как объединением одноименных и параллельных тональностей).
Так вот, если пользоваться более однозначной терминологией, то может и споров не будет. И всяких переносов понятий "из ракурса теоретического в ракурс историко-эстетический".
Пожалуй, я буду складывать вопросы, которые ты предпочел "не заметить". Толку мало, но хотя бы демонстрирует твою компетентность и ответственность (-без) за свои слова.
1. Докажи это свое утверждение: "Любая тональная гармония (ТSD), то есть самая супер-пупер тональная и функциональная, элементарно превращается в модальную и нефункциональную" .
2. Напиши, пожалуйста, ступени и функции вступления это песенки
И вот эту часть -
Предлагаю записать 1) гармонию, 2) ступени, 3) функции.
3. Является ли So What, основанная на дорийском миноре - модальной или тональной композицией?
4. Дай цитату с иными мнениями из "профессоров консерваторий".
5. На какие такие устоявшиеся системы я переношу понятия бригадного учебника? (ответ дан, и он заключается в том, что я, на вопрос о функциях "бригадного учебника" ответил, что таковых там нет... бррр
)
6. Раз у нас принцип восприятия тональный, то модальные композиции, например, сатрианевская Flying in blue dream в лидийском ладу перестает быть модальной?
7. Что не так в моей книге? (я не утверждаю, что она идеальна, но что ты имеешь ввиду). Кстати, Руднев ее давал на рецензию теоретику из консы (не бесплатно) и ничего, кроме тонА - т0ны, не было подвергнуто критике и исправлению.
Потом добавлю сюда из последнего поста еще вопросы, которые наверняка ты не заметишь. ))
Мне слышится так
сначала G мажоро-минор одноименный:
Em | Eb | Bb | D |
vi | bVI | bIII | V |
А потом C минор:
Ab Eb | Cm | Ab | G |
bVI bIII | i | bVI | V(гарм)|
Конечно можно, все равно маэстро не справился.
В общем похоже, но непонятно - откуда в первом куске "G мажоро-минор одноименный", если его там в помине нет и, более того, в цикле у вас там началу этого оборота предшествует G, как гармоническая доминанта? Как это все работает? )
И хде функции расширенной тональности? )
Зато на лицо ладовая переменность. По совету сенсея читаем Холопова:
2. ЛАДОВАЯ ПЕРЕМЕННОСТЬ
Свойственная модальным ладам слабость тонального тяготения (специфическим свойством которого является ясно слышимое стремление к тонике даже в моменты отхода от нее к другим ступеням и функциям) и большая роль ретроспективности в процессе сложения ладовой структуры благоприятствуют распространению свойств ладовой переменности. Чем меньше действие тональной централизации, тем больше проявляется в разных видах ладовая переменность.
А вот и "ладовый лад", который проявляется на уровне мелодической линии виолончели g ab bb с d eb fb.
И, да - там работают ассоциативные факторы, возникающие на основе ассоциативных связей воспринимаемого текста со стереотипными структурами стабильных систем.
Я там еще слышу в Eb - Bb как плагальное разрешение S-T, а Em-Eb - однотерцовые медианты. И, да - G и Сm - главные устои. Да, в принципе все можно записать, как ступени одноименного Соль мажоро-минора.